Жизнь Святослава Рихтера мало напоминает
биографии других артистов. Он шел к успеху совершенно особым путем. Детские годы будущего
пианиста прошли в Одессе, его отец - Теофил Данилович - преподавал в консерватории и был известным в городе музыкантом. В свое время он
закончил Венскую Академию музыки, и именно
он дал своему сыну первые уроки игры на форте-
пиано еще тогда, когда мальчику было только
пять лет.
Однако постоянно заниматься с сыном отец не
мог, поскольку был вынужден все свое время отдавать занятиям с учениками. Это была обычная
ситуация для семьи музыкантов-профессионалов.
Поэтому уже с девяти-десяти лет Святослав был
практически предоставлен самому себе.
Лишь в
течение недолгого времени он брал уроки у пианистки А.Атль, одной из учениц его отца. И эту
свободу действий мальчик использовал весьма
оригинально: он начал играть все ноты, которые
были в доме. Особенно его заинтересовали оперные клавиры. Постепенно Рихтер научился играть любую музыку с листа и стал квалифицированным аккомпаниатором.
С пятнадцати лет он уже помогает отцу, а вскоре начинает работать самостоятельно: становится аккомпаниатором в музыкальном кружке при
Доме моряка. После окончания школы он несколько лет работал концертмейстером в Одесской
филармонии. В это время Святослав разъезжал с
концертными бригадами, аккомпанируя различным музыкантам, и набирался опыта.
В 1932 году он переходит на работу в Одесский
оперный театр и становится помощником дирижера С. Столермана. Рихтер помогает ему на репетициях и в работе с певцами, постепенно расширяя собственный репертуар. В мае 1934 года
пианист дает первый клавирабенд - сольный
концерт - в Одесском доме инженеров, исполняя произведения Ф.Шопена.
Концерт прошел с
большим успехом, но в то время юноша еще не
задумывался о том, чтобы профессионально
учиться музыке.
Только через пять лет, весной 1937 года, Рихтер наконец отправляется в Москву, чтобы поступать в консерваторию. Это был достаточно смелый шаг, поскольку молодой исполнитель не имел
никакого музыкального образования. На приемном экзамене Рихтера услышал выдающийся пианист нашего времени Г .Нейгауз, С этого дня Рихтер становится его любимым учеником.
Нейгауз принял Рихтера в свой класс, но никогда не учил его в общепринятом смысле этого
Слова. Как позже писал сам Нейгауз, учить Рихтера было нечему - нужно было только развивать его талант. Рихтер на всю жизнь сохранил
благоговейное отношение к своему первому учителю. Интересно то, что, переиграв чуть ли не всю
мировую фортепианную классику, он никогда не
включал в программу Пятый концерт Бетховена,
считая, что не сможет сыграть его лучше своего
учителя.
В ноябре 1940 года состоялось первое публичное выступление Рихтера в Москве. В этом первом концерте в Малом зале консерватории он выступал вместе со своим учителем. А через несколько дней дал собственный сольный концерт в Большом зале консерватории, и с этого времени началась его долгая жизнь музыканта-исполнителя.
Во время войны Рихтер находился в Москве.
При малейшей возможности выступал с концертами. И ни на день не прекращал занятий. С июня 1942 года Рихтер возобновляет концертную деятельность и буквально начинает осыпать публику новыми программами. Одновременно начинаются его гастроли по различным городам. За два последних военных года он объехал почти всю
страну. Даже государственный экзамен в консерватории он сдавал в форме концерта в Большом зале консерватории. После этого выступления
комиссия постановила выгравировать имя Рихтера золотыми буквами на мраморной доске в
фойе Малого зала консерватории.
В 1945 году Святослав Рихтер стал победителем всесоюзного конкурса музыкантов- исполнителей. Любопытно, что он долго не хотел заявлять о своем участии в нем. Дело в том, что Рихтер всегда считал несовместимыми понятия музыки и соревнования. Но участвовать в конкурсе
он стал для того, чтобы укрепить преподавательскую репутацию своего учителя Г.Нейгауаа, В дальнейшем он не участвовал ни в каких конкурсах.
Кроме того, он всегда отказывался от председательствования в жюри многих международных
конкурсов.
В послевоенные годы Рихтер продолжает постоянно гастролировать, и слава его как исполнителя растет. В 1950 году он выезжает на первые зарубежные гастроли в Чехословакию , Потом следуют поездки в другие страны. Только после этого руководство «выпускает» Рихтера в Финляндию. Его концерты проходят, как всегда, с
триумфом, и в том же году пианист совершает
большую поездку по США и Канаде. И везде ему
рукоплещут переполненные концертные залы.
Секрет стремительного взлета Рихтера следует видеть не только в том, что он обладал уникальной широтой репертуара. С одинаковым успехом он играл Баха и Дебюсси, Прокофьева и
Шопена. Главное же его качество как исполнителя заключается в том, что из любого музыкального произведения он создавал неповторимый и
цельный образ. Любая музыка звучала в его исполнении так, как будто именно он сочинил ее на
глазах у зрителя. Об этом прекрасно сказала одна
из газет, скорбя о смерти великого маэстро: "Он
был посредником между людьми и Богом".
В отличие от других пианистов, Рихтер умел
раствориться в исполняемой им музыке. В ней в
полной мере раскрывалась его гениальность.
Сам
же маэстро говорил, когда журналисты обращались к нему с просьбой об интервью (а на контакт
с прессой он шел весьма и весьма неохотно): «Мои
интервью - мои концерты). А выступать перед
публикой музыкант считал святой обязанностью.
На протяжении многих лет рядом с Рихтером
находилась его жена - певица Нина Львовна
Дорлиан. Когда-то она выступала с собственными концертами, но оставила сцену и стала известным музыкальным педагогом. Сам Рихтер никогда не имел учеников. Вероятно, у него просто не
было времени, а может быть, причина в том, что
гениальности научить нельзя.
Разносторонность таланта, напоминающая гениев эпохи Возрождения, сказывалась и в увлечении Рихтера живописью. Всю жизнь он собирал картины и даже сам писал маслом. В Музее
частных коллекций хранятся несколько авторских работ Рихтера. Что же касается основной коллекции, то большая ее часть также передана в
музей.
Надо сказать также, что в шестидесятые- семидесятые годы Рихтер устраивал в своем доме
художественные выставки представителей неформальных течений. Особенно интересными оказались экспозиции Е.Ахвледиани и В.Шухаева.
Святослав Рихтер был организатором и бессменным участником регулярных летних музыкальных фестивалей во Франции, а также знаменитых Декабрьских вечеров в московском Музее
изобразительных искусств им. А.Пушкина, в Итальянском дворике которого в августе 1997 года
Москва прощалась с величайшим пианистом ХХ
века.
Следите за музыкальными новинками и желаете добавить новые хиты в свою коллекцию? Нет ничего проще, ведь можно скачать mp3 бесплатно или же послушать песни любимых исполнителей онлайн. Держи руку на пульсе музыки!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Святослав Рихтер. "Он был посредником между людьми и Богом""
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.