Сегодня это место знают все - и
москвичи, и приезжие и завзятые театралы, и те, кто ходит на спектакли
от силы раз или два в год. Театр "Ленком" нельзя обойти стороной. Это театр
актеров-звезд и суперзвезд, выдающихся режиссеров и драматургов, театр
поразительной творческой молодости, новаторства, смелых экспериментов,
долголетия и постоянства своего зрительского успеха.
История театра началась в 1927 году, когда по инициативе Московского Комсомола на Малой Дмитровке, 6 был
создан первый профессиональный театр рабочей молодежи, сокращенно –
ТРАМ.
Здесь начал свой звездный путь в советском кинематографе Николай
Афанасьевич Крючков. Знаменитые мастера МХАТа. П. Баталов, Н. М.
Горчаков, В.Я.Станицын, Н.П.Хмелев во главе с И.Я.Судаковым делились
здесь с молодыми артистами накопленным опытом, однако, в число ведущих
театров Москвы дом на Малой Дмитровке сумел войти лишь с приходом Ивана
Николаевича Берсенева.
И.Н.Берсенев стал во главе театра, приведя с собой целую плеяду
блестящих сподвижников мхатовской школы. С.В.Гиацинтова, С.Г.Бирман,
Р.Я.Плятт, А.Г.Вовси, Б.Ю.Оленин открыли новый и счастливый этап в
истории нашего театра. При И.Н.Берсеневе заблистали имена Е.Фадеевой,
В.Соловьева, Т. Куневской, Н.Кутасиной, К.Кручининой, В.Всеволодова,
О.Фрелиха, А.Пелевина, А.Шатова, Н.Паркалаб, И.Мурзаевой, А.Козловой,
В.Маруты, А.Петроченко, С.Килигина, Т. Альцевой, Г.Карновича, Валуа, А.
Шешко, Г.Матвеевой и многих других замечательных актеров. Литературной
частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил
пьесу Ф. Кнорре "Тревога"), музыкальной - Исаак Дунаевский, танцы
ставила Наталия Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э.
Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи
Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья
Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. А
спустя несколько лет на сцене ТРАМа появилась и классика, русская и
советская: пьесы А. Островского, М. Горького, инсценировки А. Пушкина и
Н. Островского. Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную
смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. Однако идея
"Ермоловой, днем работающей у токарного станка", популярная в какие-то и
послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро
ТРАМ стал театром всецело профессиональным, воспитавшем плеяду хороших
актеров (П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А.
Пелевин).
Анна Большова и Дмитрий Певцов в мюзикле "Юнона и Авось"
При
Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в
ряду лучших сценических коллективов страны. Немало поспособствовала тому
твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за
собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский
талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных
встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе"
Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де
Бержераке в пьесе Ростана. "Парень из нашего города" Симонова,
поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной
войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные
парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на
передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменитым и
прославленным, он только начинал в театральной драматургии. Повезло и
ему, и театру: театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их
пути еще не раз пересекутся.
В
следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944)
играла Валентина Серова, любимица публики, обаянию которой
дополнительный блеск придавало и то, что она - жена Симонова и это ей он
посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я
вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то эта пьеса дважды в
разные годы возобновлялась на ленкомовской сцене - в последний раз в
1977 году в постановке Марка Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в
этой пьесе нечто выходящее за пределы злободневного пафоса предвоенной
поры, необходимое и поколению, к счастью, войны не заставшему...
"Я с наслаждением работал с Афиногеновым, Симоновым, Горбатовым,
Лавреневым... - говорил И.Н. Берсенев. - Но вот, понимаете,
оказывается, Ибсен - нехорошо... Толстой - не на главной линии. Наивно.
Да, у нас Театр имени Ленинского комсомола. Но ведь именно ради
комсомола, ради молодежи играем мы и ставим Толстого и Ибсена, Диккенса и
Ростана. Все, что может воздействовать на молодое сознание, все, что
может внушить молодому человеку наших дней свободолюбие и честность,
верность долгу и нравственную чистоту, - все это наше, все это должно
звучать с нашей сцены".
Спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро"
Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр
на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно,
были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не
оставили...
20
февраля 1938 года на его здании появилась надпись: "Московский театр
имени Ленинского комсомола". Мы чтим свою историю, но городской фольклор
давно подсказал нам человеческое и менее помпезное наименование –
Ленком. Это название нам милее и дороже, хотя с театром имени Ленинского
комсомола связаны прекрасные мгновения нашей истории. Здесь блистала
любимая народом актриса Валентина Серова, для этой сцены писал свои
знаменитые пьесы Константин Симонов, наконец, в театре имени Ленинского
комсомола состоялся феерический взлет одного из лучших современных
режиссеров – Анатолия Васильевича Эфроса.
А.В.Эфрос
пребывал в должности главного режиссера с 1963 года всего около трех
лет, но эти годы стали золотыми для новой российской режиссуры – "В день
свадьбы" В.Розова, "104 страницы про любовь" и "Снимается кино"
Э.Радзинского, "Мой бедный Марат" А.Арбузова, "Мольер" М.Булгакова.
Театральная Москва с восторгом взирала на эфросовскую плеяду актеров –
В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, М.Державин, Ю.Колычев,
В.Ларионов, А.Ширвиндт, О.Яковлева. А.Эфрос дал путевку в жизнь таким
мастерам, как Л.Круглый, М.Струнова, Л.Чикурова, В.Корецкий и многим
другим талантливым и неповторимым… Впрочем, не все взирали с восторгом
на актерскую плеяду А.Эфроса. Тогдашний МГК КПСС усмотрел в молодом
главреже огромную опасность для идейных основ социалистического
реализма, и А.Эфрос был отстранен от руководства театром. По выражению
А.Ширвиндта, "уникальная кардиограмма театра сделала очередной нырок".
Дом на Малой Дмитровке стал быстро терять своих зрителей! Через пять,
шесть лет театр почувствовал себя совсем плохо. Надежда забрезжила с
приходом на директорскую должность Р.Г.Экимяна. То ли он предчувствовал
изменение ситуации, то ли изменившаяся ситуация отрядила его выстраивать
новый Ленком.
Дмитрий Певцов и Инна Чурикова в спектакле "Аквитанская львица"
В
конце 1973 года в театре появился новый главреж, впоследствии
художественный руководитель, и свой драматург, и свой художник, что
случается нечасто. В 1974 году появилось нечто остроумное, музыкальное,
стремительное, злое и веселое. Николай Караченцов, сыграв Тиля
Уленшпигеля, проснулся знаменитым, Инна Чурикова придала спектаклю
особое очарование и изящество. Заиграли все на удивление хорошо,
особенно Д.Гошев, Е.Фадеева, М. Лифанова, Ю.Колычев, В.Проскурин,
В.Ларионов, Б.Беккер и многие другие, вдохновенно и весело зазвучали
мелодии Геннадия Гладкова, впервые с присутствующим в зале музыкальным
ансамблем "Аракс".
В
музыкальное оснащение театра особый вклад внесли люди уникально
одаренные: композитор Алексей Рыбников, поэты Юлий Ким и Юрий Энтин.
Бывший саратовский артист Олег Янковский вместе со студентом Александром
Абдуловым и чудом российского искусства – Евгением Павловичем Леоновым
заложили прочные основы новой актерской команды, куда скоро сбежала из
театра Сатиры Татьяна Ивановна Пельтцер, из театра на Малой Бронной
явился сам Леонид Броневой, из ленинградского ЛГИТМИКа – Елена Шанина.
Появились спектакли, о которых дружно заговорили и заспорили зрители,
отечественные и зарубежные средства массовой информации: "В списках не
значился" Б.Васильева, "Иванов" А.Чехова, "Вор" В. Мысливского,
"Жестокие игры" А.Арбузова, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты"
А.Рыбникова и П.Грушко, "Оптимистическая трагедия" В.Вишневского, "Юнона
и Авось" А.Вознесенского и А.Рыбникова, "Три девушки в голубом"
Л.Петрушевской, "Диктатура совести" М. Шатрова, "Мудрец" А.Островского,
"Поминальная молитва" Г.Горина, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П.
Бомарше, "Чайка" А.Чехова, "Королевские игры" Г.Горина и Ш.Каллоша,
"Аквитанская львица", "Пер Гюнт" Ибсена, "Испанские безумства", "Ложь во
спасение" и другие. Сформировалось так называемое второе поколение
Ленкома – залог нашего долголетия: Д.Певцов, А. Захарова, Т.Кравченко,
А.Лазарев, В. Раков, Н.Щукина, С.Степанченко, И.Агапов, А.Соколов,
А.Леонов, А.Сирин, И.Фокин и другие.
Похоже,
Ленкому удалось сегодня обеспечить преемственность актерских поколений и
выпускать спектакли, становящиеся особо любимыми и посещаемыми иногда
благодаря одной только безвестной молодежи, которая через несколько
месяцев становится и любимой, и популярной, и почитаемой в российском
театральном и кинематографическом пространстве. Это Мария Миронова, Анна
Большова, Олеся Железняк, Антон Шагин, Алла Юганова и другие.
Анна Большова и Александр Лазарев-младший в спектакле "Королевские игры"
Сегодня
зрительный зал Ленкома переполнен. Особенной популярностью среди театралов пользуются спектакли "Юнона и Авось", "Вишневый сад", "Тартюф", которые уже давно превратились в своеобразные визитные карточки театра. Во время сценического действия в зале царит особая атмосфера. Для людей, которые приходят сюда, это не просто развлечение и праздное времяпровождение. События каждого спектакля надолго остаются в памяти. Ведь играя с полной самоотдачей на сцене, актеры делятся со зрителем частичкой своей души, а сюжеты классиков заставляют в который раз задуматься о вечных ценностях.
Если вы решили приятно и с пользой для себя провести вечер, отправляйтесь с друзьями или родными в театр этим вечером. Заказать билеты в Ленком с доставкой на дом можно по ссылке www.bilettorg.ru/theatre/31. Сделать это лучше заранее, ведь на аншлаговые спектакли билеты быстро расходятся.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Театр "Ленком". История и современность"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.