МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

ФОРТЕПИАНО
СКРИПКА/АЛЬТ
ВИОЛОНЧЕЛЬ/КОНТРАБАС
АРФА
АККОРДЕОН/БАЯН/ГАРМОНЬ
ДЕРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ
МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ
САКСОФОН
НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
СТАРИННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ГИТАРА
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
ВОКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
ВИДЕОУРОКИ МУЗЫКИ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА » ФОРТЕПИАНО




Аккомпанемент в классе общего фортепиано, как средство укрепления межпредметных связей

Просмотров: 8643 | Рейтинг: 5.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!



Текст: Пушкарёва Лариса Георгиевна


Материалы по теме: ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

Отдел общего фортепиано – это отдел, объединяющий под своим началом питомцев всех отделов школы (за исключением фортепианного), поэтому мы можем не только помогать преподавателям по специальности развивать основные составляющие понятия «музыкальность» у учеников, но и использовать в своих концертах инструментальное разнообразие, как один из важнейших факторов яркости и зрелищности.

Какую же конкретно помощь мы можем оказать преподавателям по специальности? Как преподаватели общего фортепиано мы имеем сокращение классной работы до 22,5 минут в неделю на первоначальном этапе обучения, а ведь именно на этом этапе мы должны заложить основные навыки у наших учащихся. Как следствие нам приходится констатировать тот факт, что ученик будет отставать в техническом развитии. Поэтому мы должны освободить ученика от нагромождения задач, которые ему сложно выполнить и дать возможность сконцентрироваться на главной задаче – воплощении музыкального образа.Точнее, мы должны распределить эти задачи между несколькими исполнителями, и тогда, в совокупности, мы получим максимально убедительное исполнение.

Как мне видится, решить данную проблему распределения задач между несколькими исполнителями можно именно с помощью аккомпанемента.Умение слушать солиста, безусловно, развивает полифоническое мышление – данное утверждение не нуждается в комментариях.

Ни один преподаватель по специальности не откажется внести разнообразие в свой классный концерт и включит номер, где его ученик выступает не как солист, а как концертмейстер. В итоге рядовой ученик будет иметь возможность показать себя с одним и тем же номером в нескольких концертах (я имею в виду концерты в классе общего фортепиано и классные концерты по специальности). И таким образом за счёт увеличения числа концертов мы развиваем и укрепляем у ученика чувство сцены.
Когда мы объединяем учеников в исполнительский коллектив, то даём им возможность буквально в двух шагах от себя услышать флейту, виолончель, подержать в руках скрипку и т.д., а ведь нам очень важно проявление любой заинтересованности у наших учащихся.

Мы же, как отдел общего фортепиано введением аккомпанемента решим и некоторые свои проблемы, ведь каждый заведующий отделом, готовя отчётный концерт, должен подумать об его успешности.

Что, на мой взгляд, входит в это понятие:

1. Продуманный репертуар – на этом останавливаться подробно не будем, так как соотношение разнохарактерных произведений и разных жанров по возможности всегда учитывается при составлении программы концерта. Введение же в программу произведений из скрипичного, вокального, гитарного репертуара сделает программу концерта более насыщенной и запоминающейся.

2. Объём концерта, то есть количество номеров входящих в концерт. Ведь не секрет, что большинство школ, включая и нашу, не имеет больших концертных залов, и в процессе концерта в зале становится душно. И если взрослые продолжают слушать концерт с интересом, то внимание детей ослабевает, поэтому концерт должен быть не только интересным, но и компактным.

3. Наполненность зала. Все мы знаем, что самым сильным стимулом для каждого ученика является то, насколько его труд будет оценён не только его педагогом, но и родственниками, друзьями. Не является секретом и то, что на концерт отдела общего фортепиано приходят лишь те родители, дети которых являются участниками концерта.
И если мы расширим количество участников каждого номера (то есть будем использовать номера коллективного исполнения), то мы сможем увеличить и количество заинтересованных слушателей, не растягивая по времени сам концерт.

4. Ну и, конечно же, яркость и зрелищность. На отделе общего фортепиано эту проблему можно решить, в том числе, за счёт инструментального разнообразия солистов. Особое внимание следует уделить введению в концерт вокальных номеров. Отработав с учеником аккомпанемент к одному куплету, мы получаем возможность работать над разнообразием музыкальных образов в зависимости от стихотворного содержания куплетов. В результате мы получаем объёмное произведение с интересными и разнообразными образами.Для многих родителей концерты в музыкальной школе – это единственные концерты, которые они посещают, то есть они не готовы к восприятию концерта в однородном звучании (в частности фортепиано). Смена инструментального звучания поможет поддержать интерес слушателей на высоком уровне на протяжении всего концерта.

5. Решение репертуарных проблем у взрослых учеников, находящихся на первоначальном этапе обучения по фортепиано. Эти проблемы возникают у учащихся отделения гитары, эстрадного и классического вокала, ударных инструментов. Ведь изначально на эти отделения принимаются дети более старшего возраста. Самое главное, что нелепость такой ситуации, когда 13-15-летние юноши и девушки садятся за фортепиано и третьим пальцем пытаются исполнить «Во саду ли, в огороде», очевидна не только нам, их преподавателям, но и самим исполнителям. Это очень серьёзная проблема и она также может быть решена с помощью аккомпанемента.

6. Решение проблемы самостоятельных занятий учащихся при отсутствии фортепиано дома. Одна из основных проблем – отсутствие дополнительной подготовки, так как зачастую ученик не имеет дома фортепиано. И если мы не имеем возможности коренным образом изменить ситуацию, то мы можем, по крайней мере, повлиять на неё.
Любое ансамблевое исполнительство развивает чувство ответственности. И если мы сумеем грамотно объединить учащихся так, чтобы в каждом ансамблевом коллективе был хотя бы один лидер, обладающий такими качествами как ответственность, потребность трудиться, собранность, целенаправленность и т.д., то мы будем иметь дополнительные репетиции силами самих учащихся, без присутствия педагога.

Итак, отсутствие аккомпанемента как отдельного предмета в классе общего фортепиано, безусловно, обедняет сам процесс обучения, если взглянуть на данную проблему глазами пессимиста.

Но мы с Вами посмотрим на данную проблему глазами оптимиста. И что же мы увидим?
Так как педагог не связан никакими рамками (не ограничен ни одним иллюстратором, ни предметными часами), то он сделает аккомпанемент в классе общего фортепиано настолько интересным и разнообразным, насколько хватит его терпения и фантазии!

©Лариса Пушкарёва (Саратов)


Предлагаем снять квартиру в Киеве. Каталог лучших предложений. Привлекательные цены и выгодные условия



Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "Аккомпанемент в классе общего фортепиано, как средство укрепления межпредметных связей" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.

OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.

Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!



2010-06-06


Теги: МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА, Фортепиано

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Хостинг от uCoz