«Музыкальное воспитание – это не
воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека» В.А.Сухомлинский
Добрый день уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего урока – концертная выдержка. Провести его мне помогут ученики класса специального фортепиано.
Цель работы педагогов – музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. От природы все музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому учителю, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ученик. Чем активнее общение с музыкой, тем более музыкальным становится ребенок, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. Наша задача - сделать эти встречи более плодотворными и интересными.
Спорят исполнители, методисты, теоретики, желая доказать, что их исполнение, методика, теория лучше и прогрессивнее другой. Но разве одному человеку, пусть даже очень талантливому доступно показать в своей творческой работе все многообразие, всю многоплановость и…загадочность нашего мира?
Преподавателю необходимо быть импровизатором и, работая с детьми, помнить: что доступно и радостно для одних, может стать камнем преткновения для других. Известно, сколь непросто найти золотую середину при обучении. Корабль познания наклоняется то в одну, то в другую сторону, заставляя капитана во время движения быстро принимать решения, изменяя, порой, намеченный курс на противоположный. Уделяешь внимание техническому материалу, не хватает времени на полифонию. Стремишься развить в своих учениках чувство формы, неизбежна потеря в детальной проработке материала.
Мы стараемся найти именно ту самую важную для ученика дорогу, по которой идти ему одновременно интересно, познавательно и легко. Но, признаюсь честно, не всегда удается избежать проблем, вопросов, на которые нет однозначного ответа. Каждый из наших учеников по-своему уникален. С одним учеником мы очень долго разбираем произведения, проучиваем аппликатуру, другому достаточно небольшой корректировки самостоятельно разобранной программы. Кто-то очень долго разбирает и выучивает наизусть нотный текст, а кому-то очень сложно даются произведения крупной формы. Согласитесь со мной, ни с одним из учеников, при правильно подобранной программе, нам не бывает скучно на уроке. Мы неуклонно двигаемся к своеобразному рубежу – концертному выступлению.
Ну вот, произведения выучены, отработаны, ученик, как нам кажется, готов к выступлению. Но тут перед нами новая проблема – как помочь ребенку достойно вынести программу, чувствовать себя уверенно на выступлении. Существует немало способов помощь победить страх играть перед аудиторией, выработать устойчивую концертную выдержку. Это и игра на чужом инструменте, и выступление перед учениками младших или старших классов, проведение родительских собраний с обязательным выступлением всех учащихся. Сегодняшний урок-концерт – это звено той огромной цепи, которая называется «формирование навыка концертного выступления».
Итак, слово моим ученикам.
(Салинова Лиза Дворжак «Этюд») Еще великий Дмитрий Шостакович сказал: «Без звуков музыки жизнь была бы неполна, глуха, бедна». Действительно, сейчас я уже не представляю свою жизнь без фортепиано. Семь лет обучения пролетели незаметно, впереди меня ждут выпускные экзамены, а ведь, кажется, только вчера, держа крепко за руку, мама привела меня на вступительные экзамены в музыкальную школу. На экзамене незнакомые люди просили меня хлопать в ладоши, петь какие непонятные песенки. Я с честью выдержала все это и была зачислена в музыкальную школу.
Давайте вместе со мной вспомним, как это было. Я ученица 1 класса фортепиано! Да, звучит очень красиво и значительно! Куплены нотные тетради, карандаши, записано расписание. Начались занятия.
Один урок в 420 кабинете, другой – в 336, а еще надо найти хоровой класс. От такого обилия информации у меня в голове путалось всё: названия, имена, кабинеты; что такое специальность?, почему на хоре сразу два учителя?, что значит кабинет в подвесном блоке и как запомнить отчество Ильинична? Наконец-то все улеглось.
Я поняла: Сольфеджио – это там, где надо учить много правил и петь по одному; Ансамбль – я играю вдвоем с учителем, а иногда даже с учеником; Хор – поют все вместе, и не как придется, а по руке дирижера; Специальность – это был мой самый любимый предмет, там все внимание только мне, да и играю я одна. (Филина Лера «На катке»)
Я уже свободно ориентируюсь на инструменте и в нотном тексте, могу даже научить подружку играть «Собачий вальс». А еще, знаю много новых итальянских слов: legato, staccato, non legato, marcato, f, p и вполне осознано применяю их на практике. (Игнатенко Лера «Пони Звездочка», «Тень-тень»)
Игра в ансамбле – самый любимый предмет всех учеников. Радость совместного музицирования, чувство локтя, ответственность не только за свою игру – это то, чему мы учились друг у друга. (Филина Лера Игнатенко Лера ансамбль «Веселый слоненок», «Новые ботинки»)
В 3 классе мы познакомились и, как нам казалось тогда, полюбили технические зачеты. Да, еще долгих 4 года мне придется учить, сдавать гаммы, арпеджио, аккорды, этюды. Вопросы: «как вытянуть легкий билет?», «Сколько терминов спросят?» не давали покоя даже ночью. (Олейникова Саша Черни «Этюд F-dur» Лазарева Настя Черни «Этюд G-dur» Ибатуллина Камиля Черни «Этюд F-dur»)
Скажу вам по секрету, мы очень любили весь технический материал, просто боялись в этом признаться, а этюды у нас были самые музыкальные, интересные. (Иксанова Зарина Черни «Этюд a-moll» Дворжак «Этюд C-dur»)
Кто из вас не любит узнавать что-то новое, познавательное? Вот и я с радостью вспоминаю те уроки, когда мы знакомились с новыми композиторами, эпохами, стилями. Сколько увлекательных путешествий по разным странам мы совершили благодаря нашим пьесам. Были мы и в веселой Италии, и в сказочных пещерах Норвегии, побывали даже в знойной пустыне. (Лазарева Настя Жубанова «Кюй» Иксанова Зарина Гершвин «Пьеса»)
Волшебное слово – ПОЛИФОНИЯ. Как это сложно, исполнить только двумя руками даже не две, а три, бывало и четыре голоса! Сколько слез было пролито на уроках и дома, пока я не поняла, что полифонию надо любить! Она учит нас не только слушать и слышать, но и мыслить, видеть многогранность, многослойность музыкальной фактуры. (Олейникова Саша Жанияров «Инвенция c-moll»)
Помню, как мне завидовали все девочки и просто зауважали мальчики, когда я начала играть ДЖАЗ. Необычный ритм, интересная гармония. Сначала было трудно, но очень хотелось научиться с легкостью исполнять такие сложные, завораживающие мелодии. (Лазарева Настя Мордасов «Давным-давно» Иксанова Зарина Дворжак «Этюд»)
С каждым годом росло мое мастерство. У меня в расписании появился новый предмет: аккомпанемент. Я всем сердцем полюбила этот предмет, ведь чарующий голос скрипки никого не может оставить равнодушным. (Ряхова Лера Перголези «Сицилиана» Ибатуллина Камиля Хачатурян «Адажио» Салинова Лиза Дж. Леннон «Вчера»)
Время безостановочно идет вперед, листая календарь жизни, предоставляя живущим возможность открывать в области познания что-то новое, доселе неизведанное, дополняя (лишь дополняя!) беспрестанно движущуюся и изменяющуюся картину новыми штрихами, нюансами.
Уже давно не вызывает споров утверждение, что музыканты более трудолюбивы, усидчивы, коммуникабельны, целеустремленны, обладают многомерным мышлением, умеют проиграть ситуацию наперед и оценить уже "сыгранное", словом обладают многими качествами, необходимыми в нашей интенсивно меняющейся жизни. Надеюсь, сегодняшний урок-концерт поможет в дальнейшем моим ученикам чувствовать себя уверенно на любом выступлении. Ведь вынос программы на сцене – конечный итог кропотливой работы в течение долгого времени; и работа эта не ограничивается только упражнениями за роялем. «Человек – хороший музыкант не только оттого, что он музыкально одарен, но и потому, что его внутренний мир богат и интересен», – говорил С.Фейнберг.
Великий Роберт Шуман написал «Жизненные правила для музыкантов». Я же специально для вас подготовила рекомендации, которые, я уверенна, помогут вам при подготовке не только к концертам в музыкальной школе, но и к любым другим выступлениям. Рекомендации юному музыканту.
В день концерта:
Утром нужно проиграть программу только один раз, не разделяя музыку на куски и не повторяя их отдельно.
Перед выходом из дома, одеваться следует не торопясь, а на дорогу нужно предусмотреть время с большим запасом, чтобы не создать дополнительных ситуаций беспокойства.
Если ты чувствуешь, что нужно позаниматься, то ограничь себя упражнениями или проиграй произведения, не входящие в программу концерта. В конце концов, если программа не готова – учить ее уже слишком поздно.
Не веди бессодержательных разговоров за кулисами. Они только рассеивают внимание, творческий настрой. Ничем не лучше и молчаливое нервное хождение по коридору. Перед выходом на сцену заставь себя спокойно сидеть в удобной позе – при несколько расслабленной мускулатуре, тренируя этим столь необходимую для выступления волевую выдержку.
Не играй в быстром темпе перед самым выходом на сцену, т.к. это ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии. Полезнее будет играть гаммы и упражнения или медленно проигрывать небольшие куски произведений.
Помни: зрители пришли в концертный зал ради той музыки, которую ты будешь исполнять, а не ради того, чтобы усмотреть недостатки твоего выступления. Поблагодари слушателей за то, что они пришли на твой концерт.
Не бойся зрителя: он твой друг и помощник.
Конечно, существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Главное, что должен понять юный исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо: сцена – лучшее лекарство от волнения.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Урок-концерт. Kонцертная выдержка"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.