У каждого вида искусства есть собственные изобразительные средства — художественный язык. Поэт использует слова, художник — краски, композитор — звуки, точнее, их сочетания. Соединяются звуки не произвольно, а по строгим законам — так рождается музыкальное произведение. Чтобы лучше его понимать, нужно знать язык музыки, различать его основные элементы.
Звук возникает в результате колебаний — движения, при котором предмет отклоняется от своего первоначального положения то в одну, то в другую сторону. Таково, например, движение качелей или маятника часов. Однако колебания, вызывающие звук, происходят с намного большей частотой и меньшим размахом, поэтому увидеть их невооружённым глазом невозможно. Источником звука может быть натянутая струна или кожа, металлическая или деревянная пластина и даже столб воздуха, колеблющийся в полой трубке, скажем во флейте. Колебания создают звуковые волны, распространяющиеся в воздушной, водной или любой другой плотной среде. Именно их и улавливают органы слуха человека и животных.
Звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Музыкальные характеризуются определённой высотой, которая позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или воспроизвести на музыкальном инструменте. У шумовых звуков нет точной высоты. В музыке основное значение имеют музыкальные звуки, хотя используются и шумовые (например, звуки большинства ударных инструментов).
Высота звука зависит от частоты колебаний предмета, служащего источником звука. Чем больше частота, тем звук выше, и наоборот. Человеческое ухо воспринимает звуки, имеющие более двадцати и менее двадцати тысяч колебаний в секунду. В музыке в основном применяются звуки с частотой от шестнадцати до четырёх тысяч колебаний в секунду.
Помимо высоты музыкальный звук обладает и другими свойствами: громкостью, тембром, длительностью.
Громкость связана с амплитудой (размахом) колебаний. Чем она больше, тем сильнее, мощнее звук. Громкость имеет важное выразительное значение. Чтобы передать различные эмоциональные состояния, создать контрастные музыкальные образы, нужна разная сила звука. Так, героические, торжественные образы требуют мощного звучания; лирические, напротив, — слабого. Степени громкости звука называют динамическими оттенками и обозначают итальянскими терминами, например: форте (forte — «громко»), пиано (piano — «тихо»), меццо форте (mezzo forte — «умеренно громко»), меццо пиано (mezzo piano — «умеренно тихо») и т. д.
Один и тот же по высоте и громкости музыкальный звук может иметь разную окраску. Она зависит от того, каким способом он испол-няется: голосом или на музыкальном инструменте.
Окраска звука, или тембр, очень важна. Тембры различных инструментов придают музыке бесчисленное множество звучаний.
Группа звуков с единым тембром и высотой называется регистром. В музыке различают высокий, средний и низкий регистры, каждый из которых в сознании человека связан с определённым типом голоса. Высокий женский голос именуют со-прано (от ит. sopra — «выше»), средний — меццо-сопрано (от ит. mezzo — «средний» и «сопрано»), самый низкий — контральто. Термин «меццо-сопрано» употребляют по отношению к сольному пению, в хоровом же используют слово «альт».
Наиболее высокий по регистру мужской голос — тенор. Название происходит от латинского глагола tenere — «держать», поскольку в многоголосной музыке позднего Средневековья этот голос считался основным и, подобно стержню, держал в единстве всю партитуру.
Средний регистр в мужских голосах именуют баритон (от греч. «бари'тонос» — «тяжелозвучный»), а низкий — бас (от ит. basso — «низкий»).
Все термины имеют и более широкое значение. Звучание струнных смычковых сравнивается по регистру с сопрано (скрипка), тенором или баритоном (виолончель), басом (контрабас). То же можно сказать и о духовых инструментах.
У музыкального звука есть и определённая длительность — продолжительность звучания.
Музыка состоит не из отдельных звуков, а из их сочетаний.
Самой простой формой взаимодействия звуков между собой является интервал (от лат. intervallum — «промежуток», «расстояние») — соотношение двух звуков по высоте. Если два звука взяты последовательно, один за другим, то интервал между ними называют мелодическим, а если одновременно — гармоническим.
Интервалы принято обозначать латинскими порядковыми числи-тельными, причём название каждого указывает на разницу в высоте между звуками, образующими этот интервал. Если нажимать на одну и ту же клавишу фортепиано, получится сочетание звуков, которое считается самым маленьким интервалом из всех возможных, — прима (prima — «первая»). Две соседние клавиши дадут следующий по величине интервал — секунду (secunda — «вторая»). И так далее: терция (tertia — «третья»), кварта (quarta — «четвёртая»), квинта (quinta — «пятая»), секста (sexta — «шестая»), септима (septima — «седьмая»), октава (octava — «восьмая»). Интервалы больше октавы рассматриваются как сумма октавы и меньшего интервала и называются составными.
Одинаковые по названию интервалы могут иметь разную качественную величину. Обратимся вновь к примеру с фортепиано. Все клавиши этого инструмента (белые и чёрные) издают звуки, разделённые равными по высоте промежутками —- полутонами. Поэтому, например, секунда (образуется при последовательном нажатии двух соседних белых клавиш) может состоять и из полутона (малая секунда), и из целого тона (большая секунда) — в зависимости от того, есть между ними чёрная клавиша или нет. Подобные качественные различия определяют звучание и других интервалов, кроме примы, которой изменяться просто некуда. Такая система интервалов восходит к европейской музыкаль-ной традиции.
По характеру звучания интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие.
Консонанс (фр. conso-nance, от лат. consonantia — «созвучие») в музыке означает согласное, сливающееся звучание. В противоположность ему диссонанс (фр. dissonance, от лат. dissonantia — «нестройное звучание») — несогласное, «беспокойное» сочетание звуков. Большинство музыкальных произведений включает как консонансы, так и диссонансы, причём последние играют особую роль. П. И. Чайковский отмечал: «Диссонанс есть величайшая сила музыки.
Если бы не было диссонанса, то музыка обречена была бы только на изображение вечного блаженства». В истории музыкального искусства за различными интервалами за-крепилось определённое вырази-тельное значение. Так, например, секунда — знак плача, скорби, горя, печали; кварта служит изображению воли, призыва, героизма и т. д.
Источник:Н.Боровская, О.
Живаева, А. Русакова, А. Тимофеев Язык музыки // Энциклопедиядля детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Э68 Театр. Кино / Глав. ред. В. А. Володин. — М.:
Аванта+, 2000.
Интересная работа в Киеве вакансии солидных фирм ждут вас на сайте Rabota.ua. Хватит сидеть сложа руки! Ищите работу прямо сейчас! А мы вам поможем.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Язык музыки. Звук и интервал"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.