Первое
каменное здание театра было построено в 1780 г. (на месте нынешнего) на улице
Петровке. Долгие годы поэтому театр называли Петровским. На его сцене
одновременно играли оперные, балетные и драматические спектакли. Разделения
труппы не было: артисты должны были равно хорошо уметь петь, танцевать и играть
драматические роли. Но предпочтение отдавалось опере, поэтому театр со времени
создания считался оперным домом. По сравнению с Петербургом сюда приходил и
более простой зритель: разночинцы, студенты, мелкое купечество, ремесленники,
чиновники средней руки, служилый люд.
В
1805 г. здание театра сгорело, но труппа продолжала работать на сценах частных
московских домов, пока в январе 1825 г. не был открыт новый театр, получивший
название «Большой Петровский» (архитектор О. И. Бове, проект профессора А. А.
Михайлова). В репертуаре театра стали утверждаться произведения отечественной
музыкальной драматургии: сначала оперы-водевили и балеты-дивертисменты, а затем
сочинения большой формы, лучшей из которых была опера А. Н. Верстовского
«Аскольдова могила» (1835).
В
марте 1853 г. в театре вновь возник пожар. Здание было восстановлено и
несколько перестроено архитектором А. К. Кавосом и открыто в августе 1856 г. По
модели скульптора П. К- Клодта была отлита квадрига с Аполлоном и воздвигнута
над восьмиколонным портиком. В таком виде, за исключением небольших переделок,
здание театра существует и в наши дни.
Пятиярусный
зал Большого театра рассчитан на 2150 мест. Огромна и сцена. На ней иной раз
находится около 300 участников, но она не кажется тесной.
Широкое
развитие русского оперного и балетного искусства началось в середине XIX в. с
появлением опер М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», «Русалка» А.
С. Даргомыжского, а затем произведений композиторов «Могучей кучки»: «Бориса
Годунова» М. П. Мусоргского, «Князя Игоря» А. П. Бородина, опер Н. А.
Римского-Корса-кова «Садко», «Псковитянка», «Царская невеста», а также опер и
балетов П. И. Чайковского — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Лебединое озеро»,
«Спящая красавица» и др.Они определили исполнительский стиль
Большого театра, рождение плеяды блистательных певцов и танцоров, дирижеров и
хореографов, ставших славой не только русского, но и мирового искусства: Ф. И.
Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, С. В. Рахманинова, А. А. Горского и
других.
Одновременно
с расширением русского репертуара Большой театр последовательно осуществлял
постановки лучших произведений зарубежных композиторов.
В
1919 г. театру было
присвоено звание академического. Произведения корифеев русской оперы и балета,
бессмертные творения мировой музыкальной литературы получили новое воплощение
на сцене Большого театра. За годы Советской власти здесь поставлено около 100
опер и балетов советских авторов.
Труппа
Большого театра — одна из самых больших в мире по численности (свыше 900
артистов оперы, балета, хора, оркестра, мимического ансамбля). Многие прославленные
имена этого театра известны миллионам любителей оперного и балетного искусства.
С
1961 г. спектакли Большого театра стали идти и на сцене Кремлевского Дворца
съездов, зал которого вмещает 6000 человек. На своих двух сценах ежемесячно
Большой театр показывает 52 спектакля.
Театр
имеет свои художественно-производственные мастерские, в которых работают 500
мастеров свыше 90 профессий. Они создают оформление спектаклей — от
монументальных декораций до тончайших ювелирных украшений.
В
начале XXI века после долгого перерыва театр стал включать в репертуар шедевры
русских композиторов века ХХ, переосмысливая их уже как национальную классику.
За последние годы Большой театр познакомил публику с операми "Игрок",
"Огненный ангел", "Война и мир" и балетом
"Золушка" Прокофьева, оперой "Леди Макбет Мценского уезда"
и балетами "Светлый ручей", "Болт" и "Золотой
век" Шостаковича. В год столетия со дня рождения Дмитрия Шостаковича
(2006). Большой театр стал единственным театром в мире, на
сцене которого идут все три балета великого композитора. Большой расширяет
кругозор своей балетной труппы и ее зрителей, осваивая самые разные стили и
направления – от неоклассики Баланчина до опусов "Терпсихоры в
кроссовках" Твайлы Тарп – и заказывает новый балет одному из самых
востребованных молодых хореографов мира – Кристоферу Уилдону. Именно в Большом
театре впервые увидел свет рампы его балет "Misericordes".
Не прекращая своей ежедневной деятельности, Большой театр осуществил ряд
проектов просветительского характера: состоялась московская премьера
"Песен Гурре" Шёнберга, концертное исполнение драматической легенды
"Осуждение Фауста" Берлиоза, в камерных вечерах в Большом выступили
выдающиеся солисты и ансамбли (15 концертов). Огромной популярностью стали
пользоваться возрожденные выступления симфонического оркестра Большого театра
на Новой сцене и сцене Большого зала Московской консерватории. Только за
последние годы благодаря этим концертам слушатели могли познакомиться с
искусством выдающихся дирижеров (Юрий Темирканов, Леопольд Хагер, Гюнтер Хербиг
и др.) и солистов (Вальтрауд Майер, Ангела Деноке, Рикарда Мербет, Биргит
Реммерт, Николай Луганский и др.)
Трудно переоценить успех, который сопутствовал гастролям наших артистов балета
в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Вашингтоне, Милане, Копенгагене, Мюнхене,
Монте-Карло, Баден-Бадене, Токио, Сеуле, Абу-Даби, Гонконге, артистов оркестра
и хора - в Испании, Португалии, Италии, оперной труппы - в Лондоне, Риге,
Любляне, Савонлинне.
Взыскательные
английские критики присудили свою престижную премию и самому Большому театру, и
его хореографу Алексею Ратманскому, и двум восходящим звездам – Наталье Осиповой
и Ивану Васильеву. Новая постановка оперы "Евгений Онегин"
триумфально прошла в Париже, где впервые в истории обоих театров Большой открыл
своими гастролями театральный сезон Парижской оперы.
Театру
удалось восстановить продуктивные партнерские отношения не только с Парижской
национальной оперой, но и другими крупными и крупнейшими музыкальными театрами
мира - Ла Скала, Ковент-Гарден, Польской и Латвийской национальными операми,
фестивалем "Флорентийский музыкальный май". Постановка оперы
"Летучий голландец" впервые в российской истории была осуществлена
совместно с одним из крупнейших европейских театров - Баварской государственной
оперой. Затем Большой театр поставил одну из самых значительных опер русского
репертуара - "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"
Римского-Корсакова совместно с Оперным театром г. Кальяри. Итальянская премьера
выполнила и декларируемую Большим просветительскую миссию – Римский-Корсаков не
самый часто исполняемый композитор на Западе, и в театре Кальяри эту его оперу
показали и услышали впервые.
Успехи
театра были отмечены Государственной премией России (балет "Пиковая
дама" в 2004 г.,
Светлана Захарова в 2007 г.)
и Национальной театральной премией "Золотая маска" (спектакли
"Пиковая дама" (балет), "Похождения повесы", "Светлый
ручей", "Летучий голландец", "Дети Розенталя",
"Сон в летнюю ночь", "Болт", "Игра в карты",
"Волшебная флейта", "Евгений Онегин"). Создатель спектаклей
"Похождения повесы" и "Евгений Онегин" Дмитрий Черняков
первым из режиссеров музыкального театра был удостоен премии К.С. Станиславского.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР РОССИИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.