Для записи музыкальных произведений существует специальная система знаков, которая называется нотным письмом, или нотной грамотой. Она складывалась на протяжении столетий и далеко не сразу стала такой, какой мы её знаем сейчас.
В эпоху Древнего мира музыку записывали с помощью тех же знаков, что и слова. Такой способ не позволял показать точную высоту звуков. Не решили эту проблему и музыкальные знаки, появившиеся в Средние века, — западноевропейские невмы и древнерусские знамёна.
Выход из положения был найден только после изобретения нотного стана, или нотоносца, — набора горизонтальных параллельных линий. В наши дни таких линий пять.
Знаки, обозначающие звуки, — ноты (от лат. nota — «письменный знак») — располагают и на линиях, и между ними. Ноты имеют вид маленьких овалов, по виду которых определяют длительность звука, а по распо-
603
Приложение
ложению на нотном стане — его высоту. Незаштрихованный овал обозначает самый длинный по протяжённости звук Овал с приставленной вертикальной линией — штилем — указывает на то, что данный звук в два раза короче, чем самый длинный. Для обозначения ещё более коротких длительностей — четвертей, восьмых , шестнадцатых и т. д. — используется определённое число дополнительных «хвостиков», называемых флажками, или поперечных черт, соединяющих штили, — вязок.
Опыт показал, что для обозначения высоты пяти линий недостаточно. На них умещаются только звуки средней высоты (например, расположенные в центре фортепианной клавиатуры). А как быть с более высокими или более низкими? В этом случае используют систему добавочных линий. В зависимости от высоты звука нота, его обозначающая, рисуется или над, или под нотным станом. Однако, если звуки очень высокие или очень низкие, можно легко запутаться в количестве добавочных линий.
Во избежание этого была изобретена система музыкальных ключей — условных знаков, которые ставятся в начале нотного стана и обозначают регистр (высоту звучания) записанной музыки. Одна и та же нота в разных ключах звучит по-разному. Музыкальные ключи избавляют композитора от вычерчивания многочисленных добавочных линий, а значит, облегчают чтение нотного текста. Основные музыкальные ключи — скрипичный и басовый.
Скрипичный ключ ($), или ключ соль, называется так потому, что его завиток охватывает вторую линию нотоносца, на которой в этом ключе записывается нота соль первой октавы. Басовый ключ , или ключ фа, носит такое название потому, что между двумя его точками находится четвёртая линия нотоносца, на которой в этом ключе записывается нота фа малой октавы. Если открыть ноты любого произведения для фортепиано, то можно увидеть, что партия правой руки (средний и высокий регистры)
пишется в скрипичном ключе, а партия левой (низкий регистр) — в басовом. Два других ключа — альтовый и теноровый — применяются реже.
Всего в нотной грамоте семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Каждая из них может повышаться или понижаться на полтона в процессе развития музыкального произведения. Это явление называется альтерацией (от ср.-век. лат. alteratio — «изменение»), и для её обозначения предусмотрены специальные знаки. На повышение указывает диез , на понижение — бемоль . Они пишутся слева от ноты и упоминаются в её названии: так, нота до с постав-ленным перед ней диезом будет называться «до диез». Если же нужно вернуть ноту после альтерации в первоначальное положение, используется знак отмены — бекар . Знаки альтерации иногда пишутся и в начале нотной строчки, сразу после ключа, на тех же линейках, что и соответствующие им ноты. Они указывают на то, что в произведении некоторые конкретные звуки всегда будут повышены или понижены.
Благодаря существованию постоянных знаков при ключе можно не ставить их перед соответствующими нотами.
В западноевропейских изданиях ноты и тональности обозначают буквами латинского алфавита: до — с, ре — d ми — е, фа — f, соль — g, ля — а, си бемоль — b, си бекар —
мажор — dur, минор — moll. Буквами можно обозначить и знаки альтерации: диез — is, бемоль — es.
При ключе также пишут число в виде обыкновенной дроби, например 2/4, 3/4, 3/8 и т. д. Это размер произведения, т. е. число ритмических единиц, которые умещаются в один музыкальный слог — такт. Числитель дроби указывает на количество единиц, а знаменатель — на длительность главной единицы: четверть (4), восьмую (8) и т. д.
Один и тот же размер может сохраняться на протяжении всего произведения, а язык музыки
может и меняться. В таком случае новый размер указывается в начале такта, а при возвращении к старому также появляется его обозначение.
Открыв нотный текст, нельзя не заметить, что в нём немало слов, написанных латинскими буквами. Они стоят в самом начале произведения над нотной строчкой, нередко появляются в других частях под той или иной музыкальной фразой. Это итальянские слова, обозначающие темп, громкость звука и т. д. Поскольку Италия всегда играла важнейшую роль в развитии музыкального искусства, итальянский уже к XVIII в. стал международным языком музыкантов, и целый ряд слов превратился в термины, понятные профессионалу без перевода.
В русских нотных изданиях некоторые наиболее известные термины даже пишутся кириллицей, например «адажио» («медленно») или «аллегро» («скоро»). Итальянские слова, указывающие на степень громкости, пишутся сокращённо, и эти сокращения уже давно воспринимаются музыкантами как знаки-символы, подобные нотам. Так, от слова forte («громко») в нотах осталась только буква f от piano («тихо») — р. Для обозначения постепенного усиления или уменьшения звучания используют обозначения cresc. и dim. — начальные буквы слов crescendo («усиливая») и diminuendo («затихая»).
Композиторы, жившие до середины XVIII в., избегали указывать оттенки и даже темп, целиком полагаясь на художественный вкус исполнителя.
Начиная же со второй половины XVIII в. число словесных указаний росло, и сейчас принято уточнять все детали. И, тем не менее, каждый исполнитель понимает содержание нотного текста по-своему, поэтому одни и те же знаки музыканты воплощают в звуках своих инструментов по-разному. Ноты, знаки, итальянские термины — лишь символы, скрывающие в себе и настроение, и оттенки звучания. Разучивая нотный текст, музыкант пытается осмыслить, а главное — почувствовать произведение.
Источник:Н.Боровская, О.
Живаева, А. Русакова, А. Тимофеев Язык музыки // Энциклопедиядля детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Э68 Театр. Кино / Глав. ред. В. А. Володин. — М.:
Аванта+, 2000.
Уникальный сервис СдалСнял.Ру предоставляет скидки на комиссию арендаторам, а также возможность бесплатно
разместить рекламу недвижимости в каталоге ЦИАН. Добавьте объявление сдам квартиру в Москве в систему и клиенты найдутся сами!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Нотное письмо"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.