Рихард Вагнер (1813-1885) не менее полувека был властителем умов, кумиром тысяч поклонников в разных частях Европы. Влияния его личности, его музыкальных идей, его грандиозных сочинений и сейчас сильны, отголоски его творчества слышны во многих современных композициях, а его эстетические принципы доныне вызывают дискуссии в гуманитарной среде. Музыка серьезно увлекает Вагнера в тринадцатилетнем возрасте. Глубокое впечатление на него произвели шедевры Бетховена "Фиделио" и Девятая симфония, встречи с Вебером. Всегда увлекавшийся политическими событиями, он темпераментно воспринимал идеи июльской революции 1830 г., остро сочувствовал освободительной борьбе поляков, разделял радикальные идеи движения "Молодая Европа", руководимого Г. Лаубе. Премьера оперы «Риенци" (1842), выразившей политические взгляды автора, принесла ему значительный успех. "Германия стала для меня лишь незначительной частью всего мира, - писал Вагнер. - Я освободился от отвлеченного мистицизма и начал любить материю ... Все находящееся вокруг меня я видел как бы в процессе бурного брожения; и для самого себя я считал естественнее всего броситься в этот кипучий водоворот».
Мечтаете о волшебной и божественной свадьбе в своем уютном гнездышке? Теперь совершенно не не обязательно специально ехать в ЗАГС, чтобы узаконить свои отношения. Ведь существует выездная регистрация брака. Вы можете выбрать для этого торжественного случая любое красивое место на природе, старинный особняк и даже дворец. Ведь день, который вы посвятили соединению ваших сердец, должен запомниться надолго.
В опере «Летучий голландец» (1843) ярко прозвучала тема, чрезвычайно важная для всего последующего творчества Вагнера, - искупление жертвенной женской любовью. С незаурядной силой воплощена эта тема в операх «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1850), ставших значимым рубежом вагнеровской оперной реформы. В основе реформы - отрицание показного стиля парижской Оперы; противостояние пению как самоцели, где господствует стремление к внешней виртуозности; борьба с устарелыми, по мнению Вагнера, художественными формами и поверхностным, бездушным подражанием итальянской опере. 1851 г. композитор создал теоретическую работу «Опера и драма», где обобщены его основные идеи о музыкальном театре. В 1850-е гг. Вагнер все глубже погружается в изучение скандинавских саг и германского эпоса, его устремления направлены на воссоздание средневековых национальных сюжетов. Важнейшим этапом этой работы стало создание тетралогии - цикла, состоящего из четырех опер, - «Кольцо Нибелунга». Композитор создавал тетралогию с 1850 по 1874 год, с временными перерывами, в которые были написаны другие произведения. По замыслу композитора, сочинение следовало исполнять четыре вечера: 1-й вечер - Пролог, «Золото Рейна»; 2-й вечер - «Валькирия»; 3-й вечер - «Зигфрид»; 4-й вечер - «Гибель богов». Композитор сознавал, что для постановки всего цикла ему необходим особый театр, построенный по специальному проекту, где учитывались бы требования, соответствующие его музыкальной драме, - соединение музыки, поэзии, сценографии, сценического движения. В 1872 г. он торжественно заложил здание нового театра в Байройте и энергично взялся за добывание средств на постройку. В 1874 г. предприятие оказалось на грани провала, и композитору - в который раз - помог король Баварии Людвиг II.
Открытие Байройтского фестивального театра состоялось летом 1876 г. постановкой всего «Кольца Нибелупга» под управлением Г. Рихтера. Полная тетралогия длится около 18 часов. «Золото Рейна» не делится на акты, представляя развернутое вступление к драме. Остальные оперы содержат по три акта каждая. Эта огромная конструкция пронизана тщательно детализированной системой лейтмотивов. Каждый из них несет символический смысл, указывает на конкретный персонаж, иногда - понятие, предмет.
Лейтмотивы - не просто знаки, но элементы симфонического развития. Их взаимодействие, сочетания несут подтексты, скрытые смыслы, не выраженные непосредственно в действии (аналогичные принципы действуют И В других операх Вагнера - «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры» ). Воплощенный в «Кольце» древний миф не сводится к истории богов, людей, великанов и нибелунгов (карликов) за власть над миром, олицетворяемую золотым кольцом нибелунга Альбериха.
В творении Вагнера музыканты, философы, историки находили сокровенные подтексты, глубокие откровения и прозрения. В нем видели прообраз современных наук о человеке (психоанализа 3. Фрейда, аналитической философии К Юнга, структурной антропологии К. Леви-Стросса); находили идеологические истоки социализма или фашизма; считали тетралогию притчей об индустриальном обществе и т. д. Однако ни одна частная интерпретация не отражает полноты и многозначности его содержания. Степень влияния личности и творчества Вагнера на современников и потомков трудно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, создал целую систему выразительных средств, разработал особые методы развития музыкальных идей, преобразовал искусство дирижирования. Произведения Вагнера могли вызывать противоречивые чувства, от обожания до ненависти, но даже самые убежденные противники композитора не отрицали его величия.
Источник:Мировая художественная культура. Х1Х век. Изобразительное искусство, музыка, театр. - Спб., 2008.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Кольцо Нибелунга. Рихард Вагнер"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.