Первое
каменное здание театра было построено в 1780 г. (на месте нынешнего) на улице
Петровке. Долгие годы поэтому театр называли Петровским. На его сцене
одновременно играли оперные, балетные и драматические спектакли. Разделения
труппы не было: артисты должны были равно хорошо уметь петь, танцевать и играть
драматические роли. Но предпочтение отдавалось опере, поэтому театр со времени
создания считался оперным домом. По сравнению с Петербургом сюда приходил и
более простой зритель: разночинцы, студенты, мелкое купечество, ремесленники,
чиновники средней руки, служилый люд.
В
1805 г. здание театра сгорело, но труппа продолжала работать на сценах частных
московских домов, пока в январе 1825 г. не был открыт новый театр, получивший
название «Большой Петровский» (архитектор О. И. Бове, проект профессора А. А.
Михайлова). В репертуаре театра стали утверждаться произведения отечественной
музыкальной драматургии: сначала оперы-водевили и балеты-дивертисменты, а затем
сочинения большой формы, лучшей из которых была опера А. Н. Верстовского
«Аскольдова могила» (1835).
В
марте 1853 г. в театре вновь возник пожар. Здание было восстановлено и
несколько перестроено архитектором А. К. Кавосом и открыто в августе 1856 г. По
модели скульптора П. К- Клодта была отлита квадрига с Аполлоном и воздвигнута
над восьмиколонным портиком. В таком виде, за исключением небольших переделок,
здание театра существует и в наши дни.
Пятиярусный
зал Большого театра рассчитан на 2150 мест. Огромна и сцена. На ней иной раз
находится около 300 участников, но она не кажется тесной.
Широкое
развитие русского оперного и балетного искусства началось в середине XIX в. с
появлением опер М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», «Русалка» А.
С. Даргомыжского, а затем произведений композиторов «Могучей кучки»: «Бориса
Годунова» М. П. Мусоргского, «Князя Игоря» А. П. Бородина, опер Н. А.
Римского-Корса-кова «Садко», «Псковитянка», «Царская невеста», а также опер и
балетов П. И. Чайковского — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Лебединое озеро»,
«Спящая красавица» и др.Они определили исполнительский стиль
Большого театра, рождение плеяды блистательных певцов и танцоров, дирижеров и
хореографов, ставших славой не только русского, но и мирового искусства: Ф. И.
Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, С. В. Рахманинова, А. А. Горского и
других.
Одновременно
с расширением русского репертуара Большой театр последовательно осуществлял
постановки лучших произведений зарубежных композиторов.
В
1919 г. театру было
присвоено звание академического. Произведения корифеев русской оперы и балета,
бессмертные творения мировой музыкальной литературы получили новое воплощение
на сцене Большого театра. За годы Советской власти здесь поставлено около 100
опер и балетов советских авторов.
Труппа
Большого театра — одна из самых больших в мире по численности (свыше 900
артистов оперы, балета, хора, оркестра, мимического ансамбля). Многие прославленные
имена этого театра известны миллионам любителей оперного и балетного искусства.
С
1961 г. спектакли Большого театра стали идти и на сцене Кремлевского Дворца
съездов, зал которого вмещает 6000 человек. На своих двух сценах ежемесячно
Большой театр показывает 52 спектакля.
Театр
имеет свои художественно-производственные мастерские, в которых работают 500
мастеров свыше 90 профессий. Они создают оформление спектаклей — от
монументальных декораций до тончайших ювелирных украшений.
В
начале XXI века после долгого перерыва театр стал включать в репертуар шедевры
русских композиторов века ХХ, переосмысливая их уже как национальную классику.
За последние годы Большой театр познакомил публику с операми "Игрок",
"Огненный ангел", "Война и мир" и балетом
"Золушка" Прокофьева, оперой "Леди Макбет Мценского уезда"
и балетами "Светлый ручей", "Болт" и "Золотой
век" Шостаковича. В год столетия со дня рождения Дмитрия Шостаковича
(2006). Большой театр стал единственным театром в мире, на
сцене которого идут все три балета великого композитора. Большой расширяет
кругозор своей балетной труппы и ее зрителей, осваивая самые разные стили и
направления – от неоклассики Баланчина до опусов "Терпсихоры в
кроссовках" Твайлы Тарп – и заказывает новый балет одному из самых
востребованных молодых хореографов мира – Кристоферу Уилдону. Именно в Большом
театре впервые увидел свет рампы его балет "Misericordes".
Не прекращая своей ежедневной деятельности, Большой театр осуществил ряд
проектов просветительского характера: состоялась московская премьера
"Песен Гурре" Шёнберга, концертное исполнение драматической легенды
"Осуждение Фауста" Берлиоза, в камерных вечерах в Большом выступили
выдающиеся солисты и ансамбли (15 концертов). Огромной популярностью стали
пользоваться возрожденные выступления симфонического оркестра Большого театра
на Новой сцене и сцене Большого зала Московской консерватории. Только за
последние годы благодаря этим концертам слушатели могли познакомиться с
искусством выдающихся дирижеров (Юрий Темирканов, Леопольд Хагер, Гюнтер Хербиг
и др.) и солистов (Вальтрауд Майер, Ангела Деноке, Рикарда Мербет, Биргит
Реммерт, Николай Луганский и др.)
Трудно переоценить успех, который сопутствовал гастролям наших артистов балета
в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Вашингтоне, Милане, Копенгагене, Мюнхене,
Монте-Карло, Баден-Бадене, Токио, Сеуле, Абу-Даби, Гонконге, артистов оркестра
и хора - в Испании, Португалии, Италии, оперной труппы - в Лондоне, Риге,
Любляне, Савонлинне.
Взыскательные
английские критики присудили свою престижную премию и самому Большому театру, и
его хореографу Алексею Ратманскому, и двум восходящим звездам – Наталье Осиповой
и Ивану Васильеву. Новая постановка оперы "Евгений Онегин"
триумфально прошла в Париже, где впервые в истории обоих театров Большой открыл
своими гастролями театральный сезон Парижской оперы.
Театру
удалось восстановить продуктивные партнерские отношения не только с Парижской
национальной оперой, но и другими крупными и крупнейшими музыкальными театрами
мира - Ла Скала, Ковент-Гарден, Польской и Латвийской национальными операми,
фестивалем "Флорентийский музыкальный май". Постановка оперы
"Летучий голландец" впервые в российской истории была осуществлена
совместно с одним из крупнейших европейских театров - Баварской государственной
оперой. Затем Большой театр поставил одну из самых значительных опер русского
репертуара - "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"
Римского-Корсакова совместно с Оперным театром г. Кальяри. Итальянская премьера
выполнила и декларируемую Большим просветительскую миссию – Римский-Корсаков не
самый часто исполняемый композитор на Западе, и в театре Кальяри эту его оперу
показали и услышали впервые.
Успехи
театра были отмечены Государственной премией России (балет "Пиковая
дама" в 2004 г.,
Светлана Захарова в 2007 г.)
и Национальной театральной премией "Золотая маска" (спектакли
"Пиковая дама" (балет), "Похождения повесы", "Светлый
ручей", "Летучий голландец", "Дети Розенталя",
"Сон в летнюю ночь", "Болт", "Игра в карты",
"Волшебная флейта", "Евгений Онегин"). Создатель спектаклей
"Похождения повесы" и "Евгений Онегин" Дмитрий Черняков
первым из режиссеров музыкального театра был удостоен премии К.С. Станиславского.
Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР РОССИИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.
OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.
Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!