Все мы родом из детства. Оно проходит быстро и исчезает
дымке прожитых лет. Но для Людмилы Марковны Гурченко детство стало тем сильнейшим внутренним импульсом, который привел ее в искусство. Это оно воспитало в ней характер мироощущение, не отпустило далеко от себя детскую душу.
Людмила родилась в городе Харькове и была единственным ребенком в семье.
Ее отец, Марк Гаврилович - сельский
парень, душа общества, «не отшлифованный талант», - работал забойщиком на руднике, немного проучился в музыкально-драматическом институте, выступал как баянист на
различных массовых мероприятиях от Дворца пионеров, был
завхозом в научной библиотеке им. Короленко. Мать актрисы, Елена Александровна, бывшая москвичка из «столбовых
дворян», воспитанная в строгости и получившая хорошее образование, вела кружки художественной самодеятельности. Она
рано вышла замуж и родила дочь в 17 лет. Восторженный
отец хотел назвать дочь Люси, но зарегистрировали ее Люд-
милой, а звали Люсей. Она была папиной любимицей, и он с
первых лет жизни пророчил ей актерскую карьеру, восторга-
ясь ее детскими талантами.
«Не помню грустных людей, грустных лиц до войны., Как
будто до войны все были молоды. Молодой папа, молодая
мама, молодые все. И я сама - счастливая, радостная и, как
мне внушил папа, совершенно исключительная» - так писала потом актриса в одной из своих книг.
В 1941 г. отец добровольцем ушел на фронт, прошел всю
войну с концертной бригадой. Шестилетняя Люся осталась с
мамой в оккупированном Харькове. Веселая беззаботная жизнь
кончилась. Длинные тоскливые очереди к проруби за водой,
холод промерзшей квартиры, виселицы в центре базара, ужасные овчарки и патрули, страх, что мама не вернется домой.
«Я все впитывала и ничего не забыла. Я даже разучилась плакать. На это не было сил. Тогда я росла и взрослела не по
дням, а по часам». Голодная, она воровала с мальчишками на
базаре, торговала рядом с мамой табаком, бегала с кастрюль-
кой за супом в немецкие ремонтные мастерские и ждала папу.
После освобождения города Людмила пошла в школу, в
которой не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Осенью
1944 г. сдала экзамены в музыкальную школу им. Бетховена в
«класс охраны детского голоса». На прослушивании она исполняла «песню с жестикуляцией» «Про Витю Черевичкина».
Педагоги рыдали от смеха, глядя на это «творчество», а мама
сгорала от стыда, услышав в дополнение к про грамме «Встретились мы В баре ресторана». Но девочку зачислили в «будущие актрисы». В музыкальной школе говорили, что она «печет песни, как блины», учась всему на ходу, а еще боролись с
ее шепелявостью и обилием «словесного мусора», доставшегося по наследству от отца и войны. Но уже тогда Людмила
любила только петь, «теорию музыки сразу же забыла а
гармонии так и не дошла».
В душном, забитом людьми вагоне маленькая Люся дала
свои первый концерт по заявкам, за который восторженны-
попутчики «кто сколько может заплатил». Это был ее первый
заработок. Все деньги пошли на оплату музыкальной школы.
В сентябре 1945 г. домой вернулся отец, восторженный:
шумный, с подарками. Голодной «дочурке» он привез зеркальце, велосипед и «взрослое» концертное платье, украшенное бисером и камнями. Но вскоре все это было обменено на
продукты, так как папина «клюковка», «дочурка» больше была
похожа на «сухарь» от долгого недоедания.
Летом 1953 г., окончив школу, Людмила собрал ась посту-
пать в Харьковский театральный институт, но отец настоял
на поездке в Москву: «Иди, вжарь як следует. И ничего не
боися. Иди и дуй свое. Хай усе будут як люди а ты вертись
як черт на блюди». И она, запрограммированная папой на
успех, поехал а покорять столицу. Сдав документы в три вуза
после двух туров Гурченко передумала поступать на курс оперетты в ГИТИС, зато поступила в Щукинское училище и во
ВГИК. Выбрав последний, Людмила училась в классе С. Герасимова и Т. Макаровой. На втором курсе снялась в небольших ролях в фильмах «Дорога правды» и «Сердце бьется вновь».
А затем на нее обрушилась слава «Карнавальной ночи». Этот
фильм был экспериментом для всех членов съемочной группы. Сценарий Б. Ласки на и В. Полякова несколько лет никого не интересовал.
Режиссер Э. Рязанов делал свою первую
художественную картину. Игорь Ильинский снимался после
длительного перерыва. А Людмила Гурченко с Юрием Беловым впервые попали на главные роли. Над постановкой фильма
шефствовал И. А. Пырьев. Он-то и взял молодую артистку
провалившую пробы (а она их проваливала и потом с завидным постоянством).
Фильм получился на все времена. Со своей ролью Людмила справилась блестяще. Ее зажигательный азарт, талантливая
игра, чудесный голос, точеная «с осиной талией» фигурка
покорили зрителей, к ней в одну ночь пришла слава. И лишь
гораздо позже придет горькое отрезвление: «Она меня изломала и оставила в полном недоумении. Сколько раз потом по
глупости, в других картинах я пробовал а повторить Леночку
Крылову.
Получалось жалкое подражание самой себе. Разоч
арование публики. Постепенный переход во «второй сорт».
Сразу после выхода фильма был головокружительный успех, бесконечные встречи со зрителями и в финале обязательно «Песенка про пять минут». Она повторяла и повторяла
ОДНО и то же со сцен и с экрана, пока не иссякла. По-старому
не хотелось, по-новому не умела. А тут еще и разгромная ста-
я о «деньгах В голубых конвертах» за низкопробные творческие встречи и осуждение со всех сторон. Начались долгие
оды простоя в кино. Актриса бросилась в театр «Современник», но не прижилась там. Потом был Театр сатиры, но и
там она не подошла.
Сейчас 17 лет опалы Гурченко связывает с отказом работать с иностранцами на Международном фестивале молодежи
(1957 г.). А в те годы она не могла понять, что же случилось.
Используя свои лирико-комедийные и вокальные данные,
актриса сыграла в ряде лент «Девушка с гитарой», «Роман и
Франческа», «Укротители велосипедов»), но все фильмы были
слабее «Карнавальной ночи» и не приносили ни успеха, ни
удовлетворения.
А вот в небольшой роли Сони Быстровой в фильме «Балтийское небо», вспомнив все страхи военных лет, Гурченко
сыграла прекрасно и раскрылась как драматическая актриса.
Она очень нуждалась в настоящей работе не только из-за материального положения, но и чтобы доказать всем и себе, что
она не «второй сорт».
Получив предложения на очередные
пробы, она влетела в студию - «Малиновый костюм С рыжей
лисой, малиновая шапочка, черные ажурные чулки в розах».
В таком «соответствующем случаю» наряде увидел ее режиссер, предложивший ей роль в фильме «Рабочий поселок». Через
несколько минут Людмилу было не узнать: из вертлявой шансонетки она превратилась в типичную работницу.
Но инерция «Карнавальной ночи» была сильней ее желания играть. Небольшие удачи не смогли изменить судьбу актрисы в тот период. Она много работала над собой, боролась
с харьковским диалектом, наращивала в себе «голубую кровь».
И весь запас творческой энергии направила в песню, на эстраду. «Ничто так не закаляет, как эстрада. В кино, в театре
есть режиссер, есть коллектив, массовка. На эстраде - один.
Сам себе режиссер, массовка и актер, мгновенно реагирующий на отклик зала. Но право на соло надо заслужить.
Надо
увлечь публику и повести ее за собой». Радости от маленьких
побед на концертах - единственные бесценные минуты в годы
простоя в кино.
Личная жизнь Людмилы Марковны тоже не была удачной.
От первого брака с режиссером Борисом Андроникашвили
(сын писателя Б. Пильняка) у нее родилась дочь Маша, которую воспитывали дед с бабушкой. Затем распался ее брак с
Александром Фадеевым-младшим. Ничего хорошего не может вспомнить Гурченко и о совместной жизни с Иосифом
Кобзоном.
В 1969 г. ей было присвоено звание заслуженной артистки
РСФСР и ее вновь стали приглашать в кино ("Белый взрыв",
1970 Г., «Один из нас», «Дорога на Рюбецаль», 1971 Г., «Тень»,
1972 г.). В переломном 1973 г. в жизни Гурченко произошло
несколько событий. Умер отец. Ушел из жизни человек, ко-
торого она любила и который благословил ее путь на сцену.
«Почти неграмотный, необразованный по нынешним меркам»,
он был главной ее опорой. Это его жизнелюбие передалось
ей, его уверенность в талант дочери помогла выстоять в годы
застоя и перейти в «первый разряд». «Я абсолютно верю, что
этого доброго и скромного человека, моего (четвертого) мужа-
послал папа», - говорила Людмила Марковна о своем но-
вом супруге.
Гражданский брак с 23-летним Константином
Купервейсом, пианистом в эстрадном оркестре и подающим
надежды композитором, его верность и самоотдача позволили актрисе почувствовать понимание и надежный тыл в течение долгих 18 лет. Но для Людмилы Марковны это было стремительное время творческого взлета и возвращения на экран
в качестве актрисы разноплановой и непредсказуемой. Она
стала четко прислушиваться к режиссерам, особенно в нети-
пичных для ее амплуа ролях. В. Н. Трегубович, рискуя своей
и ее дальнейшей карьерой, снял Гурченко в фильме «Старые
стены». Фильм открыл перед зрителями новые грани ее мастерства, которые значительно подняли актерский престиж
Людмилы Марковны. За роль директора ткацкой фабрики в
этом фильме Гурченко была удостоена Государственной премии РСФСР.
Дальнейшая ее актерская жизнь напоминала «рог изобилия».
Она радовал ась каждой роли. Иногда, не доверяя актерскому счастью и капризам режиссеров, пропускала «более
интересные и весомые роли». Это лихорадочное «скорее В кадр»
лишило ее роли в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», но зато маленькие
зрители увидели ее в картине «Мама». Этот фильм И несколько последующих она играла с тяжелым переломом ноги, полученным при съемках.
Гурченко прекрасно исполняла сложные «жизненные» роли.
«Можно пережить на экране драму, трагедию человека, только тогда, когда ты сам пережил в жизни что-то приблизительно похожее. Можно сыграть, но не прожить». Детские, но
четкие воспоминания о войне, характеры и поведение соседок и знакомых помогли ей найти основные черты и индивидуальные штрихи для своих героинь' в фильмах «Пять вечеров», «Сибириада», «Двадцать дней без войны», «Полеты во
сне и наяву», «Прохиндиада». А в лентах «Небесные ласточки», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби» она играла «разную себя».
В «Бенефисах» Крамарова, Мартинсона, Васильевой и в своем собственном Гурченко раскрылась как несравненная актриса шоу. Она взлетала все выше и выше, и незаметно для себя однажды оставила где-то на земле человека,
который отказался от своей карьеры, ходил вместо нее «по
высоким кабинетам», вносил на руках на съемочную площадку и просто любил. После 18 лет супружества она рассталась и
с четвертым мужем.
Людмила Марковна сама не знает, умеет ли она любить.
Однажды она призналась, что у нее была «любовь N 1 - к
папе и любовь N 2 - к музыке, кино и профессии». С дочерью она не находит общего языка, внуки называют ее Люся,
«потому что Я - актриса и актрисой буду до самой последней
минуты. Я все отдаю вам (зрителям). Поэтому дети и внуки
имеют очень мало». Даже смерть внука она осознала через
музыку исполнив римейк песни Земфиры «Хочешь».
В 55' лет в ее жизнь вошел продюсер Сергей Сенин. Гурченко считает, что у нее теперь «есть плечо, на которое она
может опереться, что это тот человек, к мнению которого она
прислушивается и даже. подчиняется».
Ей важно, чтобы ее
любили такой, какая она есть:
«Главное, чтоб кто-нибудь любил -
Со всеми недостатками,
Слезами и припадками,
Скандалами и сдвигами
И склонностью ко лжи ... » - звучат слова ее шлягера.
Теперь актриса востребована и в кино, и в театре, и на
телевидении. Она может выбирать роли, а не ждать, кoгдa ее
при гласят. Позволить себе демонстративно вырваться из рамок сюжетного повествования и превратить фильм «Послушай Феллини! .. » в эстрадный монолог актрисы Людмилы Гурченко. В поисках новых необычных ролей актриса выступает
в антрепризном театре, где ей по душе стихия бенефисного
жанра. Недавно Эльдар Рязанов снял ее в фильме «Старые
клячи» (2000 г.), но согласившись на роль «старою», она все
равно «вертится на одной ножке».
Гурченко по-прежнему работает в театре. Сейчас она сотрудничает с талантливым Гедиминасом Тарандой и Никола-
ем Фоменко в мюзикле «Бюро счастья».
Выходят ее новые
компакт-диски и музыкальные видеоклипы. О жизни и творчестве Гурченко написала в своих книгах «Мое взрослое детство» И «Аплодисменты». Ее вклад в искусство по достоинству оценен званием народной артистки РСФСР и СССР.
А накануне ее 65-летия Президент Российской Федерации
В. Путин подписал указ о награждении актрисы орденом.
«За заслуги перед Отечеством» 4 степени.
Однажды на встрече со зрителями Никита Михалков сказал, что есть актрисы, которые семью, ребенка не променяют
на хорошую роль. И, повернувшись в сторону Гурченко добавил, что она «за хорошую роль может поджечь свой дом и
сама принесет керосин, - потом будет раскаяние суд, но
роль она сыграет».
у нее было взрослое детство, жизнь, состоявшая из взлетов и падении, а в зрелость она пришла с душой восторженного ребенка, которому все интересно и ново. Людмила Марковна достигла всего, о чем мечтала маленькая Люся - играть
петь, танцевать, - она стала актрисой.
Источник: 100 знаменитых актеров. - Х., 2006.
Хотите сделать приятный сюрприз для своей любимой женщины. Есть несколько вариантов: купить цветы (служба доставки работает в Санкт-Петербурге) или колечко. Банально? Тогда включите свою фантазию! Поверьте, любимая оценит ваши старания.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Людмила Гурченко. Цветы для Примадонны"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.