Михаил Боярский сыграл в кино, театре и на телевидении
большое количество ролей. Но первое, что возникает в памяти при упоминании его имени, это образ отважного гасконца
д'Артаньяна и его поистине эпикурейская песенка «Пора-пора-
порадуемся на своем веку»: Он, как и многие другие герои
Боярского, носящие плащи и шпаги, является олицетворением самого актера. Не будь Михаил представителем старинной.
русской династии Боярских и не родись в Петербурге, его
можно было бы уверенно причислить к славному гасконскому роду.
Но дворянский род Боярских не менее славен и, что самое
главное, очень театрален.
Еще бабушка будущего актера, Екатерина Боярская-Бояновская мечтала стать актрисой, однако
свое призвание нашла в преподавательской деятельности. Она
знала шесть языков и считалась одним из лучших педагогов
Петербургской семинарии. Ее мечта о сцене воплотилась в
сыновьях: Алексей пошел на эстраду, Николай - снимался в
кино и на телевидении, а. Сергей, отец Михаила Боярского,
стал актером театра им. В. Комиссаржевской. Там он и познакомился со своей будущей женой, актрисой Екатериной Мелентьевой.
Родители мечтали о музыкальной карьере сына и потому
отдали его в музыкальную школу при консерватории, где он
учился по классу фортепиано. Поначалу Миша занимался
нормально, а потом, как все мальчишки, предпочел музыке
дворовой футбол.
Еще одним детским увлечением его была
«игра В мушкетеры». Тогда, конечно, никто и предположить
не мог, что он будет играть в нее всю жизнь и что именно она
сделает его популярным и знаменитым.
Школу Боярский все же окончил хорошо и даже получил
предложение продолжить обучение в консерватории. И хотя
он обладал уникальной способностью схватывать на лету любую мелодию и неплохо пел, заниматься музыкой всерьез не
стал. Но усилия родителей все-таки не пропали даром и со-
служили ему хорошую службу: армию он прошел, в буквальном смысле слова, под барабанный бои, свой собственный,
да и успешной актерской карьерой был во многом обязан
музыке и пению. Впоследствии сам Боярский признавался:
«Я никогда не хотел быть музыкантом - будь она проклята,
эта музыка! Но именно благодаря ей меня приняли в театральный институт. Да и во все фильмы, в которых я снимался, брали потому, что хорошо пел».
Так было не только с институтом, который он закончил в
1972 г., но и с работой в Театре им. Ленсовета.
Узнав перед
распределением, что главному режиссеру этого театра Игорю
Владимирову требуется актер, умеющий играть на гитаре и
немного петь, Боярский решил показаться. «В назначенное
время я был в театре, - рассказывал он. - Выйдя на сцену,
прочитал отрывок из роли Петруччио, потом - Кудряша,
потом - Тартюфа и многое другое. Владимиров слушал, по-
тупив глаза, и вдруг спросил: « ... А что ты еще умеешь?. -
«Еще на рояле умею играть». «А ну-ка, попробуй». Я сыграл весь репертуар Геннадия Гладкова, что-то еще. и заподряд
начал играть концерт Рахманинова. - «Ну, это другое дело! -
сказал Владимиров. - Все! Иди! Считай, что принят». Через
некоторое время он пришел к нам на курс и сказал, что при
нял артиста, который ничего не умеет. Вообще! Ноль полный!
Но у него в руках уже есть профессия - он музыкант».
Долгое время Боярский оставался в театре все тем же нулем, пока не попал перед объектив кинокамеры. По началу
ему предлагали исключительно роли «инородцев» - молдаванина Гицу в фильме «Мосты», итальянца в фильме «Соломенная шляпка» (оба в 197.4 г.). Известности они актеру не
принесли, но научили уверенно держаться перед камерой. А
вот после телефильма «Старший сын» (1975 г.) его легковесный и нагловатый Сильва сразу запомнился всем. С этого времени для актера. начинается «сказочный период». Это не означает, что наступило время славы и побед, просто в течение
1977 г. Боярский снялся сразу в трех фильмах-сказках, сыграв
Конокрада в картине «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», Волка в советско-румынско-французском мюзикле
«Мама» и Теодоро в «сказке для взрослых» - телефильме
«Собака на сене».
Экранные герои Боярского, за редким исключением, были
негативными, но до такой степени колоритными и обаятельными, что зрители проникались к ним симпатией и сочувствием. Детской аудитории особенно полюбился его поющий
Волк, и после фильма актер получал пачки писем, в которых
неровным крупным почерком юные зрители писали: «Я люблю тебя, Волк!»
Большим стимулом для творчества стала и
высокая оценка коллегами его игры в «Старшем сыне» (обязательно посмотрите бесплатное видео этого замечательного фильма). Об
одном таком отзыве Боярский вспоминал: «После премьеры
ко мне подошел артист Лев Дуров и сказал: «По-моему, это
неплохая у вас работа». Для меня это было таким потрясением! Крылья выросли! Никакие звания, получаемые позже, не
приносили мне столько радости, как в тот день, когда посторонний человек подошел ко мне, никому вроде бы не известному парню, и сказал ободряющие слова. Это было самой
большой наградой в моей жизни. Это я запомнил».
После кинематографических успехов изменилось и мне-
ние о Боярском в театре. Вскоре он сумел показать себя в
ряде интересных спектаклей. А в постановке «Трубадур и его
друзья» нашел не только прекрасную, соответствующую его
музыкальным способностям роль, но и главную свою лю-
бовь - актрису Ларису Луппиан, которая стала его женой.
Год 1978-й стал для Боярского поистине «звездным». Он
сыграл д'Артаньяна в фильме Юнгвальда-Хилькевича «Три
мушкетера» - роль, сделавшую его не просто известным, а
сказочно популярным. Помимо большого творческого успеха
она принесла актеру редкий по тем временам у нас титул -
«самого сексуального мужчины года». Вспоминая о работе над
этим фильмом, Боярский говорил: «Я попал в стаю головорезов, вино у нас было общее, и деньги, и женщины в огромных
количествах. Мы использовали свою молодость, тратили ее
щедро, делились всем с первым встречным». Впоследствии'
актеру удалось побывать в местах, связанных с жизнью его
героя, и оказалось, что он уже ... был там раньше. «На улице
Рю де Бак есть каменная плита, на которой написано: «Здесь
жил д'Артаньян». Только там жил настоящий, а вымышленный жил на улице Могильщиков. И оказалось, что много лет
назад в Париже, на гастролях, даже не' подозревая, что сыграю когда-то д'Артаньяна, я жил в гостинице на той же Рю де
Бак. Наверное, это судьба, Теперь же я залез наверх, обнял
плиту с надписью ... Есть в этом какая-то прелесть. Притом,
что становлюсь старше и опытнее, какой-то черт все равно
сидит во мне, особенно после бокала бургундского ... »
Сидящий, по собственному признанию, в нем «черт», -
тот самый его веселый актерский гений, который составляет
творческую индивидуальность Боярского, - затем проявился
во многих других фильмах: «Гардемарины, вперед!», «Виват,
гардемарины!», «Двадцать лет спустя». В них его герои, оде-
тые в плащи и широкополые шляпы, по-прежнему уверенно
держат в руках шпагу.
Что же касается любви актера к бургундскому, то она обернулась для него плохой стороной. 80-е годы стали для Боярского рекордными по количеству выпитого спиртного. По его
собственным словам, «три-четыре бутылки водки для меня
были нормой. А вообще мой рекорд - четырнадцать бутылок
за день! .. » Но в 1994 г. с этим было покончено. Спиртное
. заменила интенсивная и разнообразная работа. Боярский много
снимается на телевидении. В частности, в 1998 г. он исполнил
главную роль в многосерийном фильме Д. Астрахана «Зал
ожидания». Начав с ведущего петербургской программы «Домино», он после смерти Ю. Никулина заменил его в «Белом
попугае». Сейчас актер совместно с академиком Панченко
ведет новую программу «Боярский двор».
Уйдя после 20 лет работы из театра им. Ленсовета, актер
создал в 1996 г. собственный театр «Бенефис», который объединил в себе несколько эстрадных коллективов, кукольный
театр, рок-группы, а также занимается организацией гастрольных поездок известных артистов по стране. Рассказывая о его
работе, Боярский говорит: «Со своим спектаклем «Интимная
жизнь» мы объездили уже полмира и сейчас опять едем в
Америку на гастроли». Свидетельством мирового признания
этой постановки стал в 1997 г. приз за лучший актерский ансамбль на международном фестивале «Золотой Авиньон».
Помимо театральной и кинематографической деятельности Боярский много поет, выступает в различных концертах,
записывается на пластинки и диски. Но главной его мечтой
является создание еще одного, завершающего фильма о д'Артаньяне и его друзьях. «Пока у нас просто нет денег на съемки, а времени до 60 лет у нас еще о-го-го сколько», - говорит
актер. Его «игра в мушкетеры» продолжается ...
Источник: 100 знаменитых актёров. - Х., 2002.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Михаил Боярский. Рыцарь плаща и шпаги"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.