Берегите
свой инструмент, любите, жалейте его, щадите. Чем ценнее ваш инструмент,тем
большую ответственность вы несете за его сохранность. Многие музыканты наивно
полагают, что если они заплатили деньги и купили инструмент, то это теперь их
полная собственность и они могут поступать с ней как угодно.
К сожалению, человеческая жизнь слишком коротка. А профессиональная еще короче.
Инструмент редко находится больше 20-30 лет в одних и тех же руках. А теперь
представьте, сколько владельцев поменял инструмент, если ему, к примеру, 300
лет?
Сколько
музыкантов уже использовали счастливый шанс играть на вашем превосходном
инструменте? И сколько еще будет играть после вас? Такова жизнь, нужно
представить себе эту нескончаемую череду поколений и свое место в ней. Наверное,
отношение к такой собственности, как раритетная скрипка, имеет смысл
пересмотреть таким образом: Вы взяли этот инструмент в аренду у Истории и
обязательно его вернете. Будьте, пожалуйста, достойны своего инструмента, помня
об ответственности перед будущими поколениями. Но это лирическое отступление, а
на самом деле уход очень прост.
СОДЕРЖИТЕ ВАШ ИНСТРУМЕНТ В ПОРЯДКЕ
Это
значит: он чистый. Канифоль не въелась в лак, потому что Вы после каждой игры
тщательно протираете инструмент.
Нет захватанных, заляпанных, темных мест. Поверьте - это просто грязь.
А ее не должно быть. На инструменте нет мест, где лак полностью стерся и
обнажилось открытое дерево. Открытое дерево впитывает пот и жир с ваших рук,
дека перестает правильно резонировать и инструмент гибнет. Если вы все-таки
обнаружили такие места, немедленно попросите мастера закрыть их лаком.
Проверьте верхний правый овал боков и края дек, там, где рука движется в
позиции. Обычно здесь стирается лак, а край верхней деки становится похож на
гребенку. Обязательно попросите почистить и подлакировать эти участки. Многие
музыканты на Западе наклеивают на бок в этом месте прозрачную ленту, защищая
таким образом лак от вытирания. Следите за машинками, не закручивайте их
глубоко. Рычаг машинки с легкостью вдавливается в деку и безвозвратно портит
ее. Следите за перепадами температуры и влажности. Влажность даже сильнее
действует на инструмент. Идеальная для инструмента влажность составляет 40-60
%. Сейчас продаются всевозможные осушители и увлажнители инструментов, которые
помогают поддерживать нужную влажность. Не ленитесь проверять ваш увлажнитель.
Если перепад температуры больше, чем двадцать градусов, не торопитесь сразу
вытаскивать инструмент из футляра. Дайте инструменту 15-20 минут привыкнуть к
комнатной температуре. Если, вытащив инструмент из футляра, вы увидите влагу на
инструменте - немедленно протрите его. Но помните, что инструмент изнутри вам
протереть не удастся.
Будет
хорошо, если вы сошьете шелковый мешочек для своего инструмента или, на худой
конец, просто будете убирать свой инструмент в пластиковый пакет, закрывая
наглухо. Это необходимо при морозах, резких перепадах температуры.
СЛЕДИТЕ ЗА КОЛКАМИ!
Они
должны легко и вязко крутиться в колковой коробке. Заклеивать трещины и ставить
пробки в колковую коробку мы вынуждены только потому, что играющий, пытаясь
удержать строй струны, с огромной силой пытался вдавить колок. И как следствие
- трещина или же все увеличивающийся со временем диаметр отверстия.
За смычком также требуется уход. Помните, что смычок, пролежавший сутки с
натянутым волосом, начинает деформироваться. Поэтому главное - не забывать
спускать волос и протирать трость. Не старайтесь вставлять очень много волоса.
Помните: чем больше волоса, тем слабее трость. Чем длиннее волос, тем слабее
трость.
Волос
в свободном состоянии не должен провисать. Если у вас действительно дорогой
смычок, стоит подумать о замене оригинальной колодки на копию. Делают похожую
колодку по форме и весу, и с ней работают. А оригинальную просто хранят. То же
самое с концом смычка, там, где мы его держим. Клеймо, да и сам смычок,
стираются под пальцами, поэтому поверх целесообразно наклеить на столярный клей
тонкий кусок лайковой кожи. Рука привыкает очень быстро, а смычок практически
не изнашивается. Эта практика очень распространена на Западе, где стараются
беречь свои материальные вложения.
Не меняйте без надобности винт в бочонке. Целесообразно иметь несколько гаек,
которые закручиваются в колодку. Вы всегда можете сами поменять гаечку, если
она износилась. И ни в коем случае не меняйте бочонок, оригинальность смычка
сразу пропадает.
Проверьте, не изгибает ли футляр ваш смычок, когда он лежит за защелками. Это
случается очень часто.
Не
играйте старым волосом, все равно нормального звука не будет. А избыток канифоли
и лишний нажим только деформируют ваш смычок.
Нет ничего хуже, чем играть старой канифолью. Она высыхает, начинает пылить,
въедаться в лак и портит инструмент.
Поэтому старайтесь по возможности играть свежей канифолью, не больше
шести-восьми месяцев, а потом менять ее. Как только канифоль запылила,
покупайте свежую.
СТРУНЫ
Самое
главное, на что нужно обратить внимание - это прорези на подставке и верхнем
порожке. В 90% случаев разрыва струн повреждается обмотка и струна рвется из-за
прорези. На подставке и на порожке струна должна находиться в прорези только
половиной диаметра. Сама канавка должна быть чуть шире толщины струны и обильно
смазана графитом - мягким простым карандашом («3М»). Если представить нашу
струну увеличенной в сто крат, то это будет канат, лежащий в смазке в
полутрубе. Диаметр этой полутрубы чуть больше диаметра самого каната. И когда
канат движется при игре или настройке, то он движется целиком, а не цепляется
верхним слоем (обмоткой) за неровности. Если на вашей скрипке это так, то
струна прослужит вам долго.
Вторая проблема - надо правильно наматывать струну на колок. Струна
накручивается от центра к краю, не надо прижимать ее к стенке колодца (часто
струна перетирается о стенку и рвется).
Третья
- посмотрите угол перехода струны от верхнего порожка к колку. Струна не должна
иметь излома, а плавно переходить на колок.
И последнее - не забывайте, пожалуйста, протирать струны после каждой игры.
Михаил ГОРОНОК
Хотите преподнести своему любимому сюрприз? Лучший подарок парню - это нечто оригинальное и запоминающееся. Ваш друг оценит ваши старания и станет благодарным мужем
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "СКРИПКА. СОВЕТЫ СКРИПИЧНОГО МАСТЕРА"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.