«Один из выдающихся современных певцов, он обладал
редкими вокальными данными, — пишет И. Рябова. — Его голос, обширного
диапазона, необычайной силы и насыщенности, с баритональными низами и
сверкающими верхними нотами, неповторим по тембру. Блестящее мастерство,
тонкое чувство стиля и искусство перевоплощения позволяли артисту
исполнять разнохарактерные партии оперного репертуара.
Особенно близки
Дель Монако героико-драматические и трагические партии в операх Верди,
Пуччини, Масканьи, Леонкавалло, Джордано. Крупнейшим достижением артиста
является роль Отелло в опере Верди, исполняемая с мужественной
страстностью и глубокой психологической правдивостью».
Марио Дель Монако родился во Флоренции 27 июля 1915
года. Позднее он вспоминал: «Музыку меня научили любить с детства отец и
мать, петь я начал с семи-восьми лет. Отец мой не был музыкально
образован, но очень хорошо разбирался в вокальном искусстве. Он мечтал о
том, чтобы кто-нибудь из его сыновей стал известным певцом. И даже
назвал своих детей именами оперных героев: меня — Марио (в честь героя
„Тоски"), а младшего брата — Марчелло (в честь Марселя из „Богемы").
Сначала выбор отца пал на Марчелло; он считал, что брат унаследовал от
матери голос. Отец как-то сказал ему в моем присутствии: „Ты будешь петь
Андре Шенье, у тебя будут красивая куртка и сапожки на высоких
каблуках". Признаться, я тогда очень позавидовал брату».
Мальчику минуло десять лет, когда семья перебралась в
Пезаро. Один из местных преподавателей пения, познакомившись с Марио,
весьма одобрительно высказался о его вокальных данных. Похвала прибавила
энтузиазма, и Марио стал усердно изучать оперные партии.
Уже в тринадцать лет он впервые выступил на открытии
театра в Мондольфо, небольшом соседнем городе. По поводу дебюта Марио в
главной роли в одноактной опере Массне «Нарцисс» критик писал в местной
газете: «Если мальчик сбережет свой голос, есть все основания полагать,
что он станет выдающимся певцом».
К шестнадцати годам Дель Монако уже знал много оперных
арий. Однако лишь в девятнадцать лет Марио начал серьезно заниматься — в
Пезарской консерватории, у маэстро Мелокки.
"Когда мы познакомились, Мелокки было пятьдесят четыре
года. В его доме постоянно находились певцы, и среди них очень
известные, приезжавшие со всех сторон земли за советами. Помню долгие
прогулки сообща по центральным улицам Пезаро; маэстро шествовал в
окружении учеников. Щедрый был человек. Денег за свои частные уроки он
не брал, лишь изредка соглашаясь на то, чтобы его угостили кофе. Когда
какому-нибудь из его учеников удавалось чисто и уверенно взять высокий
красивый звук, из глаз маэстро на мгновение исчезала печаль. «Вот! —
восклицал он. — Это настоящий кофейный „си-бемоль"!»
Самые дорогие из воспоминаний о жизни в Пезаро связаны у меня с маэстро Мелокки".
Марио Дель Монако в роли Отелло
Первый успех юноше принесло участие в конкурсе молодых
певцов в Риме. В соревновании участвовали 180 певцов со всех концов
Италии. Исполнив арии из «Андре Шенье» Джордано, «Арлезианки» Чилеа и
знаменитый романс Неморино «Очи ее прелестные» из «Любовного напитка»,
Дель Монако оказался в числе пяти победителей. Начинающий артист получил
стипендию, которая давала ему право заниматься в школе при Римском
оперном театре.
Однако эти занятия не принесли Дель Монако пользы. Более
того, применяемая его новым педагогом методика привела к тому, что
голос начал тускнеть, терять округлость звучания. Лишь через полгода,
вернувшись к маэстро Мелокки, он вернул голос.
Вскоре Дель Монако призвали в армию. «Но мне повезло, —
вспоминал певец. — На мое счастье, нашим подразделением командовал
полковник — большой любитель пения. Он говорил мне: „Дель Монако, ты
обязательно будешь петь". И разрешал отлучаться в город, где я для своих
уроков взял напрокат старенькое пианино». Командир части не только
разрешал талантливому солдату заниматься пением, но и предоставлял ему
возможность выступать. Так, в 1940 году в небольшом городке Кальи близ
Пезаро Марио впервые спел партию Туридду в «Сельской чести» П. Масканьи.
Но подлинное начало певческой карьеры артиста относится к
1943 году, когда он с блестящим успехом дебютировал на сцене миланского
театра «Ла Скала» в «Богеме» Дж. Пуччини. Вскоре после этого он спел
партию Андре Шенье. У. Джордано, присутствовавший на спектакле, подарил
певцу свой портрет с надписью: «Моему дорогому Шенье».
После войны Дель Монако приобретает широкую известность.
С огромным успехом он выступает в партии Радамеса из «Аиды» Верди на
фестивале «Веронская арена». Осенью 1946 года Дель Монако впервые
гастролирует за рубежом в составе труппы неаполитанского театра
«Сан-Карло». Марио поет на сцене лондонского «Ковент-Гардена» в «Тоске»,
«Богеме», «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Сельской чести» Масканьи и
«Паяцах» Р. Леонкавалло.
"…Следующий, 1947 год стал для меня рекордным. Я
выступил 107 раз, спев однажды за 50 дней 22 раза, и проехал от Северной
Европы до Южной Америки. После долгих лет нужды и несчастий все это
походило на фантастику. Тогда же мне достался потрясающий контракт на
гастроли в Бразилии с невероятным по тем временам гонораром — четыреста
семьдесят тысяч лир за выступление…
В 1947 году я выступал и в других странах. В бельгийском
городе Шарлеруа я пел для итальянских шахтеров. В Стокгольме я исполнял
«Тоску» и «Богему» при участии Тито Гобби и Мафальды Фаверо…
Театры уже оспаривали меня. Но я еще не выступал с
Тосканини. Возвратившись из Женевы, где пел в «Бале-маскараде», я
повстречался в кафе «Биффи-Скала» с маэстро Вотто, и тот сообщил, что
намерен предложить мою кандидатуру Тосканини для участия в концерте,
посвященном открытию только что восстановленного театра «Ла Скала»…
Впервые я вышел на сцену театра «Ла Скала» в январе 1949
года. Исполнялась «Манон Леско» под руководством Вотто. Спустя
несколько месяцев маэстро Де Сабата пригласил меня спеть в оперном
спектакле «Андре Шенье» памяти Джордано. Вместе со мной выступала Рената
Тебальди, ставшая звездой «Ла Скала» после участия вместе с Тосканини в
концерте на повторном открытии театра…"
Год 1950-й принес певцу одну из самых важных в его
артистической биографии творческих побед в буэнос-айресском театре
«Колон» артист в первый раз выступил в партии Отелло в одноименной опере
Верди и покорил публику не только блестящим вокальным исполнением, но и
замечательным актерским решением образа. Отзывы критики единодушны:
«Роль Отелло в исполнении Марио Дель Монако останется вписанной золотыми
буквами в историю театра „Колон"».
Дель Монако позднее вспоминал: «Где бы я ни выступал,
всюду обо мне писали как о певце, но никто не сказал, что я артист. Я
долго боролся за это звание. И если я его заслужил за исполнение партии
Отелло, видимо, я кое-чего все-таки добился».
Вслед за этим Дель Монако отправился в США. Выступление
певца в «Аиде» на сцене оперного театра в Сан-Франциско прошло с
триумфальным успехом. Нового успеха добился Дель Монако 27 ноября 1950
года, исполнив в «Метрополитен» Де Грие в «Манон Леско». Один из
американских рецензентов писал: «У артиста не только прекрасный голос,
но и выразительная сценическая внешность, стройная, юношеская фигура,
которой может похвастаться далеко не каждый известный тенор. Верхний
регистр его голоса совершенно электризовал публику, сразу же признавшую в
Дель Монако певца высшего класса. Настоящих высот достиг он в последнем
акте, где его исполнение захватило зал трагедийной силой».
"В 50—60-е годы певец часто гастролирует по различным
городам Европы и Америки, — пишет И. Рябова. — В течение многих лет он
являлся одновременно премьером двух ведущих мировых оперных сцен —
миланской «Ла Скала» и нью-йоркской «Метрополитен-опера», неоднократно
участвуя в спектаклях, открывающих новые сезоны. По традиции такие
спектакли вызывают особый интерес публики. Дель Монако пел во многих
спектаклях, ставших для нью-йоркской аудитории памятными. Его партнерами
были звезды мирового вокального искусства: Мария Каллас, Джульетта
Симионато. А с замечательной певицей Ренатой Тебальди Дель Монако
связывали особые творческие узы — совместные выступления двух выдающихся
артистов всегда становились событием в музыкальной жизни города.
Рецензенты называли их «золотым дуэтом итальянской оперы».
Приезд Марио Дель Монако в Москву летом 1959 года вызвал
грандиозный интерес у поклонников вокального искусства. И ожидания
москвичей оправдались в полной мере. С одинаковым совершенством исполнил
Дель Монако на сцене Большого театра партии Хозе в «Кармен» и Канио в
«Паяцах».
Успех артиста в те дни поистине триумфален. Вот какую
оценку дала выступлениям итальянского гостя известная певица Е.К.
Катульская. "Выдающиеся вокальные данные Дель Монако сочетаются в его
искусстве с поразительным мастерством. Какой бы силы звука ни достигал
певец, его голос никогда не теряет своего светлого серебристого
звучания, мягкости и красоты тембра, проникновенной выразительности.
Столь же красиво его mezzo voce и яркое, легко несущееся в зал piano.
Виртуозное владение дыханием, дающее певцу замечательную опору звука,
активность каждого звука и слова — таковы основы мастерства Дель Монако,
это то, что позволяет ему свободно преодолевать предельные вокальные
трудности; для него как будто не существует трудностей тесситуры. Когда
слушаешь Дель Монако, кажется, что ресурсы его вокальной техники
бесконечны.
Но в том-то и дело, что техническое мастерство певца полностью подчинено в его исполнении художественным задачам.
Марио Дель Монако — настоящий и большой артист: его
блестящий сценический темперамент отшлифован вкусом и мастерством;
мельчайшие детали его вокального и сценического исполнения тщательно
продуманы. И что особенно хочется подчеркнуть — он замечательный
музыкант. Каждая его фраза отличается строгостью музыкальной формы.
Артист никогда не приносит музыку в жертву внешним эффектам,
эмоциональным преувеличениям, чем грешат иной раз и весьма известные
певцы… Искусство Марио Дель Монако, академичное в лучшем смысле слова,
дает нам подлинное представление о классических основах итальянской
вокальной школы".
Оперная карьера Дель Монако блистательно продолжалась.
Но в 1963 году он должен был прервать свои выступления, после того как
попал в автомобильную катастрофу. Мужественно справившись с недугом,
певец уже через год вновь радует публику.
В 1966 году певец осуществил свою давнюю мечту, в
Штутгартском оперном театре Дель Монако исполнил на немецком языке
партию Зигмунда в «Валькирии» Р. Вагнера. То был очередной его триумф.
Сын композитора Виланд Вагнер пригласил Дель Монако принять участие в
спектаклях Байрейтского фестиваля.
В марте 1975 года певец оставляет сцену. На прощание он
дает несколько выступлений в Палермо и Неаполе. 16 октября 1982 года
Марио Дель Монако не стало.
Говорит Ирина Архипова, не раз выступавшая вместе с великим итальянцем:
"Летом 1983 года Большой театр гастролировал в
Югославии. Город Нови-Сад, оправдывая свое название, баловал нас теплом,
цветами… Я и теперь не помню, кто именно в мгновенье разрушил эту
атмосферу успеха, радости, солнца, кто принес известие: «Умер Марио Дель
Монако». Так горько стало на душе, так невозможно было поверить в то,
что там, в Италии, нет больше Дель Монако. И ведь знали, что он тяжело,
долго болеет, последний раз привет от него привезла музыкальный
комментатор нашего телевидения Ольга Доброхотова. Добавила: "Знаете, он
очень грустно шутит: «На земле я уже стою на одной ноге, да и та
скользит по банановой корке». И вот — все…
Гастроли продолжались, а из Италии, как траурный
контрапункт к здешнему празднику, приходили подробности о прощании с
Марио Дель Монако. Это был последний акт оперы его жизни: он завещал
похоронить себя в костюме любимого героя — Отелло, неподалеку от Виллы
Ланчениго. Гроб до самого кладбища несли знаменитые певцы,
соотечественники Дель Монако. Но вот иссякли и эти печальные вести… И
память сразу же, словно опасаясь наступления новых событий, переживаний,
стала одну за другой возвращать мне картины, связанные с Марио Дель
Монако".
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Марио Дель Монако. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.