Добавить компанию




ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКИ

МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ
МУЗЫКА В ШКОЛЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАНЫ УРОКОВ
СЦЕНАРИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКИ » МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Учить искусству импровизации

Просмотров: 8855 | Рейтинг: 3.0/2 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:


«Чтобы человек мог воспринимать красивое
в области слуховой или зрительной,
он должен сначала сам на­учиться творить».

А.В. Луначарский.
"О народном образовании"

«Современный метод преподавания музыки под­водит учащихся под одну мерку, убивает индивидуальность и не дает возможности сделаться чело­веку свободным и самим собой. В этом методе пре­подавания не обращают внимания на личность; есть только программа, общая для всех и совершенно равнодушная к духовным запросам обучающегося. Но не странно ли, что человеку, изучающему, по выражению Спенсера, язык человеческой души, не позволяют даже говорить на нем, а только застав­ляют вечно пересказывать слово в слово заученное, чужое, с теми интонациями, которые нравятся про­фессору». Так характеризовал  К. Аргамаков метод музыкального воспитания, сложившийся к началу нашего века1. Успехи, которые сделала с того вре­мени музыкальная педагогика, в особенности совет­ская, общепризнаны. Но не о них здесь пойдет речь. Со стороны лучших советских педагогов все чаще и чаще раздаются голоса о недостатках совре­менной системы музыкального воспитания. «Прихо­дится с сожалением констатировать,– пишет Я. Мильштейн,– что молодых исполнителей, зани­мающихся одновременно композицией, становится все меньше и меньше. …В первоначальном музыкальном образовании, нетрудно обнаружить тревожные симптомы. Репертуар начинающих нередко бывает завышен. Они перепрыгивают через какие-то важные ступени, а это чревато серьезными последствиями. Далеко не всегда их побуждают к самостоятельным исканиям.
…Не ясно ли, что процесс обособления исполнительского образования от композиторского зашел слишком далеко и стал отрицательно сказываться на музыкальном обучении?»2. За примерами такого отрицательного влияния не нужно далеко ходить. Нам доводилось встречать превосходных музыкантов, способных с листа исполнить труднейшие сочинения и в то же время не умеющих ни одной  ноты сыграть на слух. Довелось встретить и студен­та фортепианного факультета консерватории, не­плохого профессионала, который, однако, не сумел проаккомпанировать в разных тональностях песен­ку «Василек» (!) своему маленькому ученику… По­добные гримасы существующей системы музыкаль­ного воспитания исполнителей нельзя назвать случайными. Речь идет о явлениях типичных.

По-видимому, нужно согласиться с Я. Мильштейном в том, что в этой системе пропускаются какие-то важные ступени обучения. Что и говорить, без­радостно признавать, что среди музыкантов-профессионалов импровизировать умеют лишь единицы.

Но ведь так было не всегда! В XVII—XVIII ве­ках импровизировать (лучше или хуже) умели все. Музыкантн клавирист должен был не только испол­нять чужие сочинения, но и экспромтом обрабатывать предлагаемые ему темы, сочинять всевозмож­ные фантазии, импровизировать генерал-бас, сво­бодно транспонировать3.

Какой же была система воспитания юного клавириста в упомянутую нами эпоху? Пожалуй, наибо­лее последовательно ее описал Г. Зорге в своем трактате по обучению импровизации. В трактате говорится, что юный клавирист должен: «1. Знать музыкальные интервалы; 2. Знать и понимать, как строить все аккорды; 3. Знать и понимать тональ­ности; 4. Знать порядок следования аккордов; 5. Хорошо знать основные аккорды и отличать их обращения; 6. Уметь разрешать диссонансы; 7. Уметь модулировать из основной тональности в побочные; 8. Уметь сочинять фуги; 9. Знать душев­ные движения»4

Как видим, – семь первых пунктов из девяти сводятся к знакомству с элементарной теорией и гармонией. С него и начиналось обучение, причем оно носило – и это очень важно – ярко выраженный практический характер. Восьмилетнего учени­ка учили играть аккорды, их обращения, последо­вательности, доводя его игру до полного автоматизма (вплоть до исполнения сочинений, не глядя на клавиатуру). Это называлось «иметь в руках» данный прием соединения аккордов. Старинные музыканты вполне единодушны в том, что знание гармонии – основная предпосылка для умения импровизировать. Ж. Ф. Рамо, описывая сам «меха­низм» импровизации, говорит: «…в момент импро­визации за клавиром... свободно выбранными, най­денными звуками  управляет инстинкт, опирающийся на отношения, лежащие в основе гармонии»5. Того же мнения придер­живались Я. Адлунг, Ф. Куперен, И. Кванц6.

Помимо гармонии начинающий клавирист сразу же обучался и приемам мелодического варьирова­ния – украшению мелодии (не случайно И. С. Бах вписал таблицу исполнения украшений на самую первую страницу клавирной книжечки своего де­сятилетнего сына), причем эти приемы также за­креплялись в игре ученика до полного автома­тизма.

Значительное место в системе обучения клавириста занимало развитие навыков транспонирова­ния. Этому учили с детства, используя в качестве материала последования аккордов, изучаемые на занятиях по гармонии, а также несложные пьесы. С помощью транспонирования у начинающих планомерно воспитывалась свободная зрительно-слухо-моторная ориентация на клавиатуре. И, наконец, с детства ученику предлагалось освоить ряд фактурно-фигурационных формул, с тем чтобы извест­ные ему гармонические отношения между аккор­дами могли им произвольно оформляться в разных фактурно-фигурационных проявлениях.

Все упомянутое нами составляло фундамент обу­чения клавириста, не только не мешавший ему чи­тать с листа и музицировать по нотам, но способ­ствовавший развитию этих навыков.

Если мы обратимся к одной из лучших современ­ных джазовых школ, которые тоже преследуют цель обучения импровизации, – а именно к школе Джо­на Мигена7, то увидим, что и в ней основной упор делается на изучение гармонии, причем это изуче­ние носит опять же практический характер. Ученику предлагается играть последования натуральных и альтерированных септаккордов лада, ти­пичные их соединения в различных расположениях, мелодические лады для каждого септаккорда, на основе которых в дальнейшем будет импровизиро­ваться мелодия, и, далее, соединения более сложных аккордов – нонаккордов, ундецим и терцдецим-аккордов. Все это играется непременно во всех тональностях, и каждое из заданий отрабатывается до степени автоматизма. Так достигается завидная для многих профессионалов («классических» музы­кантов) необыкновенная свобода зрительно-слухо-моторной ориентации на клавиатуре, отличающая всех джазистов. Нетрудно заметить, что путь вос­питания современного джазового музыканта очень напоминает путь воспитания клавириста ХVII – XVIII веков.

Обратимся теперь к современной системе про­фессионального музыкального обучения. Оно начинается с изучения не практической гармонии, а нот и игры по нотам. Таким образом, получается, что исполнение заученных пьес базируется у начинаю­щего музыканта не на умении «говорить музыкой», а на знании отдельных элементарных «слов» – ин­тонаций с их обусловленными гармонией тяготения­ми. Гармония же изучается на последующих эта­пах обучения, к тому же в исполнительских клас­сах весьма поверхностно и – что самое главное – в отрыве  от  практики  музицирования8. Студентов, как правило, не учат транспони­ровать, и в результате музыкант не способен как следует ориентироваться в тональностях, не знаком с приемами мелодического варьирования. Изучаются лишь некоторые примитивные фактурно-фкгурационные стереотипы (гаммы, арпеджио, аккорды), дав­но уже не отвечающие уровню развития музыкаль­ного языка. Удивительно ли, что в результате та­кого обучения у многих исполнителей слабо развит гармонический слух, а импровизировать умеют лишь единицы?

Каковы, на наш взгляд, должны быть меры по устранению отмеченных нами недостатков?

Прежде всего надо с первых же шагов обучения знакомить учащихся с элементарной теорией и гармонией (подобно тому, как основам алгебры по новым школьным программам учат с первого класса), придав этому сугубо практиче­ский характер: игра интервалов, аккордов, ла­дов (гамм), кадансов, секвенций, модуляций. Пред­лагаемые ученику виды соединений аккордов должны постепенно усложняться и не только в функ­циональном отношении, но и с помощью постепен­ного введения задержаний, предъемов, проходящих нот. Тем самым ученик исподволь овладевает прие­мами мелодического варьирования – диминуирования. Эксперимент, проведенный на базе педагоги­ческой практики Ленинградской консерватории, показывает, что уже в первых трех классах дети легко осваивают кадансы, секвенции с последующим их усложнением с помощью диминуирования, при­чем иногда секвенции и кадансы игрались деть­ми не только по тонам и полутонам, но и по то­нальностям первой степени родства9. Разумеется, необходимо разработать методику преподавания этих дисциплин с учетом детского восприятия. Та­кая методика настоятельно нужна.

Настала пора иначе спланировать весь курс пре­подавания теории музыки и гармонии во всей си­стеме обучения вплоть до консерватории. Классиче­ская гармония должна изучаться в ДМШ, гармония романтиков – в училище, в консерватории же надо преподавать современную гармонию.

Необходимо самое пристальное внимание уделять транспонированию, начиная с первых классов ДМШ вплоть до консерватории (напоминаем, что в кон­серваторские требования еще лет пятьдесят назад входило обязательное транспонирование сложных пьес). Успешный опыт по обучению транспониро­ванию был проделан недавно ленинградским педа­гогом О. Рафалович, ею же была разработана и ме­тодика обучения, правда, на наш взгляд, нуждаю­щаяся в усовершенствовании10. О. Рафалович строит обучение транспонированию почти исключи­тельно на материале фортепианных пьес. На наш взгляд, оно должно вестись (особенно в начальной его стадии) в основном на материале изучаемых соединений аккордов, а также песен и мелодий, гармонизованных учеником  на слух. Важно до­биться того, чтобы каждая гармонизованная учени­ком на слух песня игралась бы им с одинаковой легкостью в любой тональности. И лишь после это­го можно переходить к транспонированию пьес.

Должны быть усложнены фактурно-фигурационные формулы, изучаемые сейчас в ДМШ, – гаммы, арпеджио, аккорды. Эти формулы сложились еще в эпоху венского классицизма и давно уже не отве­чают уровню развития музыкального языка. Сегод­ня учащиеся должны играть не только обращения трезвучий первой ступени, доминантсептаккорда и уменьшенного септаккорда, но и септаккорды дру­гих ступеней, и не только в виде обращений и арпеджио, но и двойными нотами в разных распо­ложениях (типичная фактура Листа и других ро­мантиков). В таких случаях можно использовать и фактурно-фигурационные формулы из сборников Ганона, Клементи, Брамса, Лонг.  Следует здесь разъяснить одно положение, понятное, к сожалению, немногим: изучение фактурно-фигурационных формул, содержащихся в сборниках технических упражнений, развивает не только и  не столько технику, сколько самое музыкальное мышление исполнителя (вспомним слова Бузони о том, что техника сосредоточена в мозгу!); на этих формулах тренируется умение свободно оперировать разными типами фактуры – одна из предпосылок импровизации. Не  случайно Лист, этот великий импровизатор, проводил за игрой технических упражнений по четыре часа в день. Разумеется, приверженность   к этим фактурно-фигурациоиным формулам должна быть вовремя преодолена и раз­рушена в самой практике музицирования, так как именно в создании и разрушении стереотипов со­стоит диалектика обучения импровизации (мысль, которую неоднократно высказывал в печати Л. Баренбойм). Увеличив общий комплекс знаний и уме­ний, прививаемых ученику, сделав сразу же акцент на освоении им самой логики музыкальной речи, на развитии умения свободно оперировать теми или иными ее компонентами, нужно, по-видимому, пой­ти на временное сокращение числа разучиваемых пьес, снизив уровень их трудности. Это в дальней­шем с лихвой окупится той легкостью, с которой ученик, овладев  этой  логикой,  будет разучивать новые пьесы.

Весь комплекс музыкальных знаний должен быть максимально направлен в сторону практики, он дол­жен осмысляться в практическом музицировании – а следовательно, на уроках специальности (поло­жение, которое всячески отстаивал Г. Нейгауз).

Наконец, последнее. Пришла пора создать прак­тическое современное руководство по обучению импровизации, где должны быть использованы реко­мендации авторов старинных методик, авторов современных джазовых школ, авторов существую­щих систем массового музыкального воспитания (3. Кодая и К. Орфа), а также авторов некоторых начальных школ обучения на фортепиано.

Разумеется,   в рамках   небольшой журнальной статьи невозможно рассмотреть с желаемой подроб­ностью поднятые нами вопросы, равно как и более обстоятельно аргументировать нашу точку зрения. И вместе с тем, думается, нам удалось показать, что вопрос об обучении импровизации в современ­ной системе музыкального воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения, для которого нужны совместные координированные усилия фортепианных педагогов, методистов, препо­давателей музыкально-теоретических дисциплин, исследователей истории педагогики.


1 К. Аргамаков. Искусство импровизации. «Музыкальный альманах». М., 1914, с. 112.

2 Я. Мильштейн. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитания исполнителей. Сб. «Мастерство музыканта-исполнителя». М., 1972, с. 36, 38, 54. См. также: Я. Мильштейн. Истоки артистизма и мастерства. «Советская культура» от 13 октября 1964 года; Л. Баренбойм. Размышления о музыкальной педагогике. Сб. «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства». Л., 1969. с. 243–249.

3 См.: Васh C. Ph. Е. Versuch über die wahre Art das Clavier zu spielen. Teil 1. Berlin, 1753. Vorrede.

4 Sorge G. A. Anleitung zur Fantasie, oder zu der schönen Kunst, das Clavier, wie auch andere Instrumente aus dem Kopfe zu spielen. S. 1. 1767.

5 Цит. по: Я. Адамян. Эстетика Рамо. Сб. «Вопросы теории и эстетики музыки», вып. 2. Л., 1903,  С. 264.

6 См.: J. Аdlung. Anleitung: zur musikalischen Gelahrtheit. Erfurt, 1758, S. 625; Couperin F. L'art de toucher le Clavecin. Paris, 1717, переизд. 1933 г. р. 23; Quants I. Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen. Berlin, 1752, Abteilung XIII, § 2, S. 118.

7 J. Mehegan. Jazz, Improvisation, Tonal and Rhithmic Principles. New York, 1955.

8 Исключение здесь – дирижеры-хоровики, которые, кстати, умеют импровизировать чаще, чем другие музыканты.

9 Опыты проводились в классе преподавателя С. Мальцева студентами В. Платоновой и М. Евсеевой.

10 См.: О. Рафалович. Транспонирование в классе фортепиано, Л., 1963.


Источник: С. Мальцев, И. Розанов Учить искусству импровизации // «Советская музыка» 1973 г. – № 10. – С. 62–64.


Вы уже приехали в северную столицу и не знаете, где остановиться? Вас с нетерпением ждет гостиница Россия Петербург любит принимать гостей со всего мира



Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Учить искусству импровизации" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2010-09-06


Теги: импровизация, ПРЕПОДАВАНИЕ МУЗЫКИ, музыка в ДМШ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0