Ярчайший образец творчества Гектора Берлиоза - «Фантастическая симфония», созданная в 1830 Г., при окончании консерватории.
у Берлиоза три программных, то есть имеющих литературный
сюжет, симфонии. «Фантастическая симфония», по общему мнению, лучшая
из них и, конечно, наиболее часто исполняемая. Ее правомерно считать столь же ярким манифестом французского романтизма, как роман «Исповедь сына века» А. Мюссе или драму «Эрнани» В. Гюго.
Композитор назвал произведение «Эпизод из жизни артиста» и поместил в начале партитуры подробный сюжет, разбив его, в соответствии со строением симфонии, на пять частей. Мы приводим его с сокращениями.
Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пылким воображением, безнадежно влюбленный, в припадке отчаяния отравляется опиумом. Доза, принятая им, недостаточна, чтобы вызвать
смерть, и погружает его в тяжелый сон. Сама любимая стала мелодией, как бы навязчивой идеей, которую он встречает и слышит
повсюду.
Часть 1. Мечтания, страсти.
Он вспоминает сначала тот душевный недуг, те необъяснимые
страсти и печали, те внезапные радости, которые он испытал, прежде чем увидел ту, которую он любит, потом всепоглощающую любовь ( ... ) припадки бурной ревности, возвращение нежности, слезы, утешение в религии ...
Часть 2. Бал.
Он встречает любимую на балу, в шуме блестящего празднества.
Часть 3. Сцена в полях.
Однажды летним вечером он слышит перекликающийся наигрыш
двух пастухов. ( ... ) Все вселяет в его сердце непривычный покой,
а его мысли принимают светлый оттенок ... Но она вновь появилась;
его сердце сжимается, его волнуют мрачные предчувствия (... ) отдаленный раскат грома ... одиночество ... молчание ...
Часть 4. Шествие на казнь.
Ему снится, что он убил ту, которую любил, что он осужден на смерть
и его ведут на казнь под звуки марша - то мрачного и сурового, то
блестящего и торжественного. ( ... ) навязчивая идея вновь появляется как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом.
Часть V. Сон в ночь шабаша.
Он видит себя на шабаше, посреди страшной толпы теней, колдунов и чудовищ, собравшихся на его похороны. ( ... ) Мелодия-любимая возвращается еще раз, но она потеряла свой благородный и
скромный характер; теперь это отвратительный плясовой напев,
пошлый и крикливый. Это она идет на шабаш ... радостный рев ее
встречает ... она присоединяется к дьявольской оргии ...
В предисловии композитор указывал, что в концерте можно про-
грамму слушателям не раздавать, но обязательно указывать названия частей.
Первое исполнение состоялось в декабре 1830 г. под управлением Ф. Габенека и было весьма успешным. Об интересе публики
к симфонии говорит и то обстоятельство, что между 1835 и 1855 г.
сам Берлиоз более тридцати раз дирижировал своим сочинением в
Париже и других европейских городах. Интересно, что первое издание 1845 г. вышло с посвящением русскому царю Николаю 1.
Программа «Фантастической симфонии» отражает лишь основную канву повествования, ориентирует слушателя в драматургических коллизиях оркестрового действа. Ее непреходящая ценность
заключена в беспрецедентной экспрессии инструментальных красок, мощных и рельефных драматургических линиях, броской красоте мелодий и органичной целостности формы. Всякий, кто слышал эту музыку, знает, что она захватывает с первых тактов и ведет
за собою слушателя, не отпуская ни на мгновенье. Через все сочинение проходит тема любви (ее иногда называют темой возлюбленной),
появляющаяся в тембре солирующего кларнета в первой части и
эпизодически возникающая в других частях симфонии. Тема эта
трансформируется в соответствии с характером и смыслом музыки.
Вначале она нежно-мечтательная, в сцене бала - элегически-грустная, в сцене шабаша - гротескно-насмешливая. То, что композитор
называет в программе «пошлым и крикливым напевом», - это тема
любви в исполнении малого кларнета, имеющего резкий и своеобразный тембр. Композитор приберегает его именно для финальной
части и заставляет солировать в сцене шабаша.
Берлиоз - великий мастер оркестра. Его оркестровый стиль свеж
и оригинален, мощь и индивидуальность звучаний узнаваема среди
десятков иных романтических сочинений.
С необычайным изяществом написана сцена бала (2 часть), где на
фоне двух аккомпанирующих арф скрипки исполняют тему редкой
красоты, воздушную и гибкую.
Тема разрастается, усиливается, поднимается до необычайной высоты лирического обобщения. Красочна
и поэтична сцена в полях (3 часть) с ее звукоизобразительными
эффектами, элегантными метафорами в изображении природы.
«Пастушескую идиллию» композитор рисует перекличкой английского рожка и гобоя. В эпизоде грозы солируют литавры. применяются тончайшими, акварельными звучностями, способными передавать мельчайшие оттенки смысла и колорита.
IV и V части - словно бы нагнетание сил зла, но предстающих в различных ипостасях, в разных художественных сферах.
«Шествие на
казнь» - неуклонная фатальная поступь к самоуничтожению и неизбежности трагической развязки. Композитор рисует ее колоритно
и точно, то тихим зловещим рокотом фаготов, то нервными вскриками меди, то всплесками струнных. Грозная фатальная безысходность чередуется с торжественным пафосом, плотные, тяжелые фразы струнных - с открытыми, «Сквозящими» трубами. И вновь, перед
казнью, возникает короткое соло кларнета - тема любви. Но любовь
сломлена, гибель героя неизбежна. Таков итог этой части. В финальной части, сцене дьявольского шабаша, композитор вновь находит
неожиданные приемы развертывания оркестровой драматургии.
После гротескной темы малого кларнета, первых скрипок краски сгущаются, оркестровая ткань предельно уплотняется. В кульминации проходит знаменитая церковная тема Dies irae (День гнева) которую обычно включали в реквием (траурную мессу).
В «Фантастической симфонии» она звучит грозно и одновременно гротескно
смешиваясь с хороводом шабаша. Необычайно эффектно применяется в этой части звучание Низких колоколов, уводящее в загадочный и ирреальный мир темных сил.
«Фантастическая симфония» Берлиоза - знаковое сочинение
для эпохи романтизма. Если даже вовсе не знать романтической музыки, по нему можно составить объемное представление об этом явлении в целом и в важнейших его проявлениях. Но не только в этом
заключена художественная ценность симфонии. Она пользуется
любовью слушателей во всем мире благодаря непреходящей красоте и стройности замысла, вечной свежести музыкальных мыслей и
завораживающему звучанию оркестра, который, благодаря Берлиозу, заговорил новым, бесконечно привлекательным языком.
Вы музыкант или певец? Ищете музыкантов и единомышленников, чтобы создать свою группу? Хотите записать свой альбом? Все это вы сможете найти в одном месте, ведь социальная сеть шоу-бизнеса "Планета" - это то, что вам надо. Создавайте и воплощайте в жизнь свои проекты!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Гектор Берлиоз. Фантастическая симфония"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.