Полная фортепианная клавиатура включает в себя 88 клавиш, но количество звуков, воспринимаемых человеческим ухом и используемых в музыке, достигает ста. Между тем, у нотного стана всего 5 линеек. Чтобы записать все возможные музыкальные звуки, в нотной записи существуют особые знаки – ключи.
Музыкальные ключи были изобретены вместе с нотами создателем современной нотации – Гвидо д’Ареццо. Идея была проста: в начале нотного стана помещается особый знак, который указывает положение определенного звука, который и становится точкой отсчета. Все остальные ноты высчитываются относительно этой «нулевой отметки».
Ключ соль
Наряду с нотной существует и более древняя система записи музыки – буквенная. Каждой ноте соответствует буква латинского алфавита, и очертания музыкальных ключей представляют собой видоизмененные буквы. В частности, нота соль обозначается латинской буквой G, и именно от нее произошел ключ соль, более известный как скрипичный. Название его связано с тем, что именно в этом ключе пишут ноты для скрипки, впрочем, не только для нее, но и для флейты, гобоя, кларнета, женских голосов, правой руки на фортепиано, баяне и аккордеоне.
Завиток ключа находится на 2-й линейке нотного стана, указывая положение ноты соль первой октавы. Во Франции в эпоху барокко использовался еще один вид ключа соль, который писали на первой линейке. Его называли французским ключом.
Ключ фа
Очертания ключа фа происходят от латинской буквы F. Его завиток и две точки указывают положение ноты фа малой октавы – на 4-й линейке нотного стана. В этом ключе пишут ноты для виолончели, фагота и других низких инструментов, а также для басовой партии в хоре, поэтому его называют басовым.
Наряду с басовым ключом существуют еще два вида ключа фа: баритоновый и басо-профундовый. В первом случае фа малой октавы помещается на третьей линейке, во втором – на пятой.
Ключ до
Ключ до представляет собой видоизмененную латинскую букву С и указывает положение ноты до 1-й октавы. Существует 5 вариантов данного ключа.
В сопрановом ключе нота до 1-й октавы располагается на 1-й линейке, в меццо-сопрановом – на 2-й, в альтовом – на 3-й, в теноровом – на 4-й, в баритоновом – на 5-й.
Модификации ключей
К любому ключу может быть добавлена маленькая восьмерка сверху или снизу. Это означает, что все ноты следует играть соответственно на октаву выше или ниже, чем они написаны. Такие ключи применяются для того, чтобы избежать большого количества добавочных линеек или частой смены ключей. Например, на октаву выше реального звучания пишут ноты для гитары, альтовой домры, контрабаса, на октаву ниже – для флейты-пикколо. Возможно подобное перемещение не на одну, а на две октавы, в этом случае к ключу добавляется число 15.
Для записи партии ударных инструментов, не имеющих определенной высоты, используется нейтральный ключ. Он выглядит как длинный белый прямоугольник или как две параллельные друг другу и перпендикулярные нотному стану линии, проведенные от 2-й линейки до 4-й. Высоту нот этот ключ не указывает, он только обозначает нотный стан, где записывается партия ударных.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Как появились музыкальные ключи?"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.