Задолго до того, как появились первые листовёртни и двоевзоры,
композиторы, в том числе Моцарт и Бах, уже писали музыку, которую можно
играть по нотам слева направо и справа налево или не обращать внимания
на то, где у нотной страницы верх, а где низ. Возможно, это было
для них серьёзным делом, стремлением познать все тайны создания музыки,
„поверить алгеброй гармонию", а может быть, всего лишь шутка или забава.
Нотную запись можно считать изображением музыки на бумаге. Зададимся
вопросом: существуют ли ноты, в которых кроме основного произведения
есть другое, скрытое от непосвящённого?
В одном анекдоте рассказывается, как студент музыкального училища
жалуется своему сокурснику, что не успевает в срок выполнить домашнее
задание — сочинить вальс. Приятель советует: „А ты возьми вальс нашего
преподавателя и перепиши задом наперёд". Студент отвечает: „Пробовал,
получился вальс Шуберта".
Знай герой анекдота историю музыки, у него не было бы проблем
с сочинением вальса. В 1792 году, через год после смерти Моцарта,
увидело свет руководство по сочинению вальсов, якобы найденное в его
бумагах. Издатель сообщал, что любой желающий может сочинить сколько
угодно немецких вальсов, „вовсе не зная музыки". Талант композитора
заменяется двумя игральными кубиками с точками на гранях. „Сочинитель"
должен регулярно бросать кубики и в соответствии с выпавшим количеством
очков переписывать в заданной последовательности отрывки нот
из руководства. И хотя сомнения в авторстве Моцарта были и остаются,
за способом сочинения музыки с помощью игральных кубиков устойчиво
закрепилось название „система Моцарта", а инструкция по составлению
вальсов с изменениями и дополнениями переиздаётся до сих пор. Можно ли
поступить проще: „перевернув" один вальс, получить другой? На старых
магнитофонах была возможность прослушивать запись наоборот. Но красивых
мелодий из этого не получалось. Менялся сам характер звучания.
В обычных музыкальных инструментах звук, возникнув, постепенно
затухает. Поэтому, когда включаешь „обратную запись", игра
на фортепьяно, например, становится похожей на игру на органе
или фисгармонии. Это не касается современных синтезаторов, где можно
извлекать звуки почти без затухания, и старинных шарманок, если крутить
ручку в обратном направлении. Слушать музыку „наоборот" или играть
её по нотам от конца вперёд — совершенно разные вещи.
В.А. Моцарт. „Застольная мелодия для двоих",
1780-е годы.
Возвращаясь
к вальсу, следует согласиться, что такты вальса: раз, два, три,
исполненные наоборот, соответствуют его ритмическому строю.
Но сохранятся ли гармония, благозвучность? И всегда ли? „Вальс цветов"
Чайковского, например, сыгранный от конца к началу, звучит прекрасно,
и под него можно танцевать. Поискать другие „двойные" вальсы
мы предлагаем читателям и просим сообщить в редакцию об удачных
находках. И существует ли (среди широко известных) вальс, который в обратном исполнении звучит лучше и красивее, чем в прямом?
Для нотных записей, так же как для текста, придумано несколько
способов превращения их в головоломки. Музыку можно „перевернуть",
заменив высокие ноты низкими, написав две соседние строки зеркально
симметричными по отношению одна к другой, повторив звуки в обратной
последовательности. Последний приём получил даже специальное название —
„ракоход". Экспериментировали в этой области многие. Сочинением
подобной, „математически" написанной музыки увлекался и Бах. Одно
из произведений он даже назвал „Крабий канон", а вершиной
замысловатости считается его „Музыкальное приношение".
Известно и произведение немецкого композитора Мошелеса „Путь мира",
внешний вид записи которого и мелодия не меняются при повороте листа
на 180 градусов. Центр листа становится центром симметрии
для графической записи нот и музыки. До этой точки мелодия звучит
в прямом направлении, а затем возвращается назад, к первой ноте.
В архиве Моцарта найдены записи музыкальных опытов с перестановками
звуков. Самой популярной стала „Застольная мелодия для двоих".
По замыслу композитора лист с нотами кладут на стол между двумя
музыкантами, и они играют, глядя на него с двух сторон. (Для любителей музыки привожу полный текст пьесы.)
Моцартовским шедевром заканчивается обзор картинок-оборотней,
но рассказ о таинственных изображениях будет продолжен. Вы узнаете
о трёхликих и многоликих картинах, спрятанных в них загадках
и связанных с ними историях.
Анатолий КАЛИНИН
ИСТОЧНИК: Наука и Жизнь
Ваш малыш любит игрушки и конструкторы? Купить набор лего можно в магазине Bombo.Ru
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "НОТЫ-ГОЛОВОЛОМКИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.
Потрясающе) Музыка и математика - действительно безграничная тема, особенно для гения, это я догадывалась. Но "Застольная мелодия для двоих" - это сверхгениально!...