Для русской речи наиболее естественным является
чередование согласных и гласных звуков, причем сочетание согласных чаще всего
бывает двух- и трехчленным. Если же между гласными встречается сочетание
четырех и более согласных, это может нарушать благозвучие речи и вызывать
некоторые затруднения при произношении.
На благозвучие речи оказывает
влияние также чередование ударных и безударных слогов. Оптимальный вариант
— интервал в 2-3 безударных гласных между ударными, то есть короткие слова
должны чередоваться с длинными. Нарушение этого правила делает речь или
рубленой (Дед был стар), или, напротив, монотонной (Свидетельства поименованных
авансодержателей запротоколированы).
Однако именно использование таких неудобопроизносимых
звукосочетаний, слов и фраз может дать положительные результаты при работе над
дикцией. Чем большую нагрузку испытывают при тренировке органы речи, тем
больше получаемый эффект. Примером может служить древнегреческий оратор
Демосфен, который избавился от косноязычия, упражняясь в отчетливом
произношении звукосочетаний, слов и фраз с камешками во рту.
Упражнение 1.
Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:
Упражнение 2.
Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем
быстрее:
Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать,
трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва,
протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство,
брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд
всхрапнуть.
Упражнение 3. Потренируйтесь
в произношении долгих согласных:
А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к
Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать,
отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить,
подтвердить, оттолкнуть;
Упражнение 5. Произнесите
фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро:
В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был
град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох
скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск —
брызг блеск! Сто верст вскачь.
Упражнение 6. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями
согласных звуков:
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла
кларнет. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова посреди
двора. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Расскажите про
покупки. — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про
покупочки мои. Толком толковать, да без толку расперетолковывать. В
пруду у Поликарпа — три карася, три карпа. Краб крабу сделал грабли,
подарил грабли крабу. — Грабь граблями гравий, краб! Купи кипу
пик. Летят три пичужки через три пустых избушки. Наш Полкан попал в
капкан. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с
перепеленочком. Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот. Сшит
колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не
по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол
переколоколовать да перевыколоковать.
Упражнение 7.
Вспомните, найдите в сборниках или составьте сами несколько скороговорок с
труднопроизносимым сочетанием звуков.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СОЧЕТАНИЕМ ЗВУКОВ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.