Адрес театра: Россия, Санкт-Петербург, Театральная площадь, д. 1
Концертный зал: ул. Декабристов, д. 37
Художественный руководитель-директор театра:
Гергиев Валерий Абисалович
Мариинский театр- символ русской культуры. Летоисчисление его труппы ведется с 1783 года, когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория.
В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась
площадь Карусель - так называлось театрализованное конное действо -
любимое развлечение придворного общества. Здесь же проходили народные
гулянья с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли
драматические представления, давались спектакли итальянской оперной
труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской
танцевальной школы. По приказу Екатерины Великой на месте этого здания
был воздвигнут Большой (Каменный) театр,
великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он
открылся в 1783 году представлением оперы Паизиелло "На Луне". Площадь
перед театром стала называться Театральной. В 1802 году театр перестроил архитектор Тома де Томон, в 1836 его реконструировал Альберт Кавос.
С 1829 года на сцене театра практически безраздельно господствовала
итальянская труппа (в составе которой были такие выдающиеся певцы, как
Рубини, Виардо-Гарсиа, Тамбурини, Джулия Гризи, Лаблаш, Марио). Лишь со
второй половины 50 годов возобновились постановки русской труппы, из
которых следует отметить мировую премьеру "Русалки" Даргомыжского (1856).
29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого театра по проекту архитектора Альберта Кавоса, праздничным конным представлением открылся Конный цирк.
Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное
помещение. Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание
предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда переехала
русская оперная, а затем, в сезоне 1885-1886 годов, и петербургская
балетная труппа.
Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки "Жизнь за царя" театр стал называться Мариинским, по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, "великолепнейший в Европе",
но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных
конструкций его приходилось постоянно перестраивать. В XIX веке здание
театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора
Дирекции Императорских театров Шретера в 1884-1886 годах
перестраивались закулисные помещения. В 1894-1896 главным инженером
Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К главному фасаду,
выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными
лестницами и фойе. Яркий живописный плафон выполнен живописцем Фрачиоли
по эскизам профессора Дузи. Бронзовая трехъярусная люстра с
хрустальными подвесками и канделябры были изготовлены на пожертвования
купца Плеске, награжденного золотой медалью "во внимание к такой особой
артистической заслуге". Великолепная декоративная отделка зрительного
зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна
скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок -
таков уникальный колорит зрительного зала - самого лирического
театрального зала Европы.
Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра,
создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника
Александра Головина. В 1952 году художник Симон Вирсаладзе изменил
цветовую гамму занавеса - в соответствии с цветом обивки мебели и
драпировки зрительного зала из темно-красного он сделал его
сине-голубым. Во время Второй мировой войны в здание театра попало
более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было
восстановлено. В конце 1960-х годов в ходе реконструкции была
перестроена сценическая коробка. Подъемный пол оркестровой ямы и другие
технические приспособления позволяют по-разному использовать оркестр и
добиваться сложных декоративных эффектов. Однако время требует
постоянного совершенствования сценической машинерии, и театр готовится
к очередному техническому обновлению.
На
сцене Мариинского театра пели выдающиеся певцы: П. П. Булахов,
Сандунова, Петрова (Воробьёва), О. Петров; в конце XIX начале XX века -
Ф. Стравинский, Ершов, Збруева, Литвин, Шаляпин, М. и Н. Фигнер,
Собинов
и другие. Позднее в театре пели Андреев, К. Петраускас, Горская,
Преображенская, Штоколов, Ковалёва. В наши дни получили признание такие
яркие певцы, как Бородина, Горчакова, Прокина, В. Цыдыпова, Дядькова,
Чернов, Путилин, А. Морозов, Галузин
и многие другие. В Мариинском театре работали такие крупнейшие
дирижёры, как Лядов, Направник, Коутс, Купнр, Малько, Похитонов,
Дранишников, А. Гаук, Пазовский, Хайкин, Темирканов. С 1988 года
художественным руководителем и главным дирижёром театра является
Валерий Гергиев. Оперная труппа театра часто гастролирует за рубежом.
Среди современных постановок следует отметить "Саломею" (1995),
"Отелло", "Игрока" Прокофьева, "Леди Макбет Мценского уезда"
Шостаковича (все в 1996) и другие.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МАРИИНСКИЙ ТЕАТР"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.