«У меня вообще биография богата событиями - и прекрасными, и отвратительными, - говорил Александр Абдулов в одном из интервью. - Но я счастлив тем, что в жизни все делал сам». Абдулов был не из тех людей, кто уповал на счастливый случай и сидел без дела в ожидании чуда. И хотя многое в жизни популярного актера произошло по велению все того же случая, его всенародную славу нельзя назвать случайной, потому что путь к ней был долгим и нелегким. За плечами Александра Абдулова такое количество ролей, каким может похвастаться далеко не каждый актер. Только в кино их более 140, а ведь в жизни актера был еще и театр ...
Александр Абдулов родился в г. Тобольске в семье актеров. Отец его, Гаврила Данилович, после войны работал в Фергане режиссером местного театра, мать, Людмила Александровна, была там же гримером. В семье Абдуловых было трое сыновей, из которых Александр - самый младший. Актер вспоминает, что, проведя свои детские годы на Востоке и находясь рядом с мудрыми восточными людьми, он «старался впитать главное, что есть в их обычаях, прежде всего уважение к родителям и вообще к старшим». Из детских лет ему очень запомнилось, как он мальчишкой убирал хлопок: «Начиная с седьмого класса я работал на уборке хлопка. Но, правда, это был для меня отчасти праздник: берешь раскладушки, матрасы и - вон из дома, из-под родительской опеки. Свобода!
Самостоятельность! Вечерами девочки, костры, прогулки под луной ... А утром снова становишься буквой «Г», И сколько видишь до горизонта - все хлопок. Мне труднее всех было - я самый длинный ... Да и норма - 50 кг в день. Выполнить ее нельзя ни при каких условиях». На сцену Александр лопал очень рано. Еще пятилетним мальчиком он дебютировал в спектакле «Кремлевские куранты», В котором его отец выступал в роли В. И. Ленина. Гаврила Данилович, романтик и основатель первого русского драматического театра в Узбекистане, страстно хотел, чтобы его сыновья стали актерами. Поэтому Александр, как и его старшие братья, после окончания школы пытался поступить в московский театральный вуз. После провала на экзаменах в Театральное училище им. Щепкина Александр вернулся в Фергану и поступил в педагогический институт на факультет физкультуры.
Рослого, стройного юношу всегда привлекал спорт, и уже в школе он стал кандидатом в мастера спорта по фехтованию. А еще Александр безумно увлекался музыкой, особенно ливерпульской четверкой, любовь к которой сохранил на всю жизнь. Но отец, для которого «театр был равнозначен Храму», не оставлял надежды на то, что сын все же свяжет свое будущее со сценой, и часто привлекал его к участию в спектаклях на небольших ролях ... Абдулов вспоминает, как однажды он опоздал на представление и- сорвал его: «После этого отец выгнал меня из труппы. Всем это казалось поначалу шуткой, но я целый год отработал рабочим сцены и выполнял все соответствующие обязанности. Причем в течение этого года играть мне было запрещено». В конце концов Абдулов оставил пединститут и снова отправился в Москву. На этот раз он успешно сдал .приемные экзамены в ГИТИС и был принят.
Став студентом престижного московского вуза, Александр не стал ждать, пока его заметит кто-то из кинематографистов, и сам начал прокладывать дорогу в кино, чуть ли не ежедневно обивая пороги «Мосфильма». Это его слова: «Я никогда не сидел и не ждал ролей. Бегал в массовке, снимался в эпизодах, никакой работы не гнушался. Понимал: можно вечность провести в бесплодном ожидании звездного часа - никто не придет и не. позовет. Конечно, из этого не следует, будто я униженно уговаривал. режиссеров дать мне сыграть. Нет, я поступал иначе и всеми доступными способами пытался доказать, что лучше других справлюсь с ролью. Скажем, мог позвать режиссера в. театр на свой спектакль или предлагал посмотреть фильм, в котором снимался. Я убеждал не словом, а делом». Вспоминая о том 111 времени, когда он делал первые попытки пробиться, актер говорил: «Я приехал из Ферганы как дворняжка, которая собиралась завоевать Москву. Я этого хотел. По ночам разгружал вагоны, жил в общежитии - пять лет на Трифоновской, восемь - на Бауманской. Для меня это нормально. Я не жду доброго дядю».
Довольствоваться массовкой начинающему актеру при- шлосьдо 1973 г., пока режиссер М. Пташук не пригласил его, студента второго курса, в свой фильм «Про Витю, про Машу и морскую пехоту- на роль десантника Козлова. Уже через несколько месяцев после своего дебюта в кино Александр сыграл роль жениха в картине А. Митты «Москва, любовь моя» (1974 г.). На четвертом курсе он с успехом исполнил роль Гордея Торцова в дипломном спектакле «Бедность не порою) и именно в этой роли был замечен главным режиссером Театра им. Ленинского комсомола и приглашен для проб на ведущую роль в спектакль «В списках не значился ... ». С этого момента Александр Абдулов стал актером знаменитого театра Марка Захарова - человека, которого он боготворит и о ко- тором говорит: «Он сам фантазирует и любит актеров, фантазирующих на сцене. Мы с ним говорим на одном языке. Да и может ли быть иначе: 25.лет мы вместе. Работать с ним удивительно удобно. Не знаю, может ли он сказать то же обо мне».
«Ленком. стал вторым родным домом для артиста, где, по словам самого Абдулова, живут не коллеги, а его братья, сес- тры и соседи: «Наш театр уникален. У каждого из нас есть своя ниша, и нам нечего делить. Гений Захарова составил такую труппу, где всем удобно жить, никто никому "Не меша- ет. Это и везение, и громадная селекционная работа Марка Анатольевича». Начиная с середины 70-х годов, Абдулов активно снимается в кино. Первые заметные роли он сыграл в картинах «72 гра- дуса ниже нуля» (1976 г.), «Вера и Федор» (1976 г.), «Золотая речка» (1977 г.) «Аленький цветочек» (1977 г.), «Побег из тюрь- мы» (1978 г.), «Двое В новом доме» (1978 г.). После выхода этих фильмов на экраны зрители запомнили молодого, симпатичного актера, но настоящая известность пришла к Абдулову только с ролью принца-медведя в фильме М. Захарова «Обыкновенное чудо» (1978 г.). А к началу 80-х годов он стал уже одним из самых популярных киноактеров советского кинематографа. Интересно, что один из чиновников, решая в то время вопрос о выдвижении на премию Ленинского комсомола, сказал: «Александру Абдулову премию давать нельзя. У него нездоровая популярность». Актер принял это как комплимент.
Славу Александру Абдулову принесли не только роли в кинофильмах, но и театральные работы, такие как Хоакин Мурьета в спектакле «Звезда И смерть Хоакина Мурьеты» и Еретик в спектакле «Юнона И Авось». Эти музыкальные по- становки пользовались огромной любовью у зрителей, и в нем алой степени в этом была заслуга Абдулова как исполнителя. ведущих 'ролей. Про изошли изменения и в личной жизни актера. После нескольких любовных историй, одна из которых была связана с гражданкой США, Александр Абдулов женился. Его избран- ницей стала красивейшая актриса «Ленкома» Ирина Алферова. В 1979 г. они сыграли главные роли в фильме «С.любимы- ми не расставайтесь», который был удостоен приза на фестивале в Душанбе. Историю любви героев зрители вос- принимали как реальные взаимоотношения Александра и Ирины.
По всеобщему признанию, они стали «самой красивой парой Советского Союза». И вполне понятно, что их от- ношения всегда привлекали к себе пристальное внимание. Особенно усилилось оно, когда поползли слухи об их разводе. Не последнююроль в этом сыграл видеоклип, в котором Ал- ферова и знаменитый певец Александр Серов изображали двух влюбленных. Официально о разводе актеров стало известно в 1993 Г., когда Ирина дала интервью газете «Неделя». В нем она отчасти объяснила причину их расставания: «Есть такое расхожее выражение - «жить как за каменной стеной». У меня никогда не было такого ощущения. Я всегда рассчитывала только на себя. Все, чего я добилась в своей жизни, я добилась сама.
Мне нередко приходилось сталкиваться с неподдельным удивлением людей, которые говорили: «Что же ваш муж, много играющий и снимающийся, не может замолвить за вас словечко знакомым режиссерам?» - «Не может - отвечала я. Мне не верили. А он действительно никогда мне не помогал. И объяснял это очень просто: «Ты и так талантлива - тебя должны заметить без протекции. Вот, если бы ты была бездарна - тогда, конечно, без блата не обойтись! для тебя же любые мои хлопоты будут унижением». Не знаю, может, он и был прав, но мне всегда хотелось, чтобы за меня хоть раз похлопотали... ». В отличие от бывшей супруги, артистическая карьера Абдулова успешно продолжалась.
Не прекращая выступать на театральной сцене, он активно работает в кино, снимаясь в двух-трех фильмах в год. Многие из этих ролей прошли незамеченными и для зрителей, и для самого актера. Но были и такие, которые, наверняка и сейчас помнят и любят: роман- тичный Иван в «Чародеях» (1982 г.), циничный Никита в «Кар- навале» (1981 г.), Симпсон в «Доме, который построил Свифт» (1983 г.), Жакоб в «Формуле любви»' (1984 г.), рыцарь Ланселот в «Убить Дракона» (1988 г.). Сегодня Абдулов считает, что . «был совершенно прав, снимаясь очень много, хотя, к сожалению, не всегда удачно». «Я люблю работать, мне нравится играть. Мне важен процесс, - говорит он. - Я не видел больше половины своих фильмов. Для меня важна незаканчиваемость самого процесса. Снялся в фильме, надо сразу сниматься в следующем. Иначе возникает ощущение чудовищной пустоты ... », Причем брался Абдулов за совершенно разные роли, стараясь постоянно «расширять свою амплитуду»: он одинаково успешно играл и героев-любовников, и сложных, характерных персонажей.
Интересно, что помимо призов и наград, полученных им как актером, есть и приз "Золотой Дюк" как лучшему каскадеру за трюк. По этому поводу он рассказывал: «Меня краном поднимали за ноги на высоту 45 метров. Причем поднимали раз 15-16. На съемках присутствовал один немецкий продюсер. Марк Анатольевич Захаров спросил его между делом, сколько бы заплатили за такой трюк немецкому актеру. Тот назвал сумму в 20-30 тысяч марок ... за каждый подъем! А мне заплатили суточные. Но когда уз- нал, сколько бы мог получить за это в Германии, я долго не мог опомниться, все ходил, считал, воображал, что мог бы купить на эти сумасшедшие деньги». В 1991 г. Абдулову присвоили звание народного артиста России. Творческая жизнь актера в этот период была очень насыщенной. На сцене ему особенно удалась главная роль в спектакле «Варвар И еретик» по роману Ф. М. Достоевского, за которую актер был удостоен приза «Хрустальная Турандот» и премии им. Станиславского. Из киноработ зрителям особенно полюбились его роли в фильмах «Гений» (1991 г.) и «Тюремный романс» (1994 г.).
В 1997 г. Абдулов написал сце- нарий и снялся в главной роли в фильме В. Сергеева «Ши- зофрения». Но хотя картина привлекла внимание зрителей и критиков еще задолго до своего выхода на экраны и наделала много шуму (во многом из-за того, что консультантом кино- фильма стал генерал-лейтенант Коржаков), она не повторила того успеха, который имел, например, «Гений». Помимо большой творческой работы, в 90-е годы актер создает театрально-концертное объединение «Ленком», помо- гает отреставрировать и передать церкви храм Рождества Бо- городицы в Путинках, неподалеку от театра, так как считает, что «наша задача - заставить людей снова поверить в благое дело». Будучи человеком необычайно деятельным, подвижным и целеустремленным, Абдулов в начале 90-х годов стано- вится одним из организаторов, а затем генеральным директором Московского международного кинофестиваля. В это же время, создав театр «Антреприза Александра Абдулова», он дебютирует в качестве режиссера спектакля для детей «Бременские музыканты».
После театральной постановки в 1999 г. актер принялся за создание кинематографической версии «Бременских музыкантов». На реализацию этого проекта ушло 2 года. Съемки фильма-мюзикла, ставшего одним из самых дорогостоящих в российском кинематографе, про- ходили в Египте, ЮАР, Азербайджане, Калмыкии, России и других странах. «Это фильм О бродячих .артистах, о вечной, как мир, истории любви и дружбы, которая происходит вне конкретного времени, вне узнаваемого пространства, не зная ни границ, ни языковых барьеров. Наша картина для семейного просмотра, она будет интересна как детям, так и взрослым, но не надо сравнивать ее с любимым с детства мультфильмом, мы использовали его лишь как один из мотивов для импровизацию - так охарактеризовал свой режиссерский дебют Абдулов. Снимая этот фильм, он собрал не только целое созвездие знаменитых российских актеров. Сам актер сыграл в «Бременских музыкантах» роль Шута. Первый режиссерский опыт потребовал от Абдулова такой колоссальной энергии и отдачи, что после него он заявил: «Думаю, что это мой первый и последний фильм, я второй не потяну. Подох ну. Какой из меня режиссер, о чем вы? К тому же, на мой взгляд, режиссер - это не профессия, а призвание, состояние души. Но мне пока рано рассуждать на эту тему, опыта маловато».
Актер до последнего дня продолжал жить «на полную катушку», а еще он много мечтал.. Его желания просты и понятны: «чтобы мама была жива, чтобы дома все было хорошо, чтобы в Чечне все кончилось». И еще ... «Моя мечта - чтобы зрители шли в кинотеатры и говорили: «Пойдем посмотрим, что Абдулов на сей раз выкинет». А если серьезно, то больше всего ему хотелось сыграть в «Короле Лире»: «Когда Лира играет старый человек, то его, конечно, жалко. Но когда человек в свои 48 лет становится никому не нужен - это страшнее».
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Александр Абдулов"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.