Как известно, есть
мнение, что музыкальный слух – это нечто в некотором смысле уникальное – дар
божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, очень крупно повезло. Наверное
потому что он может петь, заниматься музыкой.
Множество людей
чувствуют себя неловко, когда начинается разговор о музыке, заявляя: «мне на
ухо медведь наступил».
Неужели это на
самом деле такая редкость – музыкальный слух? Почему у одних он есть, у других
– нет? Откуда он берётся и зачем появился вообще?
Стоит вспомнить,
что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет
от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что
ему нужно было освободить руки.
Примерно такая же
ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам
потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух
развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь
различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это
умение люди и называют музыкальным слухом.
Мы пользуемся
музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы
людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще
очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека,
с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое.
Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо
больше информации, чем сказанные слова.
Можно ли в таком
случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У
каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный
слух.
Отсутствие
музыкального слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота!
Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у
подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы
заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных
тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о
музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь - значит
"медведь на ухо наступил", "нет музыкального слуха".
Но ведь чтобы
петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А
управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.
А, кроме того,
если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном
порядке! И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас
нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.
Музыкальный слух,
как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается
только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на
музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный
слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об
уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что
обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности
показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.
Если у вас есть
желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в
своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!
Строение Голоса
"Человеческий
голос является результатом координированной работы всего голосового
аппарата", - писал Мануэль Гарсиа - крупнейший педагог 19 века (1805-1908
гг).
Голосовой аппарат
представляет собой сложную систему, в которую входят многие органы.
Основное значение
в производстве звука принадлежит гортани. Непринужденное свободное положение
гортани считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух,
выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и
приводит их в колебательное движение.
Голосовые связки
могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими. Ларинтологи установили,
что связки у низких голосов длиннее, чем у высоких (однако у Карузо - тенора
были связки баса).
Колеблющиеся
голосовые связки образуют звуковую волну. Но для того, чтобы человек произнес
букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т.д.
Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки
в пение.
Важную роль играет
и носовая полость. Вместе с придаточными пазухами она принимает участие в
образовании голоса. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная
звучность, тембр. Для правильного произношения звуков речи и для тембра голоса
определенное значение имеет состояние носовой полости и придаточных пазух.
Именно их индивидуальность придает каждому человеку своеобразный тембр голоса.
Интересно, что
полости в передней части черепной коробки человека полностью соответствуют по
своему назначению акустическим сосудам, замурованным в древнеримских
амфитеатрах, и выполняют те же функции природных резонаторов.
Механизм
правильного голосообразования строится на максимальном использовании
резонирования.
Резонатор -
прежде всего усилитель звука
Резонатор
усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной
энергии. Умелое использование законов резонанса позволяет достичь огромной силы
звука до 120-130 дБ, поразительной неутомимости и сверх этого - обеспечивает
богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса.
В вокальной
педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Выше мы говорили о
головном резонаторе.
Нижний, грудной
резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его
мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать
активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно
применение и грудного и головного резонаторов.
Немецкий педагог
Ю.Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при
помощи носового резонатора, называемого им "золотым мостом".
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ. СТРОЕНИЕ ГОЛОСА. РЕЗОНАТОР"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.