Беше был для джаза фигурой нетипичной. Как правило,
настоящий джазовый музыкант — это «коллективист», а Беше был одиноким
странником. Его отличала вечное стремление быть первым. В любой
музыкальной ситуации Беше хотел быть в центре внимания, и, как правило,
ему это удавалось.
Придирчивый и требовательный, неистовый и в жизни, и в
искусстве, он был одним из самых ярких исполнителей в истории джаза.
Дюк Эллингтон, горячо любивший музыканта, считал его «самым уникальным
человеком в джазе».
Сидней Беше родился в 1897 году в обычной креольской
семье. Он начал учиться музыке с шести лет, а в четырнадцать ушел из
дома и стал бродяжничать. В 1916 году Сидней уже выступал с оркестром
«Кинга» Оливера. В 1918 году он переезжает в Чикаго, где работает в
оркестрах Ф. Кеппарда и Т. Джексона. В Чикаго Сиднея услышал Уилл Мэрион
Кук, известный негритянский композитор и дирижер. Кук, возглавлявший
«Southern Syncopated Orchestra», пригласил Беше к себе. В 1919 году
оркестр выехал в Европу, где Беше пользовался большим успехом. В
частности, привлек к себе внимание видного дирижера Э. Ансерме,
посвятившего ему восторженную статью в «Ja Revue Romande»: «В „Southern
Syncopated Orchestra" есть выдающийся виртуоз — кларнетист, который, как
мне кажется, первым среди негров сумел сыграть на кларнете превосходные
блюзы… Я хочу, чтобы все запомнили имя этого гениального исполнителя,
сам же я не забуду его никогда — его зовут Сидней Беше».
В Европе он играл не только у Кука, но и в других
группах, гастролировавших в Лондоне и Париже. Однажды в Лондоне он
случайно увидел инструмент, на котором ему еще не приходилось играть, —
сопрано-саксофон. В то время подобный инструмент еще был в диковинку —
джазмены только начинали его осваивать. Из двух видов сопрано-саксофона к
музыканту попал прямой, напоминающий по виду утолщенный металлический
кларнет. Быстро освоив его, Беше стал первым известным саксофонистом
джаза. Все чаще он играл на саксофоне и все реже возвращался к кларнету.
Вскоре он совсем перешел на этот полюбившийся ему инструмент.
Беше вернулся в США в начале 1920-х годов. Свою
первую пластинку Беше записал в 1923 году после возвращения из поездки
по Европе с группой «Clarence Williams Blue Five». Одной из первых таких
пластинок стала «Shreveport Blues».
«В этой записи игра Беше резко вьщеляется среди
исполнения его коллег, — пишет Д. Коллиер. — Его плавная мелодическая
линия течет сквозь громоздкие аккорды медной группы, словно чистая
родниковая вода меж скал. Изобретательность Беше неистощима: он едва
успевал брать дыхание, чтобы поспеть за пальцами, за бесконечной
причудливой вязью музыкального рисунка. Эти качества Беше раскрываются
уже в „Shreveport Blues". Однако в этой записи он еще не предстает
зрелым джазовым музыкантом. Временами в его игре заметна чистая
метрическая регулярность регтайма: то он акцентирует сильную долю, то
делит ее на две ровные восьмые».
В записях 1923 года заметна попытка Беше избавиться
от влияния регтайма. И вскоре он сумел это сделать. Свидетельством тому
может служить запись пьесы «Cake Walkin Babies», сделанная Беше с
группой «Red Onion Jazz Babies». Ко времени этой записи он в
совершенстве овладел джазовым ритмом. Несмотря на впечатляющую игру
Армстронга, его друга по Новому Орлеану, в этой записи все же доминирует
Беше. Можно утверждать, что в тот период он был лучшим исполнителем
джаза на духовых инструментах.
Как отмечает Коллиер: «Здесь его талант проявляется
во всем блеске: бесконечный поток мелодии, насыщенный звук с резкими
обрывами в концах фраз как бы пронизывает весь ансамбль, подчиняя себе
всю музыку, граул-эффекты и, конечно, бесподобный свинг его игры,
парящей над основной метрической пульсацией.
Аранжировка включала в себя несколько „брейков" для
корнета, тромбона и сопрано-саксофона. (Брейк — типичный прием
новоорлеанского стиля, при котором оркестр замолкает, а один из
инструментов солирует, как правило, в течение двух тактов в конце
музыкального эпизода.) Брейк Беше в последнем хору се (гармоническом
квадрате) — наглядный пример того, как джазовый музыкант „отрывает"
мелодию от граунд-бита. Брейк состоит из четырех частей, в каждой из
которых по два такта. В первой из них Беше играет повторяющуюся триоль —
три тона на две доли, в которых первый из равных по длительности тонов
чуть дольше и акцентированнее других. Во второй части он играет триоли
более строго. В третьей он сочетает триоли с дуолью, состоящей из
восьмой с точкой и шестнадцатой, а в четвертой — в основном повторяет
предыдущее сочетание. Такое ритмическое разнообразие брейков — одна из
отличительных черт лучших образцов джазового исполнения».
В дальнейшем Беше продолжает записываться на
пластинки. Так, для фирмы «Victor» он сделал много записей с небольшим
составом. Вместе с Томми Лэдниер и пианистом Хенком Дунканом, с которыми
в тот пе- риод Беше часто работал, и группой «New Orleans Feetwarmers»
он записал одну из лучших пластинок этой серии — «Maple Leaf Rag». Он
сыграл этот классический регтайм Скотта Джоплина с такой захватывающей
силой, что превзошел самого автора! Игру его коллег на этом фоне просто
не замечаешь. Большей частью слышен один Беше с его вихревыми пассажами,
особенно в последних шести хорусах, которые он играет практически на
одном дыхании.
В конце 1920-х годов Беше вновь выезжает на гастроли
в Европу. Он побывал в Польше. В 1929 году он гастролировал в Париже с
оркестром Нобла Сиссла, а в 1932–1933 годах со своим ансамблем «New
Orleans Feetwarmers». В начале 1930-х годов вместе с трубачом Томми
Лэдниером Беше побывал в Германии и России.
В 1933–1934 годах в период экономического кризиса
Беше был вынужден прервать музыкальную деятельность. Ему пришлось
работать портным. В 1934–1938 годах он возобновил выступления в
коммерческом оркестре Сиссла.
В 1938 году Беше предложил крупным фирмам
грампластинок записать в его исполнении классическое произведение
Гершвина «Summertime». Все отказались, и только Альфред Лайон, владелец
небольшой фирмы «Blue Note», специализировавшийся на записях джаза,
согласился на предложение Беше. Пластинка имела сенсационный успех.
Так началось возрождение интереса к вышедшему было
из моды новоорлеанскому стилю джаза В 1940-е годы Беше вновь становится
знаменитостью, регулярно выступает на концертной эстраде, на радио, он
частый гость в студиях звукозаписи В 1944 году вышла пластинка с записью
одного из шедевров Беше — соло на кларнете «Blue Horizon».
«Это обычный блюз в тональности ми-бемоль мажор,
исполняемый в темпе 70 ударов метронома, — пишет Коллиер, — то есть
медленнее, чем обычно было принято в джазе. Беше постоянно варьирует
высоту звуков, и прежде всего блюзовых тонов.
Его исполнение насыщено большими длительностями,
некоторые звуки он растягивает на целый такт (что в этом темпе равно по
времени трем или четырем секундам).
Каждый звук извлекается с восходящим или нисходящим
глиссандо. Например, в третьем такте есть блюзовая терция, которая
начинается на соль-бемоль, постепенно глиссандирует на полтона вверх, а
затем резко падает. Эта музыка, полная раздумий, чистоты и печали,
рождает в воображении образ вольно вьющейся лозы. Так, спустя почти
двадцать лет после звездного часа новоорлеанского стиля возник его
непревзойденный образец».
С 1947 года Беше обосновался в Париже, продолжая
время от времени концертировать в США и Европе. Французы, хорошо знавшие
музыканта, приняли его с распростертыми объятиями — ведь в жилах Беше
текла французская кровь. Умер Беше во Франции в 1959 году, окруженный
почетом и славой.
Трудно переоценить влияние Беше на джаз. Никто не
мог сравниться с ним в игре на сопрано-саксофоне, да и редко кто пытался
копировать его стиль. В 1920-1930-е годы многие джазмены испытывали на
себе его влияние. Будучи одним из родоначальников джаза, он оставил нам
замечательные образцы этой музыки.
Программа ЛовиMusic скачивает все музыкальные файлы из Интернета с любых
сайтов, которые Вы посещаете и на которых слушаете музыку. Теперь можно
легко скачать музыку с зайцев нет, вконтакте или одноклассников бесплатно и без регистрации. Слушай новые хиты и песни проверенные временем.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Сидней Беше. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.