Речь, то есть
звук, голос, произношение - область, явно подчинённая контролю сознания,
поэтому нетрудно представить себе возможность совершенно сознательно её
изменять, улучшать и исправлять.
Дыхание - основа
хорошей речи, оно для голоса как горючее для двигателя. Однако дыхание действительно
эффективно, когда оно ритмично и хорошо регулируется. Правильному речевому
дыханию необходимо научиться.
Далеко не просто
ощутить процесс дыхания. Неспециалисту часто просто не приходит в голову, какую
роль играет дыхание в процессе речи. Для самого говорящего процесс дыхания
является настолько непроизвольным и неосознанным моментом в речи, что о его
существовании напоминают ему разве только какие-либо резкие нарушения и
ненормальности дыхания, мешающие его обычному течению. Только когда мы начинаем
говорить, не успокоившись после резкого движения, бега, или вынуждены прервать
на середине слишком длинную фразу, мы вспоминаем о дыхании, ибо чувствуем
недостаток воздуха.
Органы дыхания -
гортань, трахея, бронхи и лёгкие - представляют единое целое. Это целое
регулируется механизмами, отлаженными за миллионы лет эволюции. Внизу лёгкие
опираются на диафрагму, или грудобрюшную преграду, представляющую собой
мускульную перегородку между полостью живота и грудной полостью. Между рёбрами
находятся межрёберные мускулы, участвующие в расширении грудной клетки при
дыхании. Сзади и спереди лёгкие граничат со стенками грудной клетки.
Процесс
дыхания состоит из трёх моментов:
1.вдоха, благодаря
которому кровь получает кислород;
2.выдоха, во время
которого выбрасывается из лёгких всё ненужное;
3.паузы, или отдыха
перед новым вдохом.
При вдохе воздух
идёт через нос, затем через гортань в дыхательное горло и, проходя через бронхи
и их разветвления, попадает, наконец, в лёгочные пузырьки. В это время кровь,
протекая по сосудам в лёгочные пузырьки, наполненные воздухом, берёт оттуда
кислород, а из себя выделяет углекислоту и другие газообразные продукты
распада, которые во время выдоха, при сжатии легочных пузырьков, выбрасываются
из организма. Кровь, насыщенная кислородом, опять разбегается по всему телу,
неся человеку новые силы и энергию. Этот процесс обмена происходит в организме
непрерывно.
Из имеющихся
многочисленных типов дыхания основными, представляющими интерес в речевой и
вокальной педагогике, можно назвать боковое (рёберное), диафрагматическое
(брюшное), ключичное (плечевое) дыхание.
Боковое, или
рёберное, дыхание приближается к нижнему типу дыхания, поскольку при расширении
рёбер во время вдоха в большой степени участвует и диафрагма. Как известно,
нижняя часть лёгких шире и более обогащена кислородом благодаря большому
количеству кислородных пузырьков. Расширение грудной клетки в поперечном
направлении происходит путём поднятия рёбер. Этот тип дыхания обычно охотно
используется певцами.
В грудном типе
дыхания участвуют мышцы, расширяющие грудную клетку в средней и верхней её
части.
При ключичном, или
плечевом, дыхании действуют мышцы плечевого пояса, которые поднимают вверх
грудную клетку и особенно плечи.
Так, например,
неизбежное поднятие плеч, слишком короткий выдох при ключичном дыхании, в
котором участвуют только верхушки лёгких, делают его утомительным, назойливо
заметным для зрителя и не только бесполезным, но даже вредным при работе над
голосом стоя. Всё это происходит потому, что говорящий стремится при помощи
брюшных мышц удержать диафрагму в сокращённом состоянии (не давать ей
возвращаться на своё место) и регулировать таким образом выдох. Этот момент
исключительно важен при подаче звука, так как такое укреплённое, устойчивое
положение диафрагмы даёт некоторую опору звуку в пении и речи.
Не следует думать,
что под развитием дыхания подразумевается какая-либо работа над тем
непроизвольным, ежесекундным процессом, который совершается в человеческом
организме. Самому процессу дыхания, благодаря которому происходит питание
организма кислородом, обучать нечего. Без него невозможна жизнь. Это процесс
непроизвольный. Мы же говорим о наиболее целесообразном использовании дыхания в
работе над постановкой голоса. Нельзя забывать, что человек обычно говорит на
выдохе. Поэтому дыхательная тренировка основана не на одном только оздоровлении
и укреплении организма, но преследует и другие специальные моменты, ненужные
при обычном молчаливом выдохе.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.