Добавить компанию




ОПЕРА

ИСТОРИЯ
ОПЕРЫ
ЛИБРЕТТО
КОМПОЗИТОРЫ
ОПЕРНЫЕ ПЕВЦЫ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ОПЕРА » ОПЕРЫ




Иван Сусанин (Жизнь за царя). Михаил Глинка

Просмотров: 19529 | Рейтинг: 3.0/6 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:




Федор Шаляпин в опере «Жизнь за царя»,
Мариинский театр, Петербург, 1900-е



Мысль написать оперу об Иване Сусанине подал Глинке поэт Жуковский. Глинку сразу увлек предложенный Жуковским сюжет, в особенности картина гибели героя. "Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении",—писал впоследствии Глинка. Либретто предполагал писать Жуковский, однако, написав одну сцену, он отказался от дальнейшей работы и "сдал", как говорит Глинка, оперу посредственному поэту из числа придворных Николая I барону Розену.

Ария Ивана Сусанина. Поет Марк Райзен.
Фильм "Большой концерт", 1951 г.


Общий план оперы составил сам Глинка. Разработка сценария, очень точного и подробного, протекала в творческом общении композитора с крупнейшими петербургскими литераторами. Есть основания думать, что в обсуждении сценария принимал участие Пушкин. Постоянную помощь оказывали Глинке  Жуковский и видный писатель и музыкальный критик Одоевский. Работа же с либреттистом принесла Глинке немало огорчений. Его не удовлетворяли стихи барона Розена. Ему приходилось бороться с "верноподданническим" духом, который старался внести в либретто придворный поэт. Многое в розеновском либретто Глинка изменил, но полностью преодолеть его недостатки не смог. Глинке пришлось даже отказаться от названия, которое он дал опере: "Иван Сусанин". По прямому указанию императора Николая I опера Глинки получила совершенно не соответствующее всему ее духу "верноподданническое" наименование— "Жизнь за царя". Лишь после Великой Октябрьской революции патриотическое творение Глинки было освобождено от монархического духа, чуждого замыслу композитора и всей музыке оперы. Текст "Ивана Сусанина" переработал советский поэт С. Городецкий. С этим текстом и с подлинным авторским названием опера Глинки ставится в советских оперных театрах.

События, о которых повествует опера Глинки, происходят в конце 1612 года, когда русский народ под руководством Минина и Пожарского заканчивал героическую борьбу за освобождение страны от польских магнатов, захвативших Москву. Первое действие — в селе Домнине. На улице собрались крестьяне. Среди них Иван Сусанин и его дочь Антонида. Антонида ждет возвращения жениха, ратника Собинина, который повел отряд воинов против захватчиков-поляков, и думает о скорой свадьбе. "Что гадать о свадьбе?"—слышит она от отца: не о семейных радостях нужно думать русским людям, когда враг еще не изгнан из Руси, когда столица в руках панов. К берегу подплывает лодка, из нее выходит Собинин с ратниками. Крестьяне узнают, что поляки, засевшие в Москве, окружены русскими войсками, что недалек уже день полной победы. Когда будет разгромлен враг, тогда, обещает Сусанин дочери и Собинину, настанет время для семейного торжества и состоится их свадьба.

Второе действие — торжественный бал в замке польского короля Сигизмунда. Польская шляхта мечтает о полном покорении Руси, о новых победах и богатой добыче.

Содержание оперы излагается по тексту в переработке С. Городецкого. Гонец из России нарушает радостное настроение шляхты: польские войска в Москве осаждены ополчением Минина и Пожарского. Гости короля взволнованы: одни понимают, что близко поражение, но другим кажется, что польским рыцарям нетрудно будет разбить народное ополчение и покорить Русь "огнем и мечом". Отряд шляхтичей отправляется в поход против Минина и Пожарского.

Третье действие — снова в Домнине, в избе Сусанина. Сусанин сообщает Ване, своему приемному сыну, что недалеко от Домнина, в посаде, остановились русские войска во главе с Мининым. Войска готовы двинуться в поход, чтобы изгнать из родной земли захватчиков. Ваня хочет присоединиться к войскам Минина и с мечом в руке защищать Родину. Сусанин гордится мужеством сына, но мальчикам не место в рядах воинов. В это время в доме Сусанина идут приготовления к свадебному пиру; близка победа: "скоро заря за окном над мирной землей загорится", — и Сусанин не хочет больше откладывать свадьбу дочери и Собинина. Однако события складываются не так, как предполагал Сусанин. Неожиданно в избу входят начальники польского отряда. "Где русские войска?", "Где стоит Минин?", "Как пройти на Москву?" "В Москву дороги нет чужим!" — гордо и смело отвечает Сусанин. Поляки выхватывают сабли: Сусанину грозит смерть. Но угроза не пугает его: "Страха не страшусь, смерти не боюсь". Поляки понимают, что гибель старого крестьянина не поможет им найти дорогу в Москву, и решают подкупить Сусанина. Сусанин делает вид, что деньги прельстили его: "Ваша правда! Деньги — сила. Червонцы лучше, чем могила... Панам вельможным услужу, прямым путем вас провожу!" Незаметно для поляков Сусанин посылает Ваню в посад — предупредить Минина о приходе новых польских войск. "Сейчас их всех я в лес веду, — говорит Сусанин Ване, — туда, где глушь, и топь, и тьма. Пусть я умру, но их сгублю!" Поляки уводят Сусанина. Входит Собинин с несколькими крестьянами. Узнав от Антониды, что Сусанин уведен поляками, Собинин собирает дружину для борьбы с врагом и освобождения Сусанина.

Четвертое действие разбито на три картины. Первая картина ночью, в лесу. Дружина Собинина пытается найти польский отряд, с которым ушел Сусанин *. Эта картина, не имеющая существенного значения в развитии событий, в современных постановках оперы обычно опускается.Вторая картина — у монастырского посада. Хотя конь, на котором мчался Ваня, пал под ним, он все же выполнил поручение отца. Ваня добегает до посада и успевает предупредить соратников Минина о новой опасности, грозящей русским войскам. Посадские и ополченцы выходят из монастыря, чтобы дать отпор врагу, не пустить его к Москве.Третья картина четвертого действия — сцена в лесу. Поляки, еле передвигающие ноги, с трудом пробираются через кусты и снежные сугробы. Впереди идет Сусанин.Поляки в тревоге. Куда завел их "москаль"? Не видно ни дороги, ни тропинки. Не сбился ли с пути их проводник? "Снежным саваном встречает Русь гостей",—отвечает Сусанин. Загадочный ответ Сусанина не лишает поляков надежды. Измученные долгой и тяжелой дорогой, они засыпают, рассчитывая после рассвета выбраться из леса.

Сусанин понимает, что близится развязка Протекут немногие часы, и взойдет заря — последняя заря в его жизни. Не придется увидеть ему сына, дочь, зятя. Но сомнений нет в душе Сусанина. Его смерть избавит вопросы поляков Сусанин торжественно отвечает: "Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал... Туда завел я вас, где глушь и гладь, где вам от лютой вьюги погибать, где вам голодной смертью помирать!" Мужественно встречает Сусанин смерть.Сценой в лесу завершается трагедия Сусанина. Но Глинка не заканчивает оперу гибелью своего героя. Замысел Глинки — прославление подвига костромского крестьянина, достойного сына великой страны, в тяжелых боях отстоявшей свою независимость. Поэтому опера Глинки заканчивается эпилогом — апофеозом победы русского народа. На Красной площади в Москве толпы празднично одетого народа. Радостно и торжественно поет народ: Славься, славься ты, Русь моя! Славься ты, русская наша земля! Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна!В первоначальном плане Глинка назвал "Ивана Сусанина" "отечественной героическо--трагической оперой". Действительно, "Иван Сусанин" — опера героическая и одновременно трагическая. Но героическое в творении Глинки, безусловно, берет верх над трагическим. Торжественно-радостное, оптимистическое завершение оперы закономерно вытекает из всего хода событий.Важнейшее "действующее лицо" оперы — русский народ. Этому нисколько не противоречит то, что в центре событий стоит величавая фигура Ивана Сусанина.

Народ и Сусанин составляют единое целое; Сусанин неотделим от народа. Поэтому и в музыке их много общего. Это общее — прежде всего мелодика, корнями своими уходящая в русскую народную песню.Образ русского народа с наибольшей полнотой, с наибольшей яркостью обрисован в двух хорах, которые "окаймляют" оперу Глинки. Одним из них открывается первое действие. Это хор ополченцев и крестьян "Родина моя! Русская земля!". По мысли Глинки, хор должен выразить "неустрашимость русского народа". Хор звучит как широкая и могучая, полная энергии русская песня Второй — упоминавшийся уже хор "Славься", завершающий оперу. Это песня торжества, ликования, несокрушимой мощи и гордой уверенности в своей силе. Композитор и музыкальный критик А. Н. Серов писал об этом хоре: "Во всех существующих до сих операх нет финального хора, который бы так тесно был сплочен с задачею музыкальной драмы и такою могучею кистью рисовал бы историческую картину данной страны в данную эпоху. Тут Русь времен Минина и Пожарского — в каждом звуке".Мелодия хора "Славься" необычайно проста и вместе с тем величественна. Это торжественный гимн русскому народу, русской земле. В то же время это грандиозный марш, рисующий отнюдь не только шествие войск и горожан по Красной площади; в музыке "Славься" мы слышим могучую поступь великого народа.
   
Хор "Славься" — эмоциональный и идейный итог оперы, логическое завершение драматических событий, развертывающихся в "Иване Сусанине". Это значение заключительного хора Глинка раскрывает и в музыке. Тема хора впервые появляется в эпилоге. Однако ее нельзя считать совершенно новым, не знакомым слушателю музыкальным образом. Отдельные интонации, попевки мелодии "Славься" звучали в предшествовавших картинах. Внимательный слушатель заметит, например, что в разговоре Сусанина с поляками (третье действие) на словах "Велик и свят наш край родной" звучит еще не вполне "созревший" мотив "Славься". Точно так же в последних словах Сусанина (финальная картина четвертого действия) легко расслышать интонации заключительного хора на словах "Встает моя заря". Вводя интонации "Славься" в партию Сусанина, Глинка подчеркивает величие подвига крестьянина-патриота, показывает единство чувств и мыслей Сусанина и всего русского народа.нина — ив поступках его, и в словах, и в музыке, с ним связанной, — степенность, чувство собственного достоинства, гордость, спокойное, без бахвальства, мужество и в то же время большая душевная теплота. Музыка, создающая образ Сусанина, тесно связана с русской народной песней.

Уже в первом действии образ Сусанина показан с различных сторон. Сусанин — любящий отец, человек, умудренный долгой жизнью, к слову которого с уважением прислушиваются односельчане; в первом же действии выявляются и такие черты Сусанина, как мужество, высокий патриотизм. Поэтому отнюдь не кажется неожиданным решение Сусанина — в третьем действии — идти на верную смерть ради спасения Москвы. И в третьем действии облик Сусанина разносторонен. Музыка полна воли, непреклонной твердости, когда Сусанин говорит полякам: "Страха не страшусь, смерти не боюсь". А в плавной мелодии прощания с дочерью (лаконичное ариозо "Ты не кручинься, дитятко мое!") звучит трогающая нежность.Вершина развития трагедии Сусанина — сцена в лесу.

Драматургическая кульминация этой сцены — ария Сусанина "Чуют правду". Глинка не упростил стоявшей перед ним задачи. Сусанин совершает героический подвиг, однако ария "Чуют правду" скорее лирична, чем героична. И в словах Сусанина и в изумительно пластичной, гибкой кантилене звучат горестные раздумья об уходящей жизни, печальные мысли об осиротевшей семье. Но ни на Минуту не закрадываются в душу Сусанина сомнения, колебания. Музыка арии, захватывая слушателя глубиной страдания, душевным теплом, остается гордо-мужественной, возвышенной и простой, как скорбная русская песня.Рядом с Сусаниным по яркости музыкальных образов стоят близкие к нему люди: Антонида, Собинин, Ваня. Так же как Сусанин, это русские люди большой души, любящие родину, мужественные и сердечные.Ваня — мальчик, полу -ребенок. По-детски проста и незатейлива его песенка "Как мать убили у малого птенца" (начало третьего действия). Глубокая печаль звучит в его рассказе о смерти Сусанина "Ах, не мне, бедному" (в эпилоге). Но и здесь мы слышим бесхитростную речь подростка. А когда Ваня мечтает о ратных подвигах, в его словах, и еще больше в музыке, появляется героический порыв.

Замечательна в этом отношении ария Вани (с хором ополченцев) "Бедный конь в поле пал" у ворот монастырского посада. Совсем не детская твердая решимость чувствуется в упругой, как стальной клинок, мелодии на словах "Где тут Минин стоит?".У Собинина, по словам Глинки, "удалой характер". Действительно, беззаветная русская удаль чувствуется в рассказе Собинина о боях с врагами (первое действие):Эх, когда жених к невесте Без подарка приезжал? Я с моей дружиной вместе Вражью шайку разогнал!

В энергичной, четко ритмованной мелодии легко заметить родство с особым, весьма самобытным видом русских песен — с боевыми солдатскими песнями. Еще больше воли, энергии в маршеобразной мелодии, когда Собинин запевает (в том же действии): "Нам привычно, русским людям, гнать врага своим мечом!"Женственномягкий образ Антониды — своего рода контрастное дополнение к мужественному образу Собинина.

ИСТОЧНИК: Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.46


Любите танцевать по зажигательные ритмы восьмидесятых? Слушайте любимых исполнителей и вспоминайте, как отрывались на танцполах под песни Александра Барыкина, Сергеяч Минаева, Машины Времени, Софии Ротару, Аллы Пугачевой и других прекрасных исполнителей.


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Иван Сусанин (Жизнь за царя). Михаил Глинка" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2011-10-28



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0