На вопрос, может ли цвет кожи мешать карьере оперного
исполнителя, Леонтина Прайс отвечала так: «Что касается почитателей — им
он не мешает. Но мне как певице — безусловно. На „благодатной"
граммофонной пластинке я могу записывать все, что угодно. Но, если быть
откровенной, каждое появление на оперной сцене приносит мне волнения и
тревоги, связанные с гримом, актерской игрой и так далее.
Как Дездемона
или Елизавета я чувствую себя на сцене хуже, чем как Аида. Вот почему
мой „живой" репертуар не так велик, как мне того хотелось бы. Что и
говорить, трудна карьера темнокожей оперной певицы, даже если судьба не
обделила ее голосом».
Мэри Вайолет Леонтина Прайс родилась 10 февраля 1927
года на юге США, в городке Лорел (штат Миссисипи), в негритянской семье
рабочего на лесопилке.
Несмотря на скромный достаток, родители стремились
обязательно дать дочери образование, и она, в отличие от многих
сверстниц, смогла окончить колледж в Уилферфорсе, взять несколько уроков
музыки. Дальше путь ей был бы закрыт, если бы не первая счастливая
случайность: одна из богатых семей назначила ей стипендию для учебы в
знаменитой Джульярдской школе.
Однажды на одном из студенческих концертов декан
вокального факультета, услышав, как Леонтина поет арию Дидоны, не смог
сдержать восторга: «Эту девушку через несколько лет узнает весь
музыкальный мир!»
На другом ученическом спектакле молодую негритянскую
девушку услышал известный критик и композитор Вирджил Томсон. Он первым
почувствовал в ней незаурядный талант и пригласил ее дебютировать в
предстоящей премьере своей комической оперы «Четверо святых». Несколько
недель она появлялась на сцене и привлекла внимание критиков. Как раз в
то время небольшая негритянская труппа «Эвримен-опера» искала
исполнительницу главной женской роли в опере Гершвина «Порги и Бесс».
Выбор пал на Прайс.
«Ровно две недели в апреле 1952 года я пела ежедневно на
Бродвее, — вспоминает артистка, — это помогло мне познакомиться с Айрой
Гершвином — братом Джорджа Гершвина и автором текстов большинства его
произведений. Вскоре я разучила арию Бесс из „Порги и Бесс" и, когда
спела ее впервые, меня сразу пригласили на главную роль в этой опере».
На протяжении следующих трех лет молодая певица вместе с
труппой объездила десятки городов США, а потом и других стран —
Германии, Англии, Франции. Всюду она покоряла зрителей искренностью
интерпретации, отличными вокальными данными. Критики неизменно отмечали
блистательное исполнение Леонтиной партии Бесс.
В октябре 1953 года в зале библиотеки Конгресса в
Вашингтоне молодая певица впервые исполнила вокальный цикл «Песни
отшельника» Самуэла Барбера. Цикл был специально написан в расчете на
вокальные данные Прайс. В ноябре 1954 года впервые как концертная певица
Прайс выступает в зале «Таун-холл» в Нью-Йорке. В том же сезоне она
поет с Бостонским симфоническим оркестром. После этого последовали
выступления с Филадельфийским оркестром и с другими ведущими
американскими симфоническими коллективами в Лос-Анджелесе, Цинциннати,
Вашингтоне.
Несмотря на очевидные успехи, Прайс могла лишь мечтать о
сцене «Метрополитен-опера» или Чикагской лирической оперы —
негритянским певцам доступ туда был практически закрыт. Одно время, по
собственному признанию, Леонтина даже помышляла о том, чтобы уйти в
джаз. Но, услышав болгарскую певицу Любу Велич в роли Саломеи, а затем и
в других ролях, окончательно решила посвятить себя опере. Дружба с
известной артисткой с той поры стала для нее огромным моральным
подспорьем.
На счастье, в один прекрасный день последовало
приглашение спеть Тоску в телевизионной постановке. Уже после этого
спектакля стало ясно, что родилась настоящая звезда оперной сцены. За
«Тоской» последовали «Волшебная флейта», «Дон Жуан», тоже на
телевидении, а потом и новый дебют на оперной сцене в Сан-Франциско, где
Прайс участвовала в исполнении оперы Ф. Пуленка «Диалоги кармелиток».
Так, в 1957 году началась ее блистательная карьера.
Знаменитая певица Роза Понсель вспоминала о своей первой встрече с Леонтиной Прайс:
"После того как она спела одну из моих любимейших
оперных арий «Pace, pace, mio Dio» из «Силы судьбы», я поняла, что
слушаю один из самых замечательных голосов нашего времени. Но блестящие
вокальные данные еще далеко не все решают в искусстве. Много раз мне
представляли одаренных молодых певцов, которые впоследствии не смогли
реализовать свои богатые природные возможности.
Поэтому я с интересом и — не скрою — внутренней тревогой
старалась в нашем длительном разговоре разглядеть в ней черты
характера, человека. И тут я поняла, что помимо замечательного голоса и
музыкальности она обладает и многими другими чрезвычайно ценными для
художника достоинствами — самокритичностью, скромностью, способностью
пойти на большие жертвы ради искусства. И я поняла — этой девушке
суждено овладеть вершинами мастерства, стать подлинно выдающейся
артисткой".
В 1958 году прошли триумфальные дебюты Прайс в партии
Аиды в трех крупнейших европейских центрах оперного искусства — Венской
опере, лондонском театре «Ковент-Гарден» и на фестивале «Веронская
арена». В этой же роли американская певица в 1960 году первый раз
ступила на сцену «Ла Скала». Критики единодушно заключили: Прайс,
несомненно, одна из лучших исполнительниц этой партии в XX веке: «Новая
исполнительница роли Аиды Леонтина Прайс сочетает в своей трактовке
теплоту и страстность Ренаты Тебальди с музыкальностью и отточенностью
деталей, которые отличают интерпретацию Леонии Ризанек. Прайс сумела
создать органичный сплав лучших современных традиций прочтения этой
роли, обогатив его собственной художественной интуицией и творческой
фантазией».
"Аида — это образ моего цвета, олицетворяющий и
обобщающий целую расу, целый континент, — говорит Прайс. — Она особенно
близка мне своей готовностью к самопожертвованию, изяществом, психикой
героини. В оперной литературе немного образов, в которых мы, чернокожие
певцы, можем с такой полнотой проявить себя. Потому я так люблю Гершвина
— за то, что он подарил нам «Порги и Бесс».
Пылкая, страстная певица буквально покорила европейскую
публику и ровным, наполненным тембром своего мощного сопрано, одинаково
сильного во всех регистрах, и своей способностью достигать захватывающих
драматических кульминаций, непринужденностью актерской игры и
прямо-таки врожденным безупречным вкусом.
С 1961 года Леонтина Прайс — солистка театра
«Метрополитен-опера». Двадцать седьмого января в опере «Трубадур» она
дебютирует на сцене знаменитого нью-йоркского театра. Музыкальная пресса
не скупилась на похвалу: «Божественный голос», «Совершенная лирическая
красота», «Воплощенная поэзия музыки Верди».
Именно тогда, на рубеже 60-х годов, сложился и костяк
репертуара певицы, включившего кроме «Тоски» и «Аиды» также партии
Леоноры в «Трубадуре», Лиу в «Турандот», Кармен. Позднее, когда Прайс
уже была в зените славы, этот список постоянно пополнялся новыми
партиями, новыми ариями и романсами, народными песнями.
Дальнейшая карьера артистки — цепь непрерывных триумфов
на различных сценах мира. В 1964 году в составе труппы «Ла Скала» она
выступала в Москве, пела в «Реквиеме» Верди под управлением Караяна, и
москвичи по достоинству оценили ее искусство. Сотрудничество с
австрийским маэстро вообще стало одной из самых значительных страниц ее
творческой биографии. Многие годы их имена были неразлучны на концертных
и театральных афишах, на пластинках. Эта творческая дружба зародилась в
Нью-Йорке во время одной из репетиций, и с тех пор ее долгое время
называли «караяновским сопрано». Под мудрым руководством Караяна
негритянская певица смогла раскрыть лучшие черты своего таланта,
расширить творческий диапазон. С тех пор и навсегда ее имя вошло в элиту
мирового вокального искусства.
Несмотря на контракт с «Метрополитен-опера», певица
большую часть времени проводила в Европе. «Для нас это нормальное
явление, — говорила она корреспондентам, — и объясняется оно недостатком
работы в США: оперных театров мало, а певцов много».
«Многие записи певицы расценены критикой как выдающийся
вклад в современное вокальное исполнительство, — отмечает музыкальный
критик В.В. Тимохин. — Одну из своих коронных партий — Леонору в
„Трубадуре" Верди — она записала трижды. Каждая из этих записей имеет
свои достоинства, но особенно впечатляет, пожалуй, запись, сделанная в
1970 году в ансамбле с Пласидо Доминго, Фьоренцей Коссотто, Шерриллом
Милнсом. Поразительно ощущает Прайс характер вердиевской мелодии, ее
полетность, завораживающую проникновенность и красоту. Голос певицы
исполнен необыкновенной пластичности, гибкости, трепетной
одухотворенности. Как поэтично звучит у нее ария Леоноры из первого
действия, в которую Прайс привносит в то же время ощущение неясной
тревоги, душевное волнение. В немалой степени этому способствует и
специфическая „темная" окраска голоса певицы, так пригодившаяся ей в
партии Кармен, а в ролях итальянского репертуара придающая им
характерный внутренний драматизм. Ария Леоноры и „Miserere" из
четвертого действия оперы принадлежат к числу высших достижений Леонтины
Прайс в итальянской опере. Здесь не знаешь, чем больше восхищаться —
поразительной свободой и пластикой вокализации, когда голос превращается
в совершенный инструмент, бесконечно подвластный художнику, или
самоотдачей, артистическим горением, когда в каждой спетой фразе
ощущается образ, характер. Удивительно поет Прайс во всех ансамблевых
сценах, которыми так богата опера „Трубадур". Она душа этих ансамблей,
цементирующая основа. Голос Прайс словно вобрал в себя всю поэзию,
драматическую порывистость, лирическую красоту и глубокую искренность
музыки Верди».
В 1974 году на открытии сезона в оперном театре
Сан-Франциско Прайс покоряет слушателей веристским пафосом исполнения
партии Манон Леско в одноименной опере Пуччини: партию Манон она пела
впервые.
В конце 70-х годов певица значительно сокращает
количество своих оперных выступлений. Вместе с тем в эти годы она
обращается к партиям, которые, как казалось ранее, не совсем отвечают
складу дарования артистки. Достаточно назвать исполнение в 1979 году в
«Метрополитен» партии Ариадны в опере Р. Штрауса «Ариадна на Наксосе».
После этого многие критики поставили артистку в один ряд с выдающимися
штраусовскими певицами, блиставшими в этой роли.
С 1985 года Прайс продолжила выступления как камерная
певица. Вот что писал в начале 80-х годов В.В. Тимохин: «Современные
программы Прайс — камерной певицы свидетельствуют о том, что она не
изменила своим прежним симпатиям к немецкой и французской вокальной
лирике. Конечно, многое она поет иначе, чем в годы своей артистической
юности. Прежде всего изменился сам тембровый „спектр" ее голоса — он
стал гораздо „темнее", насыщеннее. Но, как и прежде, глубоко впечатляют
плавность, красота звуковедения, тонкое ощущение артисткой гибкой
„текучести" вокальной линии…»
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Леонтина Прайс. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.