Федор Шаляпин в опере «Жизнь за царя», Мариинский театр, Петербург, 1900-е
Мысль
написать оперу об Иване Сусанине подал Глинке поэт Жуковский. Глинку
сразу увлек предложенный Жуковским сюжет, в особенности картина гибели
героя. "Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении",—писал
впоследствии Глинка. Либретто предполагал писать Жуковский, однако,
написав одну сцену, он отказался от дальнейшей работы и "сдал", как
говорит Глинка, оперу посредственному поэту из числа придворных Николая
I барону Розену.
Ария Ивана Сусанина. Поет Марк Райзен. Фильм "Большой концерт", 1951 г.
Общий план оперы составил сам Глинка. Разработка
сценария, очень точного и подробного, протекала в творческом
общении композитора с крупнейшими петербургскими литераторами. Есть
основания думать, что в обсуждении сценария принимал участие Пушкин.
Постоянную помощь оказывали Глинке Жуковский и видный писатель и музыкальный критик Одоевский. Работа же с
либреттистом принесла Глинке немало огорчений. Его не удовлетворяли
стихи барона Розена. Ему приходилось бороться с "верноподданническим"
духом, который старался внести в либретто придворный поэт. Многое в
розеновском либретто Глинка изменил, но полностью преодолеть его
недостатки не смог. Глинке пришлось даже отказаться от названия,
которое он дал опере: "Иван Сусанин". По прямому указанию императора
Николая I опера Глинки получила совершенно не соответствующее всему ее
духу "верноподданническое" наименование— "Жизнь за царя". Лишь после
Великой Октябрьской революции патриотическое творение Глинки было
освобождено от монархического духа, чуждого замыслу композитора и всей
музыке оперы. Текст "Ивана Сусанина" переработал советский поэт С.
Городецкий. С этим текстом и с подлинным авторским названием опера
Глинки ставится в советских оперных театрах.
События, о которых повествует опера Глинки, происходят в конце 1612
года, когда русский народ под руководством Минина и Пожарского
заканчивал героическую борьбу за освобождение страны от польских
магнатов, захвативших Москву. Первое действие — в селе Домнине. На
улице собрались крестьяне. Среди них Иван Сусанин и его дочь Антонида.
Антонида ждет возвращения жениха, ратника Собинина, который повел отряд
воинов против захватчиков-поляков, и думает о скорой свадьбе. "Что
гадать о свадьбе?"—слышит она от отца: не о семейных радостях нужно
думать русским людям, когда враг еще не изгнан из Руси, когда столица в
руках панов. К берегу подплывает лодка, из нее выходит Собинин с
ратниками. Крестьяне узнают, что поляки, засевшие в Москве, окружены
русскими войсками, что недалек уже день полной победы. Когда будет
разгромлен враг, тогда, обещает Сусанин дочери и Собинину, настанет
время для семейного торжества и состоится их свадьба.
Второе
действие — торжественный бал в замке польского короля Сигизмунда.
Польская шляхта мечтает о полном покорении Руси, о новых победах и
богатой добыче.
Содержание
оперы излагается по тексту в переработке С. Городецкого. Гонец из
России нарушает радостное настроение шляхты: польские войска в Москве
осаждены ополчением Минина и Пожарского. Гости короля взволнованы: одни
понимают, что близко поражение, но другим кажется, что польским рыцарям
нетрудно будет разбить народное ополчение и покорить Русь "огнем и
мечом". Отряд шляхтичей отправляется в поход против Минина и Пожарского.
Третье
действие — снова в Домнине, в избе Сусанина. Сусанин сообщает Ване,
своему приемному сыну, что недалеко от Домнина, в посаде, остановились
русские войска во главе с Мининым. Войска готовы двинуться в поход,
чтобы изгнать из родной земли захватчиков. Ваня хочет присоединиться к
войскам Минина и с мечом в руке защищать Родину. Сусанин гордится
мужеством сына, но мальчикам не место в рядах воинов. В это время в
доме Сусанина идут приготовления к свадебному пиру; близка победа:
"скоро заря за окном над мирной землей загорится", — и Сусанин не хочет
больше откладывать свадьбу дочери и Собинина. Однако события
складываются не так, как предполагал Сусанин. Неожиданно в избу входят
начальники польского отряда. "Где русские войска?", "Где стоит Минин?",
"Как пройти на Москву?" "В Москву дороги нет чужим!" — гордо и смело
отвечает Сусанин. Поляки выхватывают сабли: Сусанину грозит смерть. Но
угроза не пугает его: "Страха не страшусь, смерти не боюсь". Поляки
понимают, что гибель старого крестьянина не поможет им найти дорогу в
Москву, и решают подкупить Сусанина. Сусанин делает вид, что деньги
прельстили его: "Ваша правда! Деньги — сила. Червонцы лучше, чем
могила... Панам вельможным услужу, прямым путем вас провожу!" Незаметно
для поляков Сусанин посылает Ваню в посад — предупредить Минина о
приходе новых польских войск. "Сейчас их всех я в лес веду, — говорит
Сусанин Ване, — туда, где глушь, и топь, и тьма. Пусть я умру, но их
сгублю!" Поляки уводят Сусанина. Входит Собинин с несколькими
крестьянами. Узнав от Антониды, что Сусанин уведен поляками, Собинин
собирает дружину для борьбы с врагом и освобождения Сусанина.
Четвертое
действие разбито на три картины. Первая картина ночью, в лесу. Дружина
Собинина пытается найти польский отряд, с которым ушел Сусанин *. Эта
картина, не имеющая существенного значения в развитии событий, в
современных постановках оперы обычно опускается.Вторая картина — у
монастырского посада. Хотя конь, на котором мчался Ваня, пал под ним,
он все же выполнил поручение отца. Ваня добегает до посада и успевает
предупредить соратников Минина о новой опасности, грозящей русским
войскам. Посадские и ополченцы выходят из монастыря, чтобы дать отпор
врагу, не пустить его к Москве.Третья картина четвертого действия —
сцена в лесу. Поляки, еле передвигающие ноги, с трудом пробираются
через кусты и снежные сугробы. Впереди идет Сусанин.Поляки в тревоге.
Куда завел их "москаль"? Не видно ни дороги, ни тропинки. Не сбился ли
с пути их проводник? "Снежным саваном встречает Русь гостей",—отвечает
Сусанин. Загадочный ответ Сусанина не лишает поляков надежды.
Измученные долгой и тяжелой дорогой, они засыпают, рассчитывая после
рассвета выбраться из леса.
Сусанин понимает, что близится развязка
Протекут немногие часы, и взойдет заря — последняя заря в его жизни. Не
придется увидеть ему сына, дочь, зятя. Но сомнений нет в душе Сусанина.
Его смерть избавит вопросы поляков Сусанин торжественно отвечает: "Туда
завел я вас, куда и серый волк не забегал... Туда завел я вас, где
глушь и гладь, где вам от лютой вьюги погибать, где вам голодной
смертью помирать!" Мужественно встречает Сусанин смерть.Сценой в лесу
завершается трагедия Сусанина. Но Глинка не заканчивает оперу гибелью
своего героя. Замысел Глинки — прославление подвига костромского
крестьянина, достойного сына великой страны, в тяжелых боях отстоявшей
свою независимость. Поэтому опера Глинки заканчивается эпилогом —
апофеозом победы русского народа. На Красной площади в Москве толпы
празднично одетого народа. Радостно и торжественно поет народ: Славься,
славься ты, Русь моя! Славься ты, русская наша земля! Да будет во веки
веков сильна Любимая наша родная страна!В первоначальном плане Глинка
назвал "Ивана Сусанина" "отечественной героическо--трагической оперой".
Действительно, "Иван Сусанин" — опера героическая и одновременно
трагическая. Но героическое в творении Глинки, безусловно, берет верх
над трагическим. Торжественно-радостное, оптимистическое завершение
оперы закономерно вытекает из всего хода событий.Важнейшее "действующее
лицо" оперы — русский народ. Этому нисколько не противоречит то, что в
центре событий стоит величавая фигура Ивана Сусанина.
Народ и Сусанин
составляют единое целое; Сусанин неотделим от народа. Поэтому и в
музыке их много общего. Это общее — прежде всего мелодика, корнями
своими уходящая в русскую народную песню.Образ русского народа с
наибольшей полнотой, с наибольшей яркостью обрисован в двух хорах,
которые "окаймляют" оперу Глинки. Одним из них открывается первое
действие. Это хор ополченцев и крестьян "Родина моя! Русская земля!".
По мысли Глинки, хор должен выразить "неустрашимость русского народа".
Хор звучит как широкая и могучая, полная энергии русская песня Второй —
упоминавшийся уже хор "Славься", завершающий оперу. Это песня
торжества, ликования, несокрушимой мощи и гордой уверенности в своей
силе. Композитор и музыкальный критик А. Н. Серов писал об этом хоре:
"Во всех существующих до сих операх нет финального хора, который бы так
тесно был сплочен с задачею музыкальной драмы и такою могучею кистью
рисовал бы историческую картину данной страны в данную эпоху. Тут Русь
времен Минина и Пожарского — в каждом звуке".Мелодия хора "Славься"
необычайно проста и вместе с тем величественна. Это торжественный гимн
русскому народу, русской земле. В то же время это грандиозный марш,
рисующий отнюдь не только шествие войск и горожан по Красной площади; в
музыке "Славься" мы слышим могучую поступь великого народа.
Хор
"Славься" — эмоциональный и идейный итог оперы, логическое завершение
драматических событий, развертывающихся в "Иване Сусанине". Это
значение заключительного хора Глинка раскрывает и в музыке. Тема хора
впервые появляется в эпилоге. Однако ее нельзя считать совершенно
новым, не знакомым слушателю музыкальным образом. Отдельные интонации,
попевки мелодии "Славься" звучали в предшествовавших картинах.
Внимательный слушатель заметит, например, что в разговоре Сусанина с
поляками (третье действие) на словах "Велик и свят наш край родной"
звучит еще не вполне "созревший" мотив "Славься". Точно так же в
последних словах Сусанина (финальная картина четвертого действия) легко
расслышать интонации заключительного хора на словах "Встает моя заря".
Вводя интонации "Славься" в партию Сусанина, Глинка подчеркивает
величие подвига крестьянина-патриота, показывает единство чувств и
мыслей Сусанина и всего русского народа.нина — ив поступках его, и в
словах, и в музыке, с ним связанной, — степенность, чувство
собственного достоинства, гордость, спокойное, без бахвальства,
мужество и в то же время большая душевная теплота. Музыка, создающая
образ Сусанина, тесно связана с русской народной песней.
Уже
в первом действии образ Сусанина показан с различных сторон. Сусанин —
любящий отец, человек, умудренный долгой жизнью, к слову которого с
уважением прислушиваются односельчане; в первом же действии выявляются
и такие черты Сусанина, как мужество, высокий патриотизм. Поэтому
отнюдь не кажется неожиданным решение Сусанина — в третьем действии —
идти на верную смерть ради спасения Москвы. И в третьем действии облик
Сусанина разносторонен. Музыка полна воли, непреклонной твердости,
когда Сусанин говорит полякам: "Страха не страшусь, смерти не боюсь". А
в плавной мелодии прощания с дочерью (лаконичное ариозо "Ты не
кручинься, дитятко мое!") звучит трогающая нежность.Вершина развития
трагедии Сусанина — сцена в лесу.
Драматургическая кульминация этой
сцены — ария Сусанина "Чуют правду". Глинка не упростил стоявшей перед
ним задачи. Сусанин совершает героический подвиг, однако ария "Чуют
правду" скорее лирична, чем героична. И в словах Сусанина и в
изумительно пластичной, гибкой кантилене звучат горестные раздумья об
уходящей жизни, печальные мысли об осиротевшей семье. Но ни на Минуту
не закрадываются в душу Сусанина сомнения, колебания. Музыка арии,
захватывая слушателя глубиной страдания, душевным теплом, остается
гордо-мужественной, возвышенной и простой, как скорбная русская
песня.Рядом с Сусаниным по яркости музыкальных образов стоят близкие к
нему люди: Антонида, Собинин, Ваня. Так же как Сусанин, это русские
люди большой души, любящие родину, мужественные и сердечные.Ваня —
мальчик, полу -ребенок. По-детски проста и незатейлива его песенка "Как
мать убили у малого птенца" (начало третьего действия). Глубокая печаль
звучит в его рассказе о смерти Сусанина "Ах, не мне, бедному" (в
эпилоге). Но и здесь мы слышим бесхитростную речь подростка. А когда
Ваня мечтает о ратных подвигах, в его словах, и еще больше в музыке,
появляется героический порыв.
Замечательна в этом отношении ария Вани
(с хором ополченцев) "Бедный конь в поле пал" у ворот монастырского
посада. Совсем не детская твердая решимость чувствуется в упругой, как
стальной клинок, мелодии на словах "Где тут Минин стоит?".У Собинина,
по словам Глинки, "удалой характер". Действительно, беззаветная русская
удаль чувствуется в рассказе Собинина о боях с врагами (первое
действие):Эх, когда жених к невесте Без подарка приезжал? Я с моей
дружиной вместе Вражью шайку разогнал!
В
энергичной, четко ритмованной мелодии легко заметить родство с особым,
весьма самобытным видом русских песен — с боевыми солдатскими песнями.
Еще больше воли, энергии в маршеобразной мелодии, когда Собинин
запевает (в том же действии): "Нам привычно, русским людям, гнать врага
своим мечом!"Женственномягкий образ Антониды — своего рода контрастное
дополнение к мужественному образу Собинина.
ИСТОЧНИК: Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.46
Любите танцевать по зажигательные ритмы восьмидесятых? Слушайте любимых исполнителей и вспоминайте, как отрывались на танцполах под песни Александра Барыкина, Сергеяч Минаева, Машины Времени, Софии Ротару, Аллы Пугачевой и других прекрасных исполнителей.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Иван Сусанин (Жизнь за царя). Михаил Глинка"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.