В произвольном месте закончить мелодию сложно: некоторые звуки вызывают ощущение незавершённости, требуют продолжения мелодии; на других, наоборот, остановиться легко. Таким образом, звуки, взаимодействуя друг с другом, приобретают разные качества: одни воспринимаются как неустойчивые, другие как устойчивые — опорные.
ЛАД, ЗВУКОРЯД И ТОНАЛЬНОСТЬ
Система взаимосвязей звуков, в которой один является опорным, а другие тяготеют к нему, называется ладом. Это одно из важнейших понятий в музыке, и название своё оно получило не случайно. Слово «лад» в русском языке означает «согласие», «мир», «порядок».
Звуки лада образуют звукоряд. Звукоряд, где звуки расположены последовательно, в восходящем или нисходящем порядке от опорного звука, именуют гаммой. Гамма имеет объём октавы, но может быть продолжена и за её пределы; в этом случае она точно повторит исходную последовательность звуков. Звуки гаммы, или ступени, обозначаются римскими цифрами — от I до VII — начиная с опорного звука в восходящем порядке. Опорный звук лада, или I ступень гаммы, называется тоникой. Помимо тоники, выполняющей главную функцию внутри музыкального лада, есть и другие звуки, являющиеся основными: доминанта (от лат. dominas — «господствующий») — главный после тоники — и субдоминанта — главный после доминанты.
Субдоминанта и доминанта обычно представляют собой,
соответственно, IV и V ступени гаммы. Все вместе они образуют опорное (тоническое) трезвучие лада.
Музыкальные произведения строятся, во-первых, на мелодии — определённой последовательности звуков, образующих законченную мысль. Мелодия, имеющая чётко выраженное настроение, создающая образ, называется темой. В больших сочинениях тема часто состоит из нескольких мелодий. В свою очередь мелодия может делиться на фразы и мотивы. Во-вторых, в музыкальном произведении используются созвучия — одновременно взятые звуки. Созвучия, включающие более трёх звуков, называют аккордами. Тоника, доминанта и субдоминанта помогают достичь гармонии — согласованного звучания аккордов.
Гармонией именуют также искусство соединения аккордов друг с другом в музыкальном произведении.
Любую мелодию можно напеть, начиная с произвольно выбранного опорного звука (тоники). Мелодия от этого не изменится — её можно будет узнать. Однако обнаружится, что в одном случае петь несложно — голос без труда воспроизводит мелодию, а в другом одни звуки оказываются слишком низкими, а другие чересчур высокими. В зависимости от выбранной тоники мелодия звучит то выше, то ниже — в разной тональности. Таким образом, тональность — это высота лада.
Роль тональности очень велика.
Музыкальное произведение, как правило, начинается и заканчивается в одной тональности, в середине же возможен временный уход к другим тональностям. Единая тональность скрепляет произведение, придаёт ему целостность и сообщает логику развитию музыкальных тем.
Различные лады известны с глубокой древности.
В европейской музыкальной традиции чаще всего используются два лада — мажор (фр. majeur, от лат. major — «больший») и минор (ит. minore, от лат. minor — «меньший»). Мажор обычно связан со светлым, радостным настроением, минор носит более
602
Язык музыки
сумрачный, печальный характер. Эти лады могут быть представлены мажорной или минорной гаммой, которые различаются внутренним расположением интервалов (тонов и полутонов).
Наряду с мажором и минором существует множество других ладов — в народной музыке, музыкальной культуре стран Востока и т. п. В том числе есть и такие, которые построены не на семи, а на ином числе ступеней. В европейской музыке XX в. появились лады, выходящие за рамки мажора и минора и не использующие традиционную систему тональностей.
РИТМ, МЕТР И ТЕМП
В музыке звуки соотносятся в определённом порядке не только по высоте, но и по длительности. Напевая мелодию, невозможно произвольно долго задерживаться на том или ином звуке: мелодия изменится. Последовательность длительностей звуков в музыкальном произведении называется ритмам (греч. «ритмо'с», от «ре'о» — «теку»). Ритм — яркое выразительное средство музыки. Часто именно он определяет звучание того или иного произведения, а иногда даже жанра. Таковы, например, марш или вальс — их легко отличить только по ритму.
Ещё одно важное свойство музыки проще всего понять, если сравнить её с поэзией. В устной речи или прозе соотношение ударных и безударных слогов не играет особой роли. Иначе обстоит дело в стихотворных произведениях, где оно очень важно. Равномерное чередование ударных (сильных) и безударных (слабых) слогов в поэзии называется метром.
Соотношение безударных и ударных слогов определяет размер стихотворения.
Музыкальные понятия метра и размера близки к литературоведческим. Единицей метра в музыке слу-
жит такт, который можно сравнить со словом в стихотворении, а подобием слогов являются доли такта — ударные и безударные. Продолжая сравнение между поэзией и музыкой, следует отметить, что размер музыкального произведения может быть не только двудольным (как хорей и ямб в стихотворном тексте) или трёхдольным (как дактиль, амфибрахий и анапест), но и гораздо более сложным.
Помимо метра и ритма важную роль в музыке играет темп — ско-рость исполнения произведения. Неверно выбранный темп может совершенно исказить музыкальный образ. Для определения темпа при-меняются итальянские термины: адажио (adagio — «медленно»), анданте (andante — «не спеша»), аллегро (allegro — «скоро») и др. Однако все темпы, применяемые в музыке, в той или иной степени условны, так как музыка рождается заново при каждом исполнении.
Источник:Н.Боровская, О.
Живаева, А. Русакова, А. Тимофеев Язык музыки // Энциклопедиядля детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Э68 Театр. Кино / Глав. ред. В. А. Володин. — М.:
Аванта+, 2000.
Самый лучший гороскоп совместимости для вас и вашего избранника. Будьте уверены, вы не ошиблись друг в друге.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Язык музыки. Лад, звукоряд и тональность. Ритм, темп и метр"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.