Музыкальная судьба Монка — пример целеустремленности,
бескомпромиссности и веры в свою звезду. Его имя давно стало в один ряд с
именами таких гениев джаза, как Армстронг, Эллингтон или Колтрэйн.
Однако многие годы критики и музыканты не могли по достоинству оценить
масштаб его дарования, считая музыку Монка нарочито эксцентричной.
Телониус Монк родился в Роки-Маунт в штате Северная Каролина в 1920
году. Семья переехала в Нью-Йорк, когда Телониус был еще совсем
маленьким. Он вырос в пригороде, который назывался тогда
Сан-Хуан Хилл. Играть на фортепиано мальчик начал примерно в шесть лет.
Позже Телониус осваивал инструмент более углубленно, но в целом его
следует считать самоучкой. В юности Монк также немного играл на
церковном органе. Короткое время он даже путешествовал вместе с
проповедником. В семнадцать лет, как и многие молодые музыканты, Монк
был постоянно занят поиском работы.
С 1939 года Монк выступает в клубах Гарлема в
Нью-Йорке. В 1941–1942 годах играет в ансамбле в знаменитом клубном кафе
«У Минтона» с Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи и другими музыкантами,
родоначальниками стиля би-боп.
Об исполнительской манере Монка того времени можно
судить по записям, сделанным в 1941 году в клубе Минтона. Его соло
указывает на приверженность свингу.
Хотя Монк играл со знаменитыми боперами Гиллеспи,
Паркером и Кларком джем-сейшн в клубе Минтона, но сам он никогда не
считал себя в полной мере бопером. Уже к середине 1940-х Монк обладал
индивидуальным стилем, не вписывающимся полностью в какую-либо школу.
Неудивительно, что когда после 1945 года боперы стали работать вместе и
регулярно записываться, они редко приглашали Монка в свои ансамбли. В
результате Монк отошел от движения, одним из зачинателей которого он
был. Или, правильнее сказать, движение развивалось совсем не в том
направлении, которого он не разделял.
«Расхождения Монка с боперами касались в основном
фразировки, — пишет Д. Коллиер. — Он не опирался, как боперы, главным
образом на вторую и четвертую доли такта, ему были не по душе ураганные
темпы, его фразировка была слишком необычной для того, чтобы задавать
граунд-бит. Иным был и его подход к гармонии. Хотя Монк не меньше, чем
боперы, использовал альтерированные аккорды, он строил их по другому
принципу. Бопер обычно использовал непривычные хроматизмы в построении
аккорда, то есть добавлял к основному трезвучию низкую IV и пониженную V
ступень. Монк поступал по-другому: и в аккордах, и в мелодических
фразах он предпочитал оставлять хроматизмы обнаженными. Иными словами,
боперы включали непривычные интервалы в свои фразы таким образом, что их
исполнение было гармонически однородным, с характерным колоритом.
Достаточно проанализировать небольшой отрывок из соло Паркера и Бада
Пауэлла, чтобы понять, что в любом другом отрывке их подход к гармонии
не меняется. А Монк вставлял хроматизмы разрозненно, как сливы в пудинг.
Когда вы едите такой пудинг, вам постоянно попадаются сливы, резко
отличающиеся по вкусу от всего блюда. Монк особенно любил вставлять во
фразы, чаще в конце пьесы, звуки, на полтона отличающиеся от тех,
которые сами собой напрашивались. Манера „подшучивать" таким образом над
публикой придавала особый колорит его исполнению. В 40-х годах Монк
шокировал своими приемами и публику, и музыкантов».
Яркая самобытность Монка мешала найти ему работу.
Студии грамзаписи контрактов ему не предлагали. Однако музыкант не
сдавался и решительно отказывался изменить свой стиль. Во многом
благодаря поддержке и самопожертвованию жены, Нелли Монк, разделявшей
его взгляды на джаз, ему удалось сохранить свою независимую позицию.
Чтобы поддержать мужа, Нелли работала и прислугой.
Монк верил, что публика в конце концов сама придет к нему. Во всяком
случае, он не собирался потакать ее вкусам.
Еще его поддерживал Коулмен Хокинс, всегда
приветствовавший новые таланты. В 1944 году Хокинс пригласил Монка в
небольшой ансамбль, выступавший в клубе на 52-й улице. А уже в октябре
того же года ансамбль сделал несколько записей. Монк сохранил
благодарность Хокин-су до конца своих дней.
«С годами, — отмечает Коллиер, — его выразительные
средства становились более скупыми. Он старался быть столь экономным,
что иногда, исполняя тему, брал всего лишь несколько тонов без всякого
развития. Вместо того чтобы сыграть полностью четырех- или пятизвучный
аккорд, он часто брал лишь два звука, предоставляя слушателю домысливать
остальное, причем делал это с таким искусством, что публика понимала
недосказанное. В результате создавалось впечатление суровой простоты.
Кроме того, у него проявлялось стремление все более отклоняться от
метра, выдерживать большие паузы между звуками. Его мелодическая линия
все же не походила на набросок мелодии, как это нередко бывало у Джона
Льюиса, а сохраняла четкость и определенность. Монк набрасывает контуры
мелодии не отдельными штрихами, а как бы удаляя из нее все лишнее,
обнажая мелодический костяк».
Любите
щеголять в модных босоножках, туфельках и ботиночках или танцевать на
дискотеке под любимые музыкальные ритмы в лёгких балетках? Всякой
моднице хочется иметь побольше вариантов на каждый день, поэтому когда
соберетесь приобрести обновку, ищите магазины, где есть продажа обуви оптом. К вашим услугам и большой выбор и весьма демократичные цены.
В конце 1940-х годов вокруг Монка стала собираться
группа последователей, представленная в основном молодыми музыкантами. В
1947 году Монк сделал серию записей по заказу менеджера Альфреда Лайона
из фирмы «Blue Note». Записи отмечены своеобразной манерой Монка —
кажется, будто он один исполняет все партии. Особенно ярко это видно на
примере его собственных композиций, среди них «Round About Midnight»,
«Ruby My Dear» и «Straight No Chaser», несомненно, его самые известные
мелодии.
Композиции Монка столь же своеобразны, как и его
исполнительская манера. Джазовые музыканты, стараясь исполнить их так,
как задумал Монк, всегда наталкивались на трудности. Перед ними стояла
нелегкая задача — передать особенности гармонии и фразировки Монка,
далекой от простого наложения мелодической линии на аккорды. В
результате замысел, идея композиции Монка, как правило, доминируют над
солистом, подчиняют его себе, что нечасто встречается в джазе.
В 1952–1955 годах музыкант сделал серию записей для
фирмы «Prestige». Затем в 1955 году был продлен контракт с фирмой
«Riverside Records». На этой фирме Монк записал ряд композиций
Эллингтона и других известных джазовых пьес, с целью опровергнуть миф о
том, что он может исполнять лишь собственные сочинения. А вот следующая
пластинка 1956 года «Brilliant Corners», напротив, состоявшая только из
его собственных композиций, принесла большой успех Монку. Музыкант
наконец-то получил признание публики. В этом есть и заслуга
благожелательной рецензии в обозрении журнала «Даун бит», написанной
Нэтом Хентоффом.
В 1957 году Монка вновь пригласили выступать в
клубах, и он обосновался в «Файв слот», где в то время встречались
представители авангардного джаза. Монк пригласил малоизвестного в то
время саксофониста Джона Колтрейна. Встречи этих двух музыкантов вошли в
историю джаза.
С тех пор Монк считается не просто яркой фигурой в
джазе, но одним из ведущих его мастеров. Пластинки Монка начинают
продаваться большими тиражами, его выступления привлекать массу
поклонников.
Монк выработал на редкость индивидуальный стиль, и
мало кто был способен ему подражать. Концепции Монка были глубоки и
оригинальны, и это снискало ему уважение представителей самых разных
школ.
«…Органическое качество его музыки, — пишет
американский джазовый критик Мартин Уильяме, — это способность ее
требовать бескомпромиссной эмоциональной реакции со стороны слушателей. В
Монке нет ничего успокаивающего или развлекательного (в узком значении
слова). Как в эмоциональном, так и в музыкальном отношениях его
творчество во многом зависит от свойственного ему экспериментаторства.
Но даже неожиданное кажется у него неизбежным…
…Второе органическое свойство его музыки — это ее
доступность, очевидная (но почему-то озадачивающая) простота. Монк
является виртуозом особой школы джазового исполнения с подчеркнуто
своеобразным использованием акцентов, ритма, метра, темпа и таких
средств музыкального выражения, как паузы и остановки с их тишиной».
А вот какую характеристику Монку-музыканту дает Ю.
Чугунов: «Весьма своеобразно и свободно обращение Монка с гармонией.
Здесь чувствуется явное пристрастие к диссонансам. Как остроумно заметил
Леонард Фезер, известный историк и теоретик джаза, Монк „имеет почти
патологическую антипатию к использованию нужных аккордов в ожидаемый
момент"». Возможно, эти рискованные гармонические поиски Монка явились
одной из причин его непонимания.
Импровизации Монка часто строятся непосредственно на мелодическом рисунке темы.
В процессе исполнения он как бы перекидывает простой
мотив с руки на руку, смотрит на него с разных сторон, часто достигая
юмористических эффектов. Но он может и так повернуть импровизационную
разработку, что превращает свою шутку в пьесу, насыщенную подлинным
драматизмом или трогательной печалью.
Любая его юмористическая «выходка», простейший мотив
могут обернуться гротеском. Такой «второй план», подтекст, постоянно
ощущается в его музыке. Здесь поистине нужно уметь «читать между строк».
Монк экономен в выборе средств, даже аскетичен, не
упускает нить основного мотива, постоянно создавая новые ритмические
узоры. В этом можно уловить (естественно, с оговорками) принципы
симфонического развития.
Такие ограничения придают импровизациям и
композициям Монка сдержанный, иногда суровый характер. Он в музыке
график. Во всяком случае, в ней отсутствует «благополучие» — почти
всегда он на грани гротеска, вызова, а подчас и скорби. К нему подходит
слово «мятежный».
В 1959 и 1963–1964 годах Монк руководил оркестром, а
с 1965-го — квартетом. Он участвовал в ансамбле «Гиганты джаза», с
которым в 1970-е годы гастролировал в странах Европы.
Умер Телониус Монк в 1982 году.
Источник:Д.Самин 100 великих музыкантов. - М., 2002.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Телониус Монк. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.