Эдуард Мане (1832-1883) в истории французского и мирового искусства
занимает особое место, которое определяется некоторой двойственностыо
его художественного наследия: он являлся ревностным почитателем традиций
европейской культуры, о чем свидетельствуют композиции и сюжеты его
произведений ("Олuмпuя" - современная женщина в почти классической позе
Венеры; портреты, навеянные испанской живописью), и в то же время он
использовал свежий колорит пленэра ( «В лодке», «Берта Моризо» и т. д.).
Выбор Мане классических мотивов при изображении современной жизни вызвал
бурю негодования со стороны современного ему зрителя. Картина Э. Мане
«Завтрак на траве» нанесла невиданное оскорбление морали своего времени.
Дело в том, что художник расположил на лужайке сидящих рядом изящно
одетых господ и обнаженную натурщицу, да еще дал картине название отнюдь
не возвышение. «Завтрак на траве» был воспринят как манифест свободы
художника, выраженный языком живописи. Многие холсты Мане - «картины с
картин», они словно переводят на понятный современному человеку язык
работы старых мастеров, которые казались художнику наиболее интересными.
Чтобы убедиться в этом, можно сравнить его «Балкон» и картину Ф. Гойи
«Махи на балконе». В чем суть открытия Э. Мане, предвосхитившего
начинания импрессионистов?
Искусствовед Янсон называет это «революцией красочного пятна», Образы
Мане нередко сравнивались с игральными картами. Вглядимся в наиболее
показательную с этой точки зрения картину «Флейтист». Выразительная
фигура мальчика рисуется силуэтом на живописном сером фоне. Место
действия, окружающее пространство не обозначены. Мане пренебрегает
обязательной до того времени прямой перспективой, которая была открыта
еще в эпоху Возрождения. Если представить, что флейтист вышел бы из
картины, на его месте осталась бы дыра, как будто вырезанная трафаретом.
М. В. Алпатов считал, что «главная привлекательная сила его искусства -
в живости его зрительных восприятий".
Цвет приобрел в картинах Мане значение одного из главных средств
выражения. Он сообщал цвету силу, яркость и чистоту, какой не знали
другие художники XIX в. Его красочные сопоставления разнообразны: ему
хорошо знакомо искусство нежных полутонов, постепенные переходы от
розового к сизо-голубому; по рядом с этим оп бросает глубокие синие,
иссиня-черные или темно-коричневые пятна, и эти цветовые удары сообщают
его картинам силу и напряженность.
В большинстве своих холстов Мане избегает бокового освещения: его
картины так залиты светом, что их сравнивали с передержанным»
фотографиями. Он стремился передать окутывающий предметы свет, покончить
с впечатлением искусственно освещения в мастерской, которое заметно еще
у Курбе. Следуя заветам классических мастеров живописи, он заботится о
равновесии в картине, но уравновешивает не предметы, а цветовые пятна,
разбросанные на плоскости холста.
В некоторых своих картинах Мане предвосхищает новые направления,
приближая завоевания кинематографа (параллельно с Дега). Картина "Бар в
Фоли-Бержер" представляет собой сложное действие, которое развивается в
пространстве и времени. Мане отмечал, что картина, написанная на холсте,
- это, прежде всего, покрытая красками материальная поверхность.
Поэтому мы должны смотреть на нее, а не сквозь. Когда последователи Мане
стали называть себя импрессионистами, художник отказался применять этот терминпо отношению к своим работам.
Грядет
веселое свадебное торжество? А вы уже подобрали себе свадебное платье.
Вы должны быть самой красивой невестой на свете, поэтому обратите
внимание на свадебные платья 2012 года.
Новые и оригинальные решения известных дизайнеров понравятся даже самым
взыскательным клиенткам. И он не сможет оторвать от вас своих
влюбленных глаз.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Эдуард Мане - провозвестник импрессионизма"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.