В.В. Тимохин пишет:
«Кэтлин Феррьер обладала одним из красивейших голосов нашего столетия. У нее
было настоящее контральто, отличавшееся особой теплотой и бархатистостью тона в
нижнем регистре. На протяжении всего диапазона голос певицы звучал насыщенно и
мягко.
В самом его тембре, характере звучания были какие‑то „изначальная"
элегичность и внутренний драматизм. Подчас нескольких фраз, спетых певицей,
было достаточно, чтобы создать у слушателя представление об образе, полном
скорбного величия и строгой простоты. Неудивительно, что именно в этой
эмоциональной тональности решены многие замечательные артистические создания
певицы».
Кэтлин Мэри Феррьер
родилась 22 апреля 1912 года в городе Хайгер Уолтон (графство Ланкашир), что на
севере Англии. Ее родители сами пели в хоре и с ранних лет прививали девочке
любовь к музыке. В средней школе города Блэкберна, где Кэтлин получила
образование, она также научилась играть на фортепиано, пела в хоре, приобрела
знания по основным музыкальным дисциплинам. Это помогло ей победить в конкурсе
молодых музыкантов, который проводился в соседнем городке. Интересно, что она
получила сразу две первые премии — по пению и по фортепиано.
Однако неважное
материальное положение родителей привело к тому, что в течение нескольких лет
Кэтлин работала телефонисткой. Только в двадцативосьмилетнем возрасте (!) она
стала брать уроки пения в Блэкберне. К тому времени началась Вторая мировая
война. Так что первые выступления певицы были на заводах и госпиталях, в
расположении воинских частей.
Кэтлин выступала с
английскими народными песнями, и с большим успехом. Ее сразу полюбили: красота
голоса и безыскусная манера исполнения покорили слушателей. Порой начинающую
певицу приглашали и на настоящие концерты, с участием профессиональных
музыкантов. Свидетелем одного из таких выступлений стал известный дирижер
Малколм Сарджент. Он порекомендовал молодую певицу руководству лондонской
концертной организации.
В декабре 1942 года
Феррьер появилась в Лондоне, где занималась у видного певца и педагога Роя
Гендерсона. Вскоре она начала свои выступления. Кэтлин пела и соло, и вместе
ведущими английскими хоровыми коллективами. С последними она исполняла оратории
Генделя и Мендельсона, пассивны Баха. В 1943 году состоялся дебют Феррьер в
качестве профессиональной певицы в «Мессии» Генделя.
В 1946 году певица
познакомилась с композитором Бенджамином Бриттеном, имя которого было на устах
у всех музыкантов страны после премьеры его оперы «Питер Граймс». Бриттен
работал над новой оперой «Поругание Лукреции» и уже наметил состав
исполнителей. Лишь партию героини — Лукреции, воплощения чистоты, хрупкости и
незащищенности женской души, долгое время не решался никому предложить. Наконец
Бриттен вспомнил о Феррьер — певице‑контральто, которую слышал год назад.
Премьера «Поругания
Лукреции» состоялась 12 июля 1946 года, на первом послевоенном Глайндборнском
фестивале. Опера прошла с успехом. В дальнейшем труппа Глайндборнского
фестиваля, в которую вошла и Кэтлин Феррьер, исполнила ее более шестидесяти раз
в различных городах страны. Так имя певицы приобрело широкую известность у
английских слушателей.
Через год Глайндборнский
фестиваль вновь открылся оперной постановкой с участием Феррьер — на этот раз
«Орфеем и Эвридикой» Глюка.
Партиями Лукреции и Орфея
ограничилась оперная карьера Феррьер. Партия Орфея — единственная работа
артистки, сопровождавшая ее на всем протяжении короткой артистической жизни. «В
свое исполнение певица привносила ярко выраженные экспрессивные черты, —
отмечает В.В. Тимохин. — Голос артистки переливался множеством красок —
матовых, нежных, прозрачных, густых. Показателен ее подход к известной арии „Потерял
я Эвридику" (третье действие). У некоторых певиц (достаточно вспомнить в этой
связи замечательного интерпретатора роли Орфея на немецкой сцене Маргарет
Клозе) эта ария звучит как скорбное, возвышенно‑просветленное Largo. Феррьер
придает ей гораздо большую импульсивность, драматическую порывистость, и сама
ария приобретает совсем иной характер — не пасторально элегичный, а
взволнованно‑страстный…».
После одного из
спектаклей в ответ на похвалы почитателя ее дарования Феррьер сказала: «Да, эта
роль мне очень близка. Отдать все, что имеешь, чтобы бороться за свою
любовь, — как человек и артистка я чувствую себя в постоянной готовности к
этому шагу».
Но певицу более влекла
концертная эстрада. В 1947 году на Эдинбургском фестивале она исполнила
симфонию‑кантату Малера «Песнь о земле». Дирижировал Бруно Вальтер. Исполнение
симфонии стало сенсацией фестиваля.
Вообще трактовки Феррьер
произведений Малера составили замечательную страницу в истории современного
вокального искусства. Об этом ярко и красочно пишет В.В. Тимохин:
"Кажется, что в
сердце певицы находили особенный отклик малеровская скорбь, сострадание к своим
героям…
Удивительно тонко
чувствует Феррьер живописно‑изобразительное начало музыки Малера. Но ее
вокальная живопись не просто красива, она согрета горячей нотой участия,
человеческого сочувствия. Исполнение певицы выдержано не в приглушенном,
камерно‑интимном плане, оно захватывает лирической взволнованностью,
поэтической просветленностью".
С той поры Вальтер и
Феррьер стали большими друзьями и часто выступали вместе. Дирижер считал
Феррьер «одной из величайших певиц нашего поколения». С Вальтером в качестве
пианиста‑аккомпаниатора артистка дала сольный концерт на Эдинбургском фестивале
1949 года, пела на Зальцбургском фестивале того же года, выступила на Эдинбургском
фестивале 1950 года — в «Рапсодии для меццо‑сопрано» Брамса.
С этим дирижером Феррьер
дебютировала в январе 1948 года и на американской земле в той же симфонии
«Песнь о земле». После концерта в Нью‑Йорке лучшие музыкальные критики США
откликнулись на дебют артистки восторженными рецензиями.
Артистка еще дважды
побывала в США на гастролях. В марте 1949 года состоялся ее первый сольный
концерт в Нью‑Йорке. В том же году Феррьер выступила в Канаде и на Кубе. Часто
певица выступала в Скандинавских странах. Ее концерты в Копенгагене, Осло,
Стокгольме неизменно проходили с большим успехом.
Феррьер часто выступала
на Голландском музыкальном фестивале. На первом фестивале, 1948 года, она пела
«Песнь о земле», а на фестивалях 1949 и 1951 годов исполняла партию Орфея,
вызвав единодушные восторги публики и прессы. В Голландии же в июле 1949 года с
участием певицы прошла международная премьера «Весенней симфонии» Бриттена.
конце 40‑х годов появились первые пластинки Феррьер. В дискографии певицы
значительное место занимают записи английских народных песен, любовь к которым
она пронесла через всю жизнь.
В июне 1950 года певица
приняла участие в Международном баховском фестивале в Вене. Первое выступление
Феррьер перед местной аудиторией состоялось в «Страстях по Матфею» в зале
венского «Музикферейна».
«Отличительные черты
художественной манеры Феррьер — высокое благородство и мудрая простота — с
особой силой впечатляют в ее баховских трактовках, полных сосредоточенной
углубленности и просветленной торжественности, — пишет В.В.
Тимохин. — Феррьер великолепно чувствует монументальность баховской
музыки, ее философскую значительность и возвышенную красоту. Богатством
тембровой палитры своего голоса она расцвечивает баховскую вокальную линию,
сообщает ей поразительную „многоцветность" и, что самое главное, эмоциональную
„объемность". Каждая фраза у Феррьер согрета горячим чувством, — конечно,
оно не носит характера открытого романтического высказывания. Экспрессия певицы
всегда сдержанна, но есть в ней одно замечательное качество — богатство
психологической нюансировки, что для баховской музыки приобретает особенную
важность. Когда Феррьер передает своим голосом настроение печали, слушателя не
покидает ощущение, что в недрах его словно вызревает зерно драматического конфликта.
Подобно этому, и светлое, радостное, приподнятое чувство имеет у певицы свой
„спектр" — тревожную трепетность, взволнованность, импульсивность».
В 1952 году столица
Австрии приветствовала Феррьер после блестящего исполнения партии меццо‑сопрано
в «Песне о земле». К тому времени певица уже знала, что неизлечимо больна,
интенсивность ее артистической деятельности значительно снижается.
В феврале 1953 года
певица нашла в себе силы вернуться на сцену театра «Ковент‑Гарден», где был
поставлен ее любимый «Орфей». Она выступила лишь в двух спектаклях из
запланированных четырех, но, несмотря на нездоровье, как всегда, блистательно.
Критик Уинтон Дин,
например, писал в журнале «Опера» по поводу премьерного спектакля 3 февраля
1953 года: «Удивительная красота голоса, высокая музыкальность и драматическая
страстность позволили певице воплотить самую сердцевину легенды об Орфее,
передать скорбь человеческой утраты и всепокоряющую силу музыки. Сценическая
внешность Феррьер, всегда необычайно выразительная, на этот раз особенно
впечатляла. В целом это было исполнение такой чарующей красоты и
трогательности, что она совершенно затмила всех своих коллег».
Увы, уже 8 октября 1953
года Феррьер не стало.
Источник: Самин Д. 100 великих вокалистов. - М.: Вече, 2002.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Кэтлин Феррьер. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.