Блестящая история Михайловского театра началась с выбора архитектора
здания. Тонкий знаток искусства, Александр Брюллов строит здание
первого городского музыкального театра, вписывая его в уже сложившийся
ансамбль площади Искусств, и потому фасады театра выполняются
по проектам Карла Росси для «рифмы» со зданием Михайловского дворца.
Брюллов создал волшебную шкатулку: о том, что за скромным фасадом
скрывается театр, можно догадаться лишь по крыше, где за куполом над
зрительным залом видна высокая коробка сцены. Весь блеск императорского
театра заключен внутри: серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись
и лепка.
Театр и дворец, носящие имя великого князя Михаила Павловича,
со временем стали прочно ассоциироваться с изящными искусствами.
В 1869 году архитектор Альберт Кавос, по воле судьбы отвечающий
за городские музыкальные театры, перестраивает здание, расширяет сцену
и надстраивает ярус в зрительном зале: театр становился все более
популярным. Именно во время этой перестройки в Михайловском театре
появился плафон итальянского художника Джованни Бузатто «Победа сил просвещения и наук над темными силами невежества».
В театр съезжался весь петербургский свет, включая двор и императорскую
семью. На сцене театра выступали французская и немецкая труппы,
а за дирижерским пультом не раз стоял маэстро Иоганн Штраус.
После 1917 года история театра стала более драматической, но не менее
насыщенной. После революции иностранные актеры были вынуждены покинуть
страну, и для Михайловского театра остро встал вопрос формирования
собственной труппы.
6 марта 1918 года театр открыл новый сезон в роли второго
государственного оперного театра Петрограда; в 1920 году театр получил
название Государственного академического театра комической оперы;
в 1921-м он был переименован в Малый академический театр, а в 1926-м —
в Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ). И несмотря
на трудную судьбу в эти годы, театр оставался на пике городской жизни.
В 1930-е годы балетную труппу возглавил выдающийся танцовщик
и хореограф Федор Лопухов. Одновременно с этим театр становится некой
«лабораторией по созданию советской оперы». На его сцене впервые были
поставлены оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия
Шостаковича, и новаторская «Пиковая дама» Всеволода Мейерхольда. После
войны Малый театр оперы и балета продолжил сотрудничество
с современными композиторами, впервые в мире поставив «Войну и мир»
Сергея Прокофьева.
Со временем все большую роль в театре стали играть не театральные
режиссеры, а известные дирижеры: Борис Хайкин, Кирилл Кондрашин, Эдуард
Грикуров, Юрий Темирканов, Курт Зандерлинг.
В 1989 году театру было присвоено имя Модеста Петровича Мусоргского,
а на сцене главенствующую роль заняла русская классика: «Борис Годунов»
и «Хованщина» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»
Чайковского, «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане»
Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина.
В 2007 году Михайловский
театр вернул себе историческое имя.
Театр сегодня
В 2001 году Михайловский театр вернул себе историческое имя, в 2007 —
славу самого светского музыкального театра Петербурга. Сегодня театр,
сочетая вековые традиции, стремится держать руку на пульсе современного
театрального процесса.
По инициативе и на личные средства нового директора Михайловского
театра В. А. Кехмана в рекордно короткие сроки был произведен ремонт
здания. Возрожденное парадное убранство зала и зрительской части
позволяет зрителям комфортно проводить время. Меценатский проект
В. А. Кехмана положил начало значительным изменениям в жизни театра:
по приглашению генерального директора пост художественного руководителя
балета занял народный артист Фарух Рузиматов, оперную труппу в течение
года возглавляла Елена Васильевна Образцова, главным приглашенным
дирижером стал молодой итальянский маэстро Даниэле Рустиони.
Залогом успеха и качества репертуарных спектаклей является работа
педагогов-репетиторов: Никита Долгушин, Алла Осипенко, Евгений Попов,
Светлана Ефремова и многие другие опытные артисты делятся секретами
мастерства с молодыми солистами.
В театре проводятся балетные мастер-классы ведущих педагогов Европы
и Америки. По приглашению Фаруха Рузиматова с балетной труппой
Михайловского театра работали Наталья Макарова, Дженнифер Губэ, Жильбер
Майер, Сирил Атанасофф, Михаил Мессерер.
Репертуарная политика театра заключается в особом интересе
к итальянским операм, которые помогают молодым певцам проявить себя
в исполнении этой сложной и очень красивой музыки. В балете особое
внимание уделяется трем основным направлениям: реконструкции
классических спектаклей, постановке абсолютно новых балетов
и расширению детского репертуара.
В 175-м сезоне театр представил зрителям три балетные премьеры:
романтическую историю «Жизель, или Вилисы», детскую сказку «Чиполлино»,
яркий героический эпос — «Спартак», две оперные премьеры — шедевры
итальянского музыкального искусства: «Сельская честь» Пьетро Масканьи
и «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти. На сцене театра выступали
титаны мирового классического искусства: Елена Образцова, Роберто
Аланья, Пако де Лусия, Рене Флеминг. Состоялись гастроли Московского
государственного академического камерного хора под руководством
В. Минина, гастроли балета Московского академического музыкального
театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.
Гастроли оперной труппы театра в 175-м сезоне проходили в Японии
и дважды в Москве, где на сцене Большого театра России и Музыкального
театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко были
представлены премьерные спектакли; гастроли балетной труппы — в Японии
и Лондоне. Балет Михайловского театра, выступивший на сцене лондонского
театра Колизей, был отмечен ведущими европейскими критиками
и номинирован на самую престижную британскую награду в области
танцевального искусства National Dance Awards сразу в двух номинациях:
лучшая зарубежная труппа и лучший танцовщик (Денис Матвиенко).
Помимо прочего Михайловский театр участвует в фестивале «Площадь
Искусств» и является одной из культурных площадок Петербургского
международного экономического форума.
Новый, 176-й сезон, также насыщен событиями: 30 октября 2008 года
на сцену Михайловского театра вернулся балет Олега Виноградова
на музыку Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта».
В ноябре балет Михайловского театра в ранге европейской
сенсации представил на сцене театра Ла Фениче в Венеции постановку
классического балета «Жизель» в редакции Никиты Долгушина, которая была
признана критикой одним из самых стильных и утонченных прочтений этого
классического балета.
8 ноября 2008 году Михайловскому театру исполнилось 175 лет. Для
современной истории театра значимым совпадением стал тот факт, что
в этот день же праздновал свой 70-й день рождения знаменитый артист
балета, а ныне педагог-репетитор Михайловского театра Никита Долгушин.
Именно поэтому череда событий, посвященных 175-летию театра, открылась
8 ноября его юбилейным вечером. Юбиляра поздравили солисты
Михайловского, Мариинского и Большого театров, которые исполнили
фрагменты из балетов, ставших вехами на пути танцовщика. В честь Никиты
Долгушина состоялась вторая балетная премьера сезона театра — «Павана
мавра» Хосе Лимона с Фарухом Рузиматовым в главной партии.
14 ноября состоялось торжественное гала-представление, которое началось
с шоу на улице и продолжилось в зале театра. После юбилейного концерта
петербуржцы стали свидетелями волшебной «Световой феерии» на площади
Искусств.
15 ноября в рамках празднования 175-летия театра прошел гала-концерт
знаменитого тенора Хосе Куры, 16 ноября, продолжая юбилейные торжества,
состоялся гала-концерт Фаруха Рузиматова. В программу концерта вошли
«Павана мавра», фламенко-балет «Кармен» и дивертисмент, в котором
приняли участие солисты Большого и Михайловского театров.
27 ноября 2008 года состоялась российская премьера спектакля Лилианы
Кавани «Паяцы» по одноименной опере Руджеро Леонкавалло, а начиная
с февраля 2009 года у зрителей Михайловского появилась возможность
увидеть две веристские
оперы — «Сельская честь» и «Паяцы» — в интерпретации одного режиссера
в один вечер.
13 марта 2009 года состоялась премьера балета «Корсар» в редакции
художественного руководителя балета Михайловского театра Фаруха
Рузиматова.
На официальном сайте группы Эскимо наоборот можно увидеть новые клипы и послушать музыку. которую делают ребята. Зарядитесь энергией московского драйва!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.