Гитаристам, не владеющим нотной грамотой,
перед тем как приступить к практическим занятиям следует, хотя бы
в поверхностной форме, изучить основные правила записи нот.
Для того, чтобы визуально отразить звучание
музыки, необходимо одновременно записать высоту нот
и длительности их звучания.
Высота нот определяется их вертикальным
положением относительно линий нотного стана (нотоносца).
Строка нотного стана состоит из пяти линий. Ноты, выходящие за диапазон
нотоносца, записываются на добавочных линиях:
Так как в музыке используются инструменты
разных диапазонов, то для их записи потребовалось бы большое количество
добавочных линий. Поэтому для облегчения восприятия нотного текста,
высота нотного стана может быть различной, а отражается это при
помощи ключа, выставленного в начале нотоносца. Гитару
по традиции (реально же гитара звучит на октаву ниже) записывают
на нотоносце в скрипичном ключе, который показывает,
что нота СОЛЬ располагается на второй линии нотного стана.
Для того, чтобы гитарист
мог быстро найти нужную ноту на грифе гитары, в гитарную запись
вводят таблатуру, которая показывает, на какой
струне и на каком ладу гитары располагается
соответствующая нота (над цифрой таблатуры).
Гитаристу необходимо хорошо знать расположение
нот на грифе гитары. Изучать гриф на начальном этапе целесообразно
отдельно на каждой из струн:
Через 12 ладов ноты повторяют своё звучание,
но на октаву выше, в более высоком регистре. Качество самого тона
при этом не изменяется, только частота колебании увеличивается в
два раза. Высокие ноты, расположенные выше 12-го лада, записываются
при помощи добавочных линий, или же над ними (нотами) выставляют
цифру 8 с пунктирной линией, которая показывает, что данные ноты
(под пунктиром) должны играться на октаву выше.
Каждая нота может быть повышена или
понижена на полтона. Для этого в нотной записи применяются знаки
альтерации:
Диез # - повышает ноту,
перед которой он выставлен, на полтона (на гитаре - это нота, расположенная
на 1 лад выше).
Бемоль - понижает ноту на полтона (соответственно
1 лад вниз).
Бекар - отменяет действие предыдущего знака
альтерации - бемоля или диеза.
Кроме нотной записи высоты звуков также
используется и буквенная система (в основном для записи аккордов):
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА
Звуки мелодии отличаются между собой не только по
высоте, но и по длительности: мы слышим то долгие, то короткие звуки.
Для обозначения длительностей исторически выработалась наглядная
запись нот. Наиболее долгая нота (целая) обозначается белым кружком.
Если данную ноту разделить на две равные части, то получатся две
половинные ноты (белые кружки со штилем).
При дальнейшем дроблении
получатся четвертные ноты (чёрный кружок со штилем), восьмые (чёрные
ноты со штилем и добавленным к нему хвостиком). Для облегчения читки
нот восьмые и более короткие ноты группируются, т.е. ноты соединяются
ребром (восьмые) или двумя рёбрами (шестнадцатые) и т.д.
См. схему
1. Кроме этого, нота может дробиться не на две равные части, а на
три (триоль записывается как объединённые три ноты с цифрой 3). Получаются дробные аккорды.
В процессе практических занятий, на конкретных примерах,
мы будем более детально рассматривать различные ритмические фигуры
и их нотную запись. А пока вам необходимо изучить самые основные
длительности:
Существуют и более мелкие длительности, такие
как 1/64, 1/128, однако в нотной записи они применяются крайне редко.
РИТМ. МЕТР. РАЗМЕР
Ритм - организация звуков и пауз по их длительностям
во времени (в определённом метре).
Метром называется закономерное чередование
сильных и слабых долей. Относительно этого "пульса" и
происходит организация записи и игры соответствующих нот во времени.
Аналогичную организацию метра можно обнаружить в поэзии, в стихосложении,
в искусстве, которое, также как и музыка, основано на временных
закономерностях. Проанализируем известный отрывок:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя...
Выделим ударные [сильные] слоги стрелкой вниз, а безударные
[слабые] стрелкой вверх (для наглядности гласную (Ю и Е) будем считать
слогом) и отделим каждый сильный + слабый слог поперечной линией
исходя из закономерности стихотворения :
Периодичность повторения сильных и слабых долей (слогов)
и образуют метр, в данном случае двудольный. Временной отрезок от
сильной доли до следующей сильной доли называется тактом и отделяется
поперечной линией. Если отобразить данное стихотворение в нотной
записи, используя условную ноту СИ, то оно может иметь следующий
вид:
* В последнем такте слабая доля отображается как четвертная
пауза. Подробнее ниже.
В начале нотного стана Вы видите две цифры, которые
показывают: верхняя - количество долей в такте (в данном случае
2), нижняя - длительность каждой доли (в данном случае четвертные).
Эти цифры образуют размер музыкального произведения, по которым
музыкант, играющий по нотам, определяет количество долей в такте
и их длительности. Задав темп, считая про себя сильные и слабые
доли, музыкант обретает "координаты времени", в которых
должно развиваться музыкальное произведение.
Итак, мы познакомились с двудольным метром, но в музыке
(как и в поэзии), кроме этого существует и трёхдольный метр, в котором
такт состоит из 3-х долей (одной сильной и двух слабых).
Проанализируйте следующий отрывок стихотворения, который
написан в трёхдольном метре:
В нотной записи, данный отрывок будет иметь следующий
вид:
Кроме простых размеров (2/4 или 3/8 и т.д.) существуют
сложные размеры, которые состоят из нескольких простых метрических
ячеек. Например, размер 4/4 состоит из двух метрических ячеек 2/4+2/4.
Для общего понимания нотной записи проанализируйте
приведённый ниже отрывок русской народной песни.
Вы сразу можете определить, что размер песни 2/4,
т.е. в такте должно быть только две доли (сильная и слабая, каждый
новый такт начинается с сильной доли). Подберите такой темп, чтобы
такт длился 2 секунды, т.е. каждая четвертная доля равнялась 1 сек.
В этом темпе ритмично (ровно) считайте вслух РАЗ ДВА и т.д., что
будет соответствовать четвертным длительностям. Чтобы сыграть восьмые
ноты необходимо четвертную ноту разбить на две равные длительности.
Для координации счёта с длительностями, которые необходимо сыграть
(т. е. с восьмыми), после слога РАЗ (через полсекунды) произнесите
И, т.е. РАЗ-И ДВА-И, что и будет соответствовать восьмым нотам.
Со временем, при должной тренировке у музыканта вырабатывается "внутренний
метроном", и высчитывание длительностей происходит автоматически.
Проанализируйте следующий пример, в котором в графической форме
отображены два такта данной песни.
В музыке, как и в речи, между словами и фразеологическими
оборотами могут быть паузы, которые можно сравнить со знаками препинания.
В нотной записи паузы подчиняются тем же правилам "деления"
и счёта, что и длительности нот.
Обратите внимание на 4-й такт приведённого
выше отрывка известной песни "Тонкая рябина". В нём Вы
видите две четвертные паузы, т.е. на счёт ДВА - ТРИ при пении или
игре данной мелодии Вы не должны извлекать звуков. Далее мелодию
необходимо продолжать со следующего такта, выдерживая темп метра.
Кроме этого, между нотой D (РЕ) 3-го такта и нотой D 4-го такта
Вы видите дугообразную линию, которая называется лигой. Две ноты
(две одинаковые по высоте ноты), соединенные лигой, образуют одну
ноту, которая по длительности равняется сумме длительностей залигованных
нот. В нашем примере в 4-м такте на сильную долю приходится залигованная
нота (звучащая из предыдущего такта), т.е. которая продолжает "тянуться"
(звучать). На счёт РАЗ (в 4-м такте) мы продолжаем "держать"
ноту D, а на ДВА и ТРИ выдерживаем паузу.
В последнем такте отрывка обозначена целая пауза.
И хотя целая пауза по длительности равна 4-м четвертным, она выставляется
в том случае, когда пауза длится целый такт, независимо от размера
произведения. В следующем нотном примере, в каждом условном такте
Вы сможете увидеть ноту определённой длительности и соответствующую
этой длительности паузу:
Иногда в нотной записи рядом с какой-либо нотой Вы
можете увидеть точку, которая означает, что длительность данной
ноты увеличивается на половину, т.е. четвертная нота с точкой будет
равняться четвертной + восьмой (половина четвертной) 1/4· = 1/4+1/8;
1/2· = 1/2 + 1/4. В данном нотном примере показаны два варианта
записи одного ритмического рисунка - с точкой и с лигой. Как Вы
уже знаете, в обоих случаях четвертная нота с точкой или залигованные
ноты (нижний пример) соответствуют по длительности счёту: РАЗ-И-ДВА.
На "И" после ДВА играется восьмая нота.
СЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Сложные размеры делятся на два вида: сложные однородные
и сложные смешанные.
Сложные однородные размеры (вы их уже встречали в упражнениях)
образуются путём слияния нескольких простых размеров в один такт.
Например, размер 4/4 образуется от слияния 2-х тактов 2/4, размер
6/8 от суммы 2-х тактов 3/8, размер 12/8 = 4-м тактам 3/8 и т.д.
От суммы простых сложные размеры отличаются ударениями. В простых
размерах ударение приходится только на сильную долю такта, в сложных
- первая сильная доля несёт наибольшее ударение, а каждый "подтакт"
(такт входящий в сумму сложного размера) начинается с относительно
сильной доли:
Сложные смешанные размеры представляют собой объединение неодинаковых
метрических ячеек с одинаковой продолжительность счётных долей.
Например, размер 5/4 состоит из двух ячеек (подтактов) 2/4 + 3/4:
Данный размер нельзя путать с ритмом (характерная ошибка молодых
музыкантов), в котором музыкант неосознанно сокращает длительности
счётных долей:
Размер 5/4 можно представить в двух видах, как 2/4 + 3/4 и как
3/4 + 2/4. Отличаются данные размеры тем, что относительно сильная
доля в первом случае приходится на 3-ю долю такта, а во втором случае
на 4-ю. См. пример:
Упражнения
Кроме размера 5/4 в музыкальной практике встречаются и другие размеры,
например, 7/8 = 3/8+2/8+2/8. Данный размер можно рассмотреть и как
4/8+3/8
Из сложных смешанных размеров 5/4 наиболее распространён, другие
размеры встречаются более редко. Если вы в нотной литературе встретите
"непонятный" размер, то счётные доли такта необходимо
разбить на составляющие (простые метрические ячейки). Ориентируясь
в простых "подтактах", вы без труда сможете составить
из них самые разные комбинации размера.
К примеру, размер 11/8 = 4/8 + 4/8 + 3/8 (или
в других комбинациях простых ячеек).
Дмитрий МАЛОЛЕТОВ
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ГИТАРА. НОТНАЯ ЗАПИСЬ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.