Добавить компанию




ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ЖАНРЫ
ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА
ВОКАЛИСТЫ
ХОРЫ
ВОКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
УРОКИ ВОКАЛА
ПРЕПОДАВАНИЕ ВОКАЛА
ХОРОВЕДЕНИЕ
ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА » ХОРОВЕДЕНИЕ




Формы хоровой литературы

Просмотров: 5078 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Формы музсочинений, хоровых в частности, - имея теснейшую связь с содержанием, а с другой стороны, раскрывая многое в отношении самого исполнения их - должны стать объектом особого внимания хоровика - исполнителя в процессе анализа изучаемой им хоровой литературы.

Формы хоровых сочинений разделяются на две большие группы: 1) формы полифонные и 2) – классические (созданные классиками конца XVIII в.). Каждая из групп имеет ряд подразделений на видовые формы музсочинений, куда относятся: мотет, имитация, канон, фуга – по линии полифонии; и классические – песня 2-х и 3-х частная, песня с трио, рондо 1-й, 2-й и 3-й формы, т.е. с одной, двумя и тремя темами; сонатное Аллегро и его разновидности, называемые 4-й или 5-й формой Рондо. В свою очередь, каждая из этих форм имеет свои частные виды, как известное отклонение или вариант указанных основных, таковы: Рондо старинной «старой» формы, «вариации на тему», различные виды «смешанных форм. Несколько особняком стоят куплетная форма, протестанский хорал, а также формы народно-песенные и речитативные для хора.

От «форм сочинений» следует отличать «формы муз-речи». К последним принадлежат: мотив, фраза, предложение, в народно-песенной мелодике – «колено» или «колон» и, как высшее их завершение, период и «сложное предложение» (а также «строфа» в народных песнях).

Что надо знать исполнителю о каждой из указанных выше форм?

а) Начнем с понятия «темы» в сочинениях имитационно-полифонического стиля. По объему и форме такая тема бывает одномотивной, 2-х и 3-х мотивной и протяженностью от полутакта до 3-х тактов или (сравнительно реже) особенно в канонах – несколько более сложной.

Осознание исполнителем «мотивного строения» темы важно для того, чтобы видеть и понимать развитие ее в данном сочинении по тем разнообразным видам форм и способов, какие это развитие имеет, без чего как самое уразумение пьесы, так и исполнение ее рискует оставаться только механическим, а следовательно и нехудожественным (по существу даже «малограмотным»).

б) Мотетная форма состоит из ряда коротких в имитационном стиле или сравнительно протяженных фраз и предложений в стиле цветистого контрапункта, сменяющих одна другую соответственно расчленению словесного текста на такие же «фразы», - общим количеством от 2-3 до 5-6 и иногда более.

Эта форма образовалась в эпоху вокальной полифонии (XIV – XV вв.) и применялась одинаково в светской и культовой хоровой музыке. Анализ мотета должен установить: 1) границы, содержание и форму каждой отдельной темы. 2) их различие и характер по признакам подобности или контрастности, и 3) их взаимоотношение в смысле раскрытия содержания равно как и формы целого. «Тематический материал», с одной стороны, и «структурный план», с другой – помогут исполнителю создать художественный образ данного сочинения, как руководящий стимул и вместе и путь (метод) к его воплощению хором.

С точки зрения ритмо-формы в целом, всякий мотет, даже при «многочленности» его тем или отделов, немиинуемо должен быть 2-х или 3-х частным. «Одночастные» мотеты кажутся таковыми только потому, что имеют лишь одну, четко выявленную «тему», тогда как контуры 2-й, а часто и 3-й, бывают смягчены и затешеваны настолько, что различие их становится довольно затруднительным. Однако, это обстоятельство не дает права не признавать в таких случаях 2-х или 3-х частности целого, хотя бы это и было выражено неясно.

Как уже было сказано, установить тип общей формы (2-х или 3-х частной) – сверх и в дополнение к вышеуказанному анализу «тематическому» – безусловно необходимо для того, чтобы в типе ритмо-формы целого получить указание на то, каким должно быть динамическое соотношение одной и другой части, или первой к средней и заключительной в схеме общей формы данного сочинения, без чего эта схема утрачивает весь смысл и значение, меж тем как оно является завершающим выражением первоосновы музыки – законов Ритма, при том в самом высшем его проявлении – в форме целого через призму 2-х или 3-х частности основных ее линий, сведенных к некоему единству.

в) Имитация. Термин этот имеет двоякий смысл: 1) имитация как определенный способ изложения и развития мелодической темы, и 2) как самостоятельная форма целого сочинения.

Всякая мелодия может быть изложена либо абсолютно гомофонно, для исполнения сольного, а также унисонного (однородными голосами) или в октавах (смешанным хором); либо гармонически – в аккордах, с фигурацией или без нее. Другой способ изложения – полифонный состоит в том, что данную мелодию излагают голоса хора, последовательно проводя ее один за другим, и вступая в ансамбль с любого интервала, а также на любом тактовом времени.

Такая «имитация темы» называется «простой», когда каждый голос вступает, давши предшествующему изложить мелодию полностью до конца; или же «стреттной» (stretta), если имитация проводится более сжато, и голоса вступают не дожидаясь окончания темы другим голосом, и тем самым как-бы нанизывая одно изложение ее на другое, иногда при этом несколько видоизменяя конец или вовсе прекращая тему на ее середине, не доводя до окончания полного. Частные виды имитации, как технического приема композиции, весьма многочисленны и разнообразны; сюда входят: имитация строгая (при точном изложении темы), свободная (при частичном изменении интервалов или ритмических оборотов), в увеличении или, наоборот, в уменьшении (величины длительностей вдвое, втрое, вчетверо), и обращении или противодвижении («направления» интервалов) и т.п. - при наличии разницы вступлений голосов в различные интервалы. Имитация, как самостоятельная форма сочинения или целого отдела его,может быть написана и на одну тему, и на две, три, даже иногда на 4-5 (напр. № 1-й в "Страстях по Иоаннну" или № 19 Мессы h-moll ( Баха).

Структура имитации на одну тему, в общем такая: тема проводится по всем голосам, иногда с повторными («дополнительными») вступлениями их, образуя 1-ю часть формы, за которой далее следует, более или менее широко развитая, интермедия, построенная либо на мотивных отрывках той же темы, либо на новом материале. При сравнительно большом протяжении интермедия непосредственно вливается - нередко при этом после ряда модуляционных отклонений - в новые проведения темы, часто в новых же тональностях, которые (проведения) заканчиваются возвращением в главную тональность и дополняются заключительной кодеттой или достаточно развитой кодой, образуя вместе с интермедией 2-ю часть сочинения. Ввиду слабо выраженной "разработки темы" и наличия только одной интермедии, квалифицировать общую форму, как 3-х чеютную, нет оснований: они посуществу недостаточны или, по меньшей мере, являются спорными. Во многих 2-х частных имитациях интермедия либо имеет весьма короткое протяжение, либо вовсе oтcycтвyeт; в таких случаях проведения темы в новых тональностях с возвращением в главную и заключительным дополнением, составляют ясно выраженную 2-ю часть (см. №№ 34-й из «Страсти по Иоанну» Баха; средняя часть финального хора к-ты «Спор Феба с Паном».). 3-х частная имитация с одной темой имеет кроме экспозиции темы, особую "разработку" либо в виде неоднократных и полных проведений темы в новых строях (мажорных и минорных), отделяемых одно от другого короткими интермедиями, или ввиде такой же разработки только отдельных мотивов темы, после чего следует короткое проведение полной темы (часто при этом "стреттное") в главном тоне, с дополнением.
В имитациях на две темы 2-х частная форма выражается: проведением 1-й темы в 1-й части, и 2-й темы - вполне самостоятельно или совместно с 1-й темой - во 2-й части. (См. напр. № 23 в "Страсти по Иоаннум Баха).

Форма 3-х частная имеет особые в экспозиции как для1-й, так и для 2-й темы, после чего следует заключительная часть с совместным проведением обеих тем (см. № 3 в оратории Генделя "Торжество Александра").

При наличии трех тем, 2-х частная форма может быть построена следующим образом: в 1-й части совместное проведение всех трех тем, во 2-й части - после короткой интермедии все темы вновь повторяются, при этом в новых перестановках, на основе так наз. "тройного к-пункта" (См. № З6-й "Страсти по Иоанну» - Баха). 3-х частная форма при 3-х же темах, в качестве средней части имеет либо совместное проведение 2-й и 3-й тем, и в этих случа¬ях 3-ю часть образует проведение всех 3-х тем, либо - отдельные проведения для 1-й и для 2-й темы, с вводом 3-й темы в 3-й части при проведении ее то с одной, то с другой из первых двух, а также и одновременно всех трех вместе. (См. №…) Следует отметить, что насколько в имитациях на одну тему модуляционный план бывает достаточно широко развит, настолько он при 2-х и 3-х темах, наоборот, ограничивается только легкими отклонениями в ближайшие строи, при бесспорном преобладании основной тональности сочинения.

г). Канон. Подобно имитации, от канона-формы целого сочинения (или отдела его) необходимо отличать так наз. "каноническую" имитацию, проводимую в качестве «эпизода» на положении особого вида эпизодических же имитаций других видов.

Каноническая имитация технически создается таким приемом: короткая мелодия,в 1-2 такта простого размера (2/4, 3/4, 4/4), будучи в моменты имитации ее другим голосом продолжена как "про¬тивосложение" к начальному мотиву темы, получает ответную имитацию также и этого "противосложения", в качестве второго мотива темы; новое противосложение к этому второму мотиву в свою очередь имитируется, вызывая далее в противосложении третий мотив, и т.д. пока такая передача последовательных звеньев мелодий ведущего голоса, для беспрерывной имитации их другим голосом (или другими) не вызовет потребности слуха к заключению к.н. какой-нибудь каденцией. В итоге получается ряд «стретты», с нанизыванием имитиру¬емой мелодии, такт за тактом, постепенно вступающими голосами. Внешнее (кажущееся) сходство со стреттной имитацией, однако, должно быть отвергнуто - не по форме, а по самому существу явления: в стретте «сжато» имитируется мелодия, созданная в своем вполне законченном виде, совершенно независимо от процесса ее будущей обработки, и взятая как уже готовый объект для имитаций ее любым способом, тогда как тема-мелодия канонической имитации соз¬дается постепенно, частями и притом, именно, в самом процессе ее обработки данным способом, и при этих условиях она может столько же продлена, сколько и в любой точке, перейти в положение т.наз. «свободного» (не подлежащего имитации) к.-пункта.

Взятая изолированно от прочих голосов, с начала до того звука, где имитация другими голосами уже не продолжена, мелодия, обра¬зованная указанным путем, при любом протяжении ее, рассматривается как единая, логически развитая и органически – цельная "тема". От «канонической имитации» (с залючительным дополнением для завершения эпизода) канон-форма разница тем, что после первого «тура» темы по всем голосам (или только двум) начинается – непосредственно или же после короткой интермедии – 2-й тур с изменением (при написании канона в двойном, тройном и четвертном к-пункте) лишь порядка вступлений темы по голосам, вслед за чем сочинение и оканчивается, обнаружив свою 2-х частность. Но возможно также и проведение 3-го тура с новым порядком вступлений; или же предпосылка 2-му туру достаточно длительной интермедии, образующей собою как бы среднюю часть. В обоих этих случаях форма должна определяться как 3-х частная (См. №№ 38 и 54 «Страсти по Иоанну», № 8 и начиная с 21-го такта № 4 Мессы h-moll Баха).

Каноны бывают: 1) "двойные” – при наличии двух тем, попарно проводимых в голосах, разнообразно комбинируемых посредством разных перестановок их; 2) "тройные” – при трех темах, с многократными перестановками их из голоса в голос; 3) "четверной” с перестановками всех 4-х тем.

Для исполнения все виды канонических форм гораздо труднее просто имитационных, по следующим причинам. Исполнителю важно донести до сознания слушателей тему, четко и сразу подать ее для того, чтобы они всегда могли улавливая ее, следить за дальнейшим ее развитием, и так или иначе усваивать последнее в интересах понимания всего сочинения (части или эпизода его). Нет никаких сомнений в том, что здесь огромную роль играет объем или протяженность темы, при относительной краткости которого тема легко схватывается, чего нельзя сказать о темах большого протяжения. Короткая и яркая тема, даже при стреттных проведениях, поданных хотя бы и сразу, без предварительного сольного изложения, незатруднительна для своего уразумения. Но в канонических Формах темы чаще всего бывают очень значительными по своему протяжению (в № 38 "Стрстей по Иоанну" ) Начиная со вступления 3-го полоса, следить за наслаиванием новых и новых звеньев темы становится, такт от такта, труднее и труднее, особенно в канонах 4-х голосных. Насколько «выделенные темы» с одновременным ослаблением контрапунктирующих го¬лосов в просто-имитационных формах легко и доступно, настоль¬ко в канонических это не только кpaйнe трудно, но и –на первый взгляд - даже невозможно, так как здесь каждый голос ведет тему, и совсем не имеет моментов лишь «сопроводительного» характера. Выход из положения, однако, можно найти, это: с самого начала канона удерживать «ведущее» значение за первым голосом, маркируя в нем тему неослабно до ее конца, и в то же время отно¬сительно «смягчая» все прочие голоса, за исключением однако самого момента их вступлений с изложением начального мотива темы. Этой «линии» необходимо следовать только в эксдозиции канона; но в ней нет особой надобности в дальнейшем ходе его когда тема станет более или менее известной и «понятной» слушателю, и когда, следовательно, «нарочитая маркировка» ее уже утратит свой резон. Грузность длинной «стретты» в каноне, помимо указанного затруднения, представляет собою трудность и сама по себе, ввиду значения каждого голоса как «носителя» и «проводника» темы, и где нет «вторых по удельному весу» голосов. Чтобы хоть несколько и отчасти разрядить сложность и «густоту» общего голосоведения, нужно внести в него известное распределение свето-тени тщательно продумав и строго потом проводя моменты наростаний и падений динамических и ритмических "волн" при фрази¬ровке темы,—при этом не только в границах самой темы, но и в объеме фантуры всего ансамбля. Как это сделать? Ответ на это исполнитель должен найти в своем художественном чувстве, поставив его под контроль анализа темы со стороны ее структурной формы и внутреннего содержания.
Разумеется, распределение свето-тени нужно в равной мере везде, особенно в имитацонных формах, и не только лишь относительно канонической их разновидности, но именно здесь светотень тре¬буется гораздо в большей мере и детализации, чем где-либо еще, поскольку – повторяем - канон является среди прочих видов имитационного стиля, наиболее сложным по ткани голосоведения и в этом смысле представляется труднейшей для исполнения формой.

д) Фуга, фугетта, фугато. Во всех трех указанных формах общим служит имитация темы в верхнюю квинту, но не в какой-ли¬бо иной интервал. Единственое отступление от этого, применение иногда имитации в кварту вниз, рассматриваемую однако ее более как «обращением» той же квинты. Существенным также явля¬ется и то, что "ответ” на темy привносит с собой обязательно перемену тонального строя - квинтового го отношению к строю с самой темы («С» и "G”, "а” "e” и т.п.) меж тем как в других имитационных формах такая перестройка не имеет места даже когда тема проводится частично и в квинту, (исключения втречаются) не говоря уж о других интервалах. «Ответ» или или т.н. «Спутник» темы («вождя») именуется "реальным» когда все инервалы темы переданы им вполне точно (чистой квинтой выше); и «тональным», когда начальный скачок на квинту заменяйся в ответе квартой и наоборот, квартовый – квинтовым, с точной транспозиции всех прочих интервалов на квинту вверх. Частичное видоизменение интервалов в «Ответе» вызывается требованием строгой замены (в начале темы) тоники - донинантой главного строя, а доминанты - тоникой его; иначе Ответ может привести к строю двояко – квинтовому (С – D, а – e), что в тональном отношении совершенно не допустимо. После проведения "темы" и «ответа» в двух первых голосах, 3-му голосу поручается снова Тема, для чего необходимо возвращение в главную тональность, а следовательно и ввод особого (обычно короткого) момента модуляции в него (из «квинтового» в «ответе»), каковой называется «ходом». 4-й голос исполняет "ответ", с вторичной модуляцией в его тональность. Проведение темы по всем голосам данного ансамбля (до 5-ти голосов включительно) называется «экспозицией темы». (Применение того же термина к др. формам имитационного стиля допускается и делается лишь в силу аналогии.)

Фугато, как особая форма сочинения или его отдела, состоит из экспозиции темы, с заключительным дополнением, а также и без него (в «отделах» сочинений). (Образец: «Осанна» из Реквиема Моцарта.)

Фугетта имеет форму, как 2-х частную, так и 3-х частную. Структура 2-х частной фугетты: экспозиция в качестве 1-й части, и интермедия с дополнительным проведением темы в 1-2 голосах (но не всех) – в качестве 2-й части.

Остановился на структуре интермеции.Как уже было отмечено, интермеция строится либо на материале из отдельных мотивов темы или противосложения к ней, либо (сравнительно реже) на материале вновь вводимом. Назначение интермедии – служить «водоразделом» между повторными проведениями темы, «освежая» содержание музыки, разнообразя и пополняя его деталями тематической разработки, а также выгодно оттеняя каждое возвращение «полной» темы, как ведущей «идеи» сочинения. Помимо того итермедия есть одно из средств вносить расширение в тональный план сочинения путем беглых отклонений и решительных модуляций в новые строи. Со стороны формы, для Интермедий хара¬ктерно их секвентное построение, каковое в фугe (но не в имитациях и канонах) является преобладающим. Секвенции эти бы¬вают как строго-тональные, так и модулирующие (в секундовом и квартово-квинтовом соотношении строев, наичаще др. видов) С интермедии, следующей за экспозицией, начинается 2-я часть фуги или фугетты. Развитая до объема экспозиции или несколько меньшего, интермедия (особенно при использовании материалов темы и противосложения ослабляет степень нужды в многократности новых проведений самой темы и приводит к тому, что последняя ограничивается появлением 1-2 раза и тем заканчивает все сочинение. Это и есть «фугетта» 2-х частной формы. Но интермедии с протяжением в 3-4, и не более 5-6 тактов, обуславливают своей относительной краткостью, наоборот, проведение темы не менее как 2-3-4 раза, в разных голосах и тональностях. Каждое такое проведение обычно отделяется одно от другого интермедиями с новым – если не содержанием, то построением последних. Почти всегда числу проведений темы соответствует равное количество и интермедий. Если 2-я часть фуги или фугетты имеет именно описанную структуру или подобную ей, то эта «часть» может быть не, как самостоятельной «средней» частью сочинения, образуя то, что принято называть в собственном и специальном смысле – «разработкой темы». Такая часть естественно вызывает прямую необходимость не «простого» возвращения в главную тональность фуги (или фугетты), но и особого дополнительного проведения темы, хотя бы и однократного, в этой именно тональности, чтобы общее заключение сочинения было надлежаще обоснованным и покоилось на «двояком закреплении» строя тональности и темы, в ее первоначальном виде. 3-я часть называется репризой. Фугетта с наличием всех 3-х указанных частей (экспозиция, разработка, реприза), представленных в небольших по объему и протяжению, формах есть фугетта 3-х частная.

Фуга отличается от фугетты только сравнительно большими объемами протяженности своих составных элементов: темы интермедии и разработки. Что касается репризы, то ее объем и в фуге также невелик; различие здесь выражается лишь нередким в фугах присутствием Коды, иногда довольно значительной по объему (См. № 13-й из Мессы Н-моль Баха – «Кредо 2-е»: экспозиция 26, интермедия 13, с новым проведением 17 и реприза Коды 29 тактов).

Фуга, подобно имитациям может иметь от одной до 4-х тем. Фуга с одной темой называется «простой», с двумя – «двойной», с тремя и четырьмя – «тройной» и «четверной». (Образцы: № 30 «Торжество Александра» Генделя – простая фуга, № 32 – там же – четверная фуга, « 1 и 3 Мессы Н-моль Баха – простые фуги, № 6 – двойная, «По прочтении псалма» Танеева № 9 – тройная, № 26 и 49 из «Иуда Маккавей» – двойная, № 1 из Реквиема Моцарта – двойная фуга).

От двойной фуги необходимо отличать фугу с т.н. «удержанным» противосложением (См. № 23 из оратории «Мессия» Генделя) т.е. когда оно сопровождает тему при каждом ее проведении, без малейшего изменения своего первоначального вида, производя впечатление как бы второй темы. Подобное же явление иногда наблюдается и в двойных фугах, чрез удержание противосложения ко второй теме, впоследствие чего фуга кажется как бы тройной (№ 9 из оратории «Самсон» Генделя). Для разрешения вопроса о количестве тем в таких случаях служит следующее: показателем полноценности 2-й (или 3-й) темы является наличие самостоятельного проведения «действительной» темы без 1-й, хотя бы и весьма краткого (в одном-двух и даже только в одном голосе); или моменты стретного же проведения обеих тем, но при изменении точки их вступлений, напр. 2-я тема раньше 1-й или 1-я позже 2-й. Впечатление таких же псевдо тем производит иногда появление в интермедиях довольно длительного и яркого мотива, несвязанного с мотивом «настоящей» темы (См. 3-ю интермедию в № 3 Мессы Н-моль Баха). Решающим моментом в подобных случаях является интервал вступления такой квази-темы: в указанном примере из Баховской Мессы все голоса «стретты» вступают по восходящим квартам, т.е. не как «тема и ответ» фуги, а лишь как «имитация в кварту», не более.

Выяснение подлинного значения «тем» и отличия их от «удержанного противосложения» имеет значение в том смысле, что при исполнении фуги Тема требует некоторого маркирования с целью своего относительного выделения из других голосов, тогда как противосложение, хотя бы и «удержанное», необходимости подобного приема нисколько не обуславливает, будучи материалом не тематического значения, а только сопровождающего, и уступая в этом отношении (маркация) даже интермедиям, когда они построены на мотивах темы.

По вопросу о маркации тех или иных моментов фуги (как и в сочинениях имитационного стиля вообще) следует заметить, что здесь необходима строгая градация, как в интенсивности самих «выделений», так и по отношению к объему маркируемого объекта. Именно: тема в экспозиции, по мере ее появления в новых и новых голосах, естественно, вызывает нужду в наростающем крещендировании общей звучности, при ведущей роли самой темы во всем ее объеме в акте такого наростания динамики.

При стреттных проведениях, не в экспозиции, маркатный момент - опять по соображениям роста звучности - должен падать уже только на отрезок до вступлений новых голосов, и лишь последний из них проводит тему полностью, с максимальной выпуклос¬тью ее на фоне других голосов. Но в стреттах обратного построения, т.е. когда тема во всем ее объеме проходит только в 1-м вступившем голосе, а в остальных она представлена лишь своим началом, устойчивая маркация может принадлежать только голосу ведущему тему сполна, при оттенке в прочих голосах как «сопровождающих», за вычетом начальных моментов их вступлений. При повторных появлениях темы в разработке, интенсив¬ность выделения обусловлена всецело требованиями ритмо-формы данной фуги, к вопросу которой мы и перейдем, попутно касаясь там же об исполнении и других моментов Фуги, кроме темы.

Структура простой, двойной и др. видов фуги в основных своих чертах вполне аналогична подобным же видам Имитации (как формы), они выше уже нами описаны, и потому останавливаться здесь на этом вопросе мы не будем. Но выскажемся о принципиальном, внутрением значении 2-х и 3-х дольности в ритмо-формах вообще, а в приложении к фуге в частности, подойдя к вопросу главным образом с исполнительской точки зрения.

В простом 2-х частном периоде, как известно первое предложение (главное) излагает ту или иную музыкальную мысль, а второе (придаточное), слегка дополнив и развив, завершает ету мысль. Таким образом, часть «Б» служа «придатком» к части «А», вместе с этим как бы «досказывает» тезис всего периода, приобретая через то и относительно больщую «весомость», чем часть «А», несмотря на свое «придаточное» положение к ней. Различие "весомости" выражается в характере каденций обоих частей: половинной или несовершенной в «А», и сложной полной в «Б». В периоде 3-х частном; либо части А и Б являются общим главным предложением, - и тогда часть В –придаточным (кратко "завершающим" сложную мысль начала), либо главное предложение ограничивается частью A, а придаточное принимает всю полноту, а с нею и тяжесть "досказывания" целиком на себя, объединяя части Б и В. Такое соотношение частей - в смысле выражения идем сочинения через Ритмическую «весомость» частей формы (или («ритмо-формы») – неизменно проходит по всем разновидностям музформ) начиная с самых малых до крупнейших включительно. Этого принципа исполнитель никак не может упускать из вида; наоборот, должен учитывать его, всюду и всегда, во всей силе его огромной значимости.

На этом основании, общая схема исполнения 2-х частной фуги (как и других таких же построений всякого рода и вида) пред¬ставляется так: поскольку экспозиция (ч. А) - это «декларация» темы, а дальнейшее изложение фуги (ч.Б) - развитие темы, путем «разработки» ее разными способами и приемами, с полна или в виде отдельных мотивов, с соответствующим заключением в конце фуги; постольку центр тяжести всего сочинения неминуемо пере¬ходит именно на часть Б, которая требует поэтому и большего сосредоточения на себе максимума выразительности при исполнении данной фуги. Какие средства для того? Не считая возможным говорить о деталях, укажем в основных чертах на важнейшие: это полнота и широкость общей звучности, несколько большей, чем в экспозиции; смена темпового движения в сторону некото¬рого ускорения или замедления (смотря по характеру темы и фактуры), но легких, не-контрастных по отношению к темпу экспозиции; динамическое разнообразие и красочность, особенно в моментах проведения темы или разработки тематически сущес¬твенных мотивов; общая, красной нитью проходящая через всю 2-ю часть фуги, тенденция к крещендо, с одновременным едва уловимым и крайне выдержанным в своей постепенности - замед-лением темпа по мере приближения к концу и "крепким" ритенуто в заключительной каденции. Совокупностью таких, и подобных тому, приемов 2-я часть (Б) приобретает для слушателя прису¬щее ей положение: быть "главным тезисом" в развитии темы и более весомой в ритмо-форме целого.

В 3-х частной фуге (простой) средняя часть, сохраняя за собой все указанные приемы исполнения, требует также еще особого учета того момента, где она оканчивается и переходит в "репризу". В большинстве фуг этот момент выражается довольно длительной задержкой на доминанте главной тональности, иногда в форме настоящего органного пункта в басу, чем и подчеркива¬ется пограничный знак или линия водораздела между частями Б и В. Этот момент должен быть отмечен исполнителем, как зенитная точка в развитии не только части Б, но и всей фуги - приемами, ана¬логичными указанным выше для финала 2-х частных фуг. Реприза (часть В), внося слуховое удовлетворение возвращением в главный тон, и будучи по существу «аналогом» экспозиции (только сокращенной или сжатой нередко до минимума), требует - в об¬щем и целом - во 1-х, возвращения в т.н. «темпо-примо», во 2-х - покойно- умеренного, хотя и наиболее "маркатного" исполнения, если только композитор не приберег нарочито для Репризы какой-нибудь исключительно сложной «стретты» и вообще не сообщил этому моменту такого изложения, который нуждается в особливом выдедении его, как своеобразно-кульминационного. После проведения темы, реприза часто имеет достаточно широ¬кое дополнение, если не прямо в коду, в полном смысле этого понятия. Такие завершения фуг, отнюдь не являясь чем то, что принято называть «взгляд в нечто» и как бы досказывают не нашедшее себе выражения в прочих отделах фуги, и потому требуют "новых подъемов" звуковых и тематических волн, их нажиму, тем самым несколько осложняя схему простой 2-х частности формы и ее исполнения.
В фугах двойных и тройных полных экспозиций обычно бывает две, а в четверных (как это, напр., видим в финале оратории "Торжество Александра" Генделя) каждая тема декларируется, одна за другой, 1-голосно, образуя одну общую зкспозицию. Характер исполнения экспозиций во всех случаях остается тот же самый, какой был описан ранее.

е) Бассо-остинато (Basso-ostinato) есть такая форма, когда басовый голос проводит чрез все сочинение одну и ту же тему, беспрерывно повторяя ее без малейшего изменения или ввода какого-нибудь нового материала. (См. начало № 18 в оратории "Торжество Александра" Генделя, а также № 16 «Круцификсус» в мессе Н-моль Баха). Надстройка в прочих голосах при этом не имеет ровно ничего тематически-общего с басом, а раз¬вивает свой собственный мелодико-ритмический материал. Так Гендель, в указанном номере дал 12 проведений, крайне различных по стилю фактуры и содержанию, коротких тем, сменяющих одна другую независимо от начала и конца остинатной (басовой) темы. Бах «надстроил»: а) в инструментальной части № 16 секвенцию из нисходящих 2-х голосов мотива в две полуноты и имитационного ответа им - другой пары полунот, но в форме восходящего 3-х голосного мотивa; б) в хоровой части проводится 4-х Гголосный мотет с имитацией на совершенно новую тему - по счету уже третью.

Если в примере из Генделя для исполнителя даны два плана (хоровой ансамбль с 12-ю «вариантами» и остинатный бас в оркестровом сопровождении хора), то у Баха таких планов уже три (секвентное построение, в имитационном стиле в верхних голо¬сах, 4-х голосный вокальный мотет с имитацией особой темы и остинато в оркестровом басу). Задача исполнения - не дать затеряться ни одному из "планов" и спаять их в органическое единство, оперируя то двумя (как у Генделя), то тремя (у Бaxa) темами, причем темы «надстройки» не только не одноголосны (как в фугe, кaнoнe и имитациях), но даже не гомофонны, а име¬ют структуру сложно-полифоническую. Совокупность таких условий делает исполнение остинатных сочинений задачей очень нелегкого порядка.

ж). Хорал. Имеет двоякую форму хорового изложения: гомофонную и полифоническую. Как сочинение гомофонического стиля, - пишется для хора «а капелла» с мелодией в верхнем голосе (иногда в теноре) и гармонией в прочих годосах, представленной либо в строго-диатонических аккордах, но часто с примене¬нием мелодической фигурации. Состоит из ряда фраз различного протяжения - от 3-х, до 5-6 тактов, в однообразном ритме из длительностей, равных единице тактового метра. Каждая фраза с каденциями разных видов, заканчивается обязательной ферматой. Хорал-мелодия может быть использована также и как Кантус фирмус, с полифонической обработкой ее в хоре (или оркестре), в имитационном и фугообразном стиле, на тему (темы) нeзависимую по своему содержанию от самого хорала. (см. в финальной части № 1 "Страсти по Матфею» Баха, а также № 60 из «Страстей по Иоанну», его же.)


Источник: Никольский А.В. Методика анализа хоровой литературы и обработок народной песни. - ГЦММК, е.х. 228, 243


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Формы хоровой литературы" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2010-10-06



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0