Немецкого певца Фишера-Дискау выгодно отличал тонкий
индивидуальный подход к разнообразному оперному репертуару и песням.
Необъятный диапазон его голоса позволял ему исполнить практически любую
программу, выступить едва ли не в любой оперной партии, предназначенной
для баритона. Он исполнил произведения таких разных композиторов, как Бах, Глюк, Шуберт, Берг, Вольф, Шенберг, Бриттен, Хенце.
Дитрих Фишер-Дискау родился 28 мая 1925 года в Берлине.
Вспоминает сам певец: "…отец был одним из организаторов так называемого
театра средних школ, где предоставлялась возможность, к сожалению,
только состоятельным ученикам, — за небольшие деньги смотреть
классические пьесы, слушать оперы и концерты. Все, что я там видел, шло
тут же в моей душе в переработку, во мне возникало желание сразу же
воплотить это самому: я с безумной страстью повторял вслух монологи и
целые сцены, зачастую не понимая смысла произносимых слов.
Я так долго доводил своими громкогласными, на
фортиссимо, речитациями прислугу на кухне, что она в конце концов
обратилась в бегство, взяв расчет.
…Однако уже в тринадцать лет я прекрасно знал наиболее
значительные музыкальные произведения — главным образом благодаря
грампластинкам. В середине тридцатых годов появились великолепные
записи, которые и теперь часто выходят в перезаписи на долгоиграющих
пластинках. Я полностью подчинил проигрыватель своей потребности
самовыражения".
В родительском доме часто устраивались музыкальные
вечера, в которых главным действующим лицом был юный Дитрих. Тут он даже
поставил «Вольного стрелка» Вебера, использовав для музыкального
сопровождения грампластинки. Это дало будущим биографам основание в
шутку утверждать, что с тех пор и зародился его повышенный интерес к
звукозаписи.
В том, что он посвятит себя музыке, у Дитриха не было
сомнений. Но чему именно? В старших классах он исполнил в школе «Зимний
путь» Шуберта. В то же время его привлекала профессия дирижера. Однажды,
в одиннадцатилетнем возрасте, Дитрих поехал с родителями на курорт и
блестяще выступил в конкурсе дирижеров-любителей. А может, лучше стать
музыкантом? Его успехи как пианиста также впечатляли. Но и это еще не
все. Его привлекала и музыкальная наука! К окончанию школы он подготовил
солидное сочинение о баховской кантате «Феб и Пан».
Верх взяла любовь к пению. Фишер-Дискау поступает
учиться на вокальное отделение Высшей музыкальной школы в Берлине.
Началась Вторая мировая война и его забрали в армию; после нескольких
месяцев подготовки отправили на фронт. Однако молодого человека вовсе не
прельщали гитлеровские идеи мирового господства.
В 1945 году Дитрих попал в лагерь для пленных близ
итальянского города Римини. В этих не совсем обычных условиях и
состоялся его артистический дебют. Однажды ему на глаза попались ноты
шубертовского цикла «Прекрасная мельничиха». Он быстро выучил цикл и
вскоре выступил перед пленными на самодельной эстраде.
Возвратившись в Берлин, Фишер-Дискау продолжает
обучение: берет уроки у Г. Вейсенборна, оттачивая вокальную технику,
готовя репертуар.
Карьеру профессионального певца он начинает неожиданно,
записав на пленку «Зимний путь» Шуберта. Когда эта запись прозвучала
однажды в радиопередаче, отовсюду посыпались письма с просьбой повторить
ее. Передача транслировалась почти каждый день на протяжении нескольких
месяцев. А Дитрих тем временем записывает все новые произведения —
Баха, Шумана, Брамса. В студии его услышал и дирижер Западноберлинской
городской оперы Г. Титьен. Он подошел к молодому артисту и решительно
сказал: «Через четыре недели вы поете на премьере „Дон Карлоса" маркиза
Позу!»
После этого и началась в 1948 году оперная карьера
Фишера-Дискау. С каждым годом он совершенствует свое мастерство. Его
репертуар пополняют все новые произведения. С тех пор он спел десятки
партий в произведениях Моцарта, Верди, Вагнера, Россини, Гуно, Рихарда
Штрауса и других. В конце 50-х годов артист впервые сыграл заглавную
роль в опере «Евгений Онегин» Чайковского.
Одной из любимых ролей певца была роль Макбета в опере
Верди: "В моем исполнении Макбет был белокурым исполином, медлительным,
неповоротливым, открытым для туманящего мозг колдовства ведьм,
впоследствии устремленным к насилию во имя власти, пожираемым
честолюбием и раскаянием. Видение меча возникало по одной-единственной
причине: его рождало мое собственное стремление к убийству, одолевавшее
все чувства, монолог исполнялся в речитативной манере вплоть до вскрика в
конце. Затем шепотом я произносил «Все кончено», как будто эти слова
мямлил постигший свою вину смерд, послушный раб холодной, жаждущей
власти супруги и госпожи. В красивой ре-бемоль-мажорной арии душа
проклятого короля словно разливалась в темной лирике, обрекая себя на
уничтожение. Ужас, неистовство, страх сменялись почти без переходов —
вот где нужно было широкое дыхание для истинно итальянской кантилены,
драматическая насыщенность для декламации речитативов, нордическая
зловещая углубленность в самого себя, напряженность для того, чтобы
передать всю тяжесть смертоносных аффектов, — вот где была возможность
сыграть «мировой театр».
Далеко не каждый вокалист с такой охотой выступал в
операх композиторов XX столетия. Здесь к числу лучших достижений
Фишера-Дискау принадлежат интерпретации центральных партий в операх
«Художник Матисс» П. Хиндемита и «Воццек» А. Берга. Он участвует в
премьерах новых сочинений Х.-В. Хенце, М. Типпетта, В. Фортнера. При
этом ему в равной мере удаются лирические и героические, комические и
драматические роли.
"Как-то в Амстердаме у меня в гостиничном номере
появился Эберт, — вспоминает Фишер-Дискау, — и стал жаловаться на хорошо
известные дирижерские проблемы, — мол, фирмы грамзаписи вспоминают о
нем лишь спорадически, директора театров редко исполняют на деле свои
обещания.
…Эберт признал, что я хорошо приспособлен для участия в
так называемых проблемных операх. В этой мысли его укрепил и главный
дирижер театра Рихард Краус. Последний начал ставить недооцененную,
лучше сказать почти забытую, оперу Ферруччо Бузони «Доктор Фауст», и для
разучивания заглавной партии ко мне прикрепили практика, великолепного
знатока театрального ремесла, друга Крауса Вольфа Фелькера в качестве
«режиссера со стороны». На роль Мефисто был приглашен Хельмут Мельхерт,
певец-актер из Гамбурга. Успех премьеры позволил повторить спектакль в
течение двух сезонов четырнадцать раз.
В какой-то из вечеров в директорской ложе сидел Игорь
Стравинский, в прошлом противник Бузони; после окончания спектакля он
пришел за кулисы. За толстыми стеклами его очков широко открытые глаза
поблескивали от восхищения. Стравинский воскликнул:
— Вот уж не знал, что Бузони был таким хорошим композитором! Сегодня для меня один из важнейших оперных вечеров".
При всей интенсивности работы Фишера-Дискау на оперной
сцене она составляет лишь часть его артистической жизни. Как правило, он
отдает ей лишь пару зимних месяцев, гастролируя в крупнейших театрах
Европы, а также летом участвует в оперных спектаклях на фестивалях в
Зальцбурге, Байрейте, Эдинбурге. Остальное время певца принадлежит
камерной музыке.
Основную часть концертного репертуара Фишера-Дискау
составляет вокальная лирика композиторов-романтиков. Фактически вся
история немецкой песни — от Шуберта до Малера, Вольфа и Рихарда Штрауса —
запечатлена в его программах. Он явился не только непревзойденным
интерпретатором множества известнейших произведений, но и вызвал к новой
жизни, заново подарил слушателям десятки творений Бетховена, Шуберта,
Шумана, Брамса, почти полностью исчезнувших из концертной практики. И по
открытому им пути пошли многие талантливые исполнители.
Все это море музыки зафиксировано им на пластинках. И по
количеству, и по качеству записей Фишер-Дискау, безусловно, занимает
одно из первых мест в мире. Он поет в студии с той же ответственностью и
с тем же напряженным творческим волнением, с которым выходит к публике.
Слушая его записи, трудно отрешиться от мысли, что исполнитель поет для
вас, находясь где-то здесь, рядом.
Мечта стать дирижером не отставляла его, и в 1973 году
он взял в руки дирижерскую палочку. После этого любители музыки получили
возможность познакомиться с его транскрипцией некоторых симфонических
произведений.
В 1977 году и советские слушатели смогли воочию
убедиться в мастерстве Фишера-Дискау. В Москве он вместе со Святославом
Рихтером исполнял песни Шуберта и Вольфа. Вокалист Сергей Яковенко,
делясь своими восторженными впечатлениями, подчеркивал: «Певец, на наш
взгляд, как бы переплавил в единое целое принципы немецкой и итальянской
вокальных школ… Мягкость и эластичность звучания, отсутствие горлового
призвука, глубокое дыхание, выровненность регистров голоса — все эти
черты, свойственные лучшим итальянским мастерам, присущи и вокальной
манере Фишера-Дискау. Прибавьте к этому бесконечные градации в
произнесении слова, инструментальность звуковедения, мастерское владение
pianissimo, и мы получим почти идеальную модель для исполнения и
оперной музыки, и камерной, и кантатно-ораториальной».
Не осталась нереализованной и еще одна мечта
Фишера-Дискау. Хотя он не стал профессиональным музыковедом, однако
написал на редкость талантливые книги о немецкой песне, о вокальном
наследии любимого Шуберта.
Дитрих Фишер Дискау ушел из жизни 18 мая 2012 года в возрасте 86 лет.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Дитрих Фишер-Дискау. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.