Добавить компанию




МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
МУЗЫКАЛЬНАЯ АКУСТИКА
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » МУЗЫКОВЕДЕНИЕ » МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Исторический аспект музыкальной психотерапии

Просмотров: 3329 | Рейтинг: 5.0/2 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!



Текст: Расторгуева Татьяна Семеновна


Материалы по теме:

Первые ростки науки музыкальной психологии можно найти еще в трудах античных философов. Одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях – не только в танцах, пении и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах.

Платон считал, что могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и ритмах; нет худшего разрушения нравов, чем отход от скромной и стыдливой музыки. Аристотель разработал учение о мимесисе, подробно описав музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином направлении. Демокрит рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях.

Так же античные музыканты придавали особое значение темпу, ритму и инструментам, используемым для выступлений, так как замечали, что влияют на настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Еще в Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей.

В древних цивилизациях Китая, Индии, Египта жрецы храмов, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. Они рассматривали ее, как вид деятельности одновременно близкий к науке, ремеслу и религиозному культу.
 
Древнекитайская философия и медицина разделяют все существующее в мироздании на две категории - психическую энергию «Ян» и «Инь» (мужскую и женскую). Эта энергия движется в теле по «меридианам», пересекающимся между собой. Каждый «меридиан» связан с одним из внутренних органов человека. Лечение душевных и физических расстройств осуществлялось посредством воздействия определенных тонов звуков музыкальных инструментов на активные точки меридиана и связанные с ними области тела. Звуки музыки, таким образом, сообщали телу человека те или иные свойства. Музыка, воздействуя на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.

Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. Индийская философия считает, что даже самый простой язык, слово, речь не могут существовать без музыки, что воздействие музыки зависит не только от мастерства исполнителя. Ее эффект на слушателя определяется и уровнем духовного развития музыканта, по этой причине значение музыки различно для каждого человека.

Музыка издревле притягивала внимание своей тайной воздействия на личность, исходящей от нее неведомой силой, способной влиять на поведение человека. Поиском ответа на вопрос о том, каким образом происходит это влияние, занялся древнегреческий врач Герофилос, который поддержал мысль о том, что человек - часть космического ритма целого, а значит, он и сам содержит в себе какие-то ритмы. Так родилось представление о музыке в пульсе. Позже оно было воспринято средневековой теорией музыки, а также медициной, после перевода с арабского в XII в. «Книги исцеления» Авиценны (980—1037), в которой целая глава посвящена взаимосвязи между пульсом и музыкой.

В средние века музыкальная психология развивалась в работах музыкантов-теоретиков и музыкантов-философов – Боэция, Гвидо Аретинского, Царлино, Кунау, Кирхера, Матессона. Они изучали воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека, устанавливали отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

Собственно научная музыкальная психология берет свое начало в труде Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки». Гельмгольц разработал резонансную теорию слуха, согласно которой слуховые ощущения возникают благодаря резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние воздействия.

В 1807 г. в Вене вышла книга д-ра Лихтенталя под названием «Врач-музыкант или сочинение о влиянии музыки на тело и ее использовании при определенных заболеваниях», в которой точно описывается, как музыка может влиять на психику и косвенно на само тело. Впервые в психиатрические учреждения музыкотерапию стал вводить в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль.

Первоначально музыкальная психология развивалась, изучая те ощущения, которые доставляют слуху простые тоны. Отсюда и название – «тонпсихология» как наука о звуках, не имеющих частичных тонов. Эта наука в свою очередь развивалась в рамках идей атомизма, которые властвовали в психологии с конца XIX века до 20-х годов XX-го. На смену им пришли принципы целостности восприятия, используемые в гештальтпсихологии. Важным ее положением являлось то, что целое в восприятии не равно сумме отдельных ощущений от звуков, тембров, ритмов. Одна из первых работ, наиболее полно представляющих направление гештальтпсихологии в теории музыки, - работа Э.Курта, вышедшая в 1931 году в Берлине.

Большой вклад в развитие музыкальной психотерапии внес немецкий исследователь К. Шумпф, работы которого вышли в конце XIX века, заложившие основы концепции о двух компонентах высоты музыкального звука. Суть концепции заключается в том, что с изменением одного физического признака звука (частоты его колебаний) изменяются одновременно два его психологических признака (тембр и высота). Эти идеи были развиты затем в трудах М. Майера, Г. Ревеша («Введение в музыкальную психологию», 1946), А. Веллека («Музыкальная психология и музыкальная эстетика», 1963).

Однако как самостоятельная отрасль знаний и область научно-практической деятельности, связанной как с психическим, так и с физическим здоровьем организма, музыкотерапия начала формироваться только в ХХ веке. Она начинает активно применяться в Европе, США, Австралии, Японии. Среди получивших широкую известность теоретических школ следует выделить Дж. Элвина (Великобритания), П. Нордоффа и К. Роббинса (США), Э. Лекоурта (Франция), Дж. Кр. Тровеси (Италия).

В России в 1913 году изучением лечебного действия музыки занимались психиатры, в том числе профессора Саккети и Бехтерев, но лишь в 1993г. Михаил Чунч организовал Международный центр музыкотерапии. Научные концепции этих специализированных музыкотерапевтических сообществ различаются между собой, как и оригинальные формы лечебных ритуалов древности. Со второй половины XX в. музыкотерапия изучается и используется в лечебных и коррекционных целях в различных направлениях медицины и в психологии, в частности, специальной. Представлен широкий спектр работ Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, И.М. Гриневой, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, Г.С. Тарасова, В.В. Медушевского, Л.Л. Бочкарева. Наиболее разработанной областью музыкальной психологии является психология музыкального восприятия, исследованием которой занимались музыковеды и теоретики – Ю.Н.Тюлин, Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Л.А. Мазель, М.В. Блинова, Ю.Б.Алиев, С.Н. Беляева-Экземплярская, Н.А. Ветлугина и другие.

Интерес к использованию музыки в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека в конце XX в. заметно вырос. Научно-технические достижения позволили более глубоко изучать физиологические реакции организма в ответ на воздействие музыки. В то же время этот интерес определяется возможностью применения музыки как лечебно-коррекционного средства, обеспечивающего гармонизацию состояния человека: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, развития эстетических потребностей. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института в 90-х гг. проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой или пением приходят в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно дать толчок к новому видению ситуации и нейтрализации негативных эмоций индивида. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в американской школе музыкотерапии (Illing H.S., Benedict I., 1958) предлагаются такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в шведской школе, основанной на глубинном анализе, предъявление музыки индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как музыкальные инструменты, так и голос, хлопки, топот, постукивания. Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе с умственно отсталыми пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в пенитенциарных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, используются в практике музыкального образования.

Источник: Illing H.S., Benedict I., 1958.


Новые фильмы 2011 года для настоящих киноманов. Вы можете смотреть онлайн фильм Slove. Прямо в сердце, а при желании и скачать кино бесплатно.



Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Исторический аспект музыкальной психотерапии" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2010-09-06


Теги: музыковедение, музыкальная психология

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Концерты

04.12.16

Концерт композитора-неоклассика Фёдора Бирючева в Москве Концерт композитора-неоклассика Фёдора Бирючева в Москве

30.11.16

Гала-концерт звезд мирового балета в честь Мариса Лиепы в Санкт-Петербурге Гала-концерт звезд мирового балета в честь Мариса Лиепы в Санкт-Петербурге

23.10.16

Финал IV Международного конкурс вокалистов имени М.Магомаева в Москве Финал IV Международного конкурс вокалистов имени М.Магомаева в Москве

25.08.16

Концерт инструментальной и вокальной музыки Концерт инструментальной и вокальной музыки "Сказка странствий" в Санкт-Петербурге

25.06.16

Органные вечера в Кусково. Терменвокс и орган Органные вечера в Кусково. Терменвокс и орган

Рекомендуем

Muztorg

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Присоединяйтесь!





Подписка

Рекомендуем

Актуально

Эксклюзивы

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Майя Плисецкая. Сквозь тернии к звездам Майя Плисецкая. Сквозь тернии к звездам

Эмиль Гилельс. Титан фортепиано Эмиль Гилельс. Титан фортепиано

Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество

Новости Культуры

В Санкт-Петербурге завершился фестиваль

В Санкт-Петербурге завершился фестиваль "Жизнь в танце", посвященный 80 летнему юбилею Мариса Лиепы

В культурном центре Елены Образцовой в Санкт-Петербурге пройдут новогодние мероприятия для детей

В культурном центре Елены Образцовой в Санкт-Петербурге пройдут новогодние мероприятия для детей

Концерт композитора-неоклассика Фёдора Бирючева в Москве

Концерт композитора-неоклассика Фёдора Бирючева в Москве

Гала-концерт звезд мирового балета в честь Мариса Лиепы в Санкт-Петербурге

Гала-концерт звезд мирового балета в честь Мариса Лиепы в Санкт-Петербурге

Петербургский скрипач стал дипломантом международного конкурса имени Леопольда Ауэра

Петербургский скрипач стал дипломантом международного конкурса имени Леопольда Ауэра

Правила жизни Генриха Нейгауза

Правила жизни Генриха Нейгауза

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0