Живопись Огюста Ренуара (1841-1919) -
мир словно удаленных от житейской суеты
детей и женщин, купающихся в солнечных
лучах, живущих в гармонии с природой. Его
художественный стиль вобрал в себя не только открытия импрессионизма, но и традиции живописи рококо,
а также росписи фарфора. Яркий свет его полотен, розовато-голубая, порой перламутровая палитра напоминают живопись рококо,
произведения Фрагонара и Буше.
Неслучайно одной из любимых тем живописи Ренуара являлась
обнаженная натура.
Подобно Сезанну, он придает большое значение
передаче объема, массе, но при этом вдохновляется не столько живописью Возрождения и классицизма, сколько образами Рубенса.
Исследователи называют его самым классическим среди импрессионистов. Он учился у художников, верных традициям в искусстве, отдавая предпочтение «живописи. доставляющей радость».
Ренуар - замечательный живописец танцующего демократического Парижа. Композициоппо, средствами колорита и наложения
мазков он способен показать различие медленного и быстрого танцевального ритма, грацию и силу движения, пластику взаимодействия фигур, неожиданную остановку, развевающуюся в быстром движении ткань («Танец в деревне», 1883; «Танец в городе», 1883).
Картиной, в которой радость бытия нашла наибольшее воплощение, является «Завтрак гребцов».
Для ее создания Ренуар поселился на все лето на острове Шату на
Сене. В картине нет сюжетной линии. Ее можно интерпретировать
как групповой портрет близких художнику людей: на первом плане
слева - будущая жена художника Алин Шариго ("Дама с собачкой"),
в соломенной шляпе - хозяин ресторана, меценаты и художники.
Но портрет в традиционном понимании этого жанра картина напоминает мало. Перед нами - атмосфера доброжелательного общения.
Портреты
Ренуара
Место действия - знаменитый, любимый молодежью ресторан
на Сене возле пляжа Ля- Гренуйер. Господин в соломенной шляпе-
хозяин ресторана, умевший создать для посетителей атмосферу приятного отдыха после катания на лодках. У персонажей картины непринужденные, будто случайные позы. Композиция проста, логично
построена: фигуры распределены за столом как бы тремя треугольниками. Нижний треугольник заполнен натюрмортом. Всех объединяет ровное освещение, приглушенное благодаря тенту над столом.
Картина написана чистыми цветами солнечного спектра, короткими "рваными" мазками, образующими вибрирующую, словно живую,
трепещущую поверхность.
В светском обществе Ренуар был признан
портретистом. Особенно удавались ему портреты женщин и детей.
Эволюция портретной
живописи Ренуара раскрывает изменения, происходившие в его от-
ношении к рисунку, колориту, пластике изображения. В последние
годы жизни, отягощенный тяжелым недугом, он продолжал создавать портреты, вынужденно ограничив себя изображением самых
близких людей.
«Свои портреты, - считал М. В. Алпатов, - Ренуар понимал не
как исповедание, разоблачение или прославление; он хотел лишь
удовлетворить потребность людей в праздничном и радостном и
умел сообщать своим портретам нарядный облик, извлекая чистые
красочные созвучия из самых скромных мотивов вроде оттеняющего белизну кожи темного веера или удачно подобранной лепты».
Ренуар создал тип женщин, который для многих ассоциируется
с собирательным образом француженки. В ней все особенно женственное и приветливое, лучезарное: посадка головы, взгляд, обращенный к зрителю, вздернутый носик, непокорная челка и неизменная
улыбка.
Говоря о Ренуаре, исследователи нередко цитируют Ги де Мопассана, который якобы сказал: «Он носит розовые очки».
Одной из труднейших тем искусства является детский портрет.
Для большинства художников проблемой оказывается передача детскости, непосредственности, живости маленькой модели.
М. В. Алпатов провел краткий анализ эволюции «детского портрета» в искусстве, для того чтобы показать суть открытия Ренуара:
«В античности дети не привлекали к себе всеобщего внимания: амуры служили лишь спутниками богини. На Востоке дети - это милые, но смешные уродцы".
Впоследствии детям долгое время придавали черты взрослых: византийцы и еще Рафаэль наделяли младенца
Христа недетской серьезностью: Веласкес писал маленьких инфант
затянутыми в фижмы, позирующими; даже в английских портретах
детей ХУIII в. чувствуются следы некоторой чопорности. Прошло
около ста лет после призыва Руссо вникнуть в детский мир и понять
его, прежде чем образ ребенка со всем его очарованием, нежностыо
и чистотой вошел в искусство Ренуара. В его картинах дети обычно
милы, золотистые кудри блестят; у девочек в косы вплетены цветные ленты. Образы детей Ренуара хорошо гармонируют со всем любовным отношением к миру художника».
Ренуар более всего остерегался аналитического отношения к природе и искусству. «Создайте теорию - природа все равно опровергнет ee, - утверждал он, словно предвидя, что с появлением первых теорий в начале 1880-х гг. завершится эпоха импрессионизма.
Любите музыку? Не пропускаете ни одного нового хита? На портале музыкальных новинок вы найдете всё, что вас интересует. Это место для настоящих меломанов.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Живопись Огюста Ренуара"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.