Генрих Густавович
Нейгауз родился 12 апреля 1888 года на Украине, в городе Елисаветград.
Его родителями были известные в городе музыканты-педагоги, основавшие
там музыкальную школу. Дядей Генриха по материнской линии был
замечательный русский пианист, дирижер и композитор Ф. М. Блуменфельд, а
его двоюродным братом - Кароль Шимановский, впоследствии выдающийся
польский композитор.
Дарование мальчика проявилось
очень рано, но, как ни странно, в детстве он не получил
систематического музыкального образования. Его пианистическое развитие
протекало во многом стихийно, повинуясь могучей силе звучащей в нем
музыки. «Когда мне было лет восемь или девять, - вспоминал Нейгауз, - я
стал сперва понемногу, а потом все больше и чем дальше, тем с большим
азартом импровизировать на рояле.
Иногда (это было немного позднее) я доходил до полной одержимости: не успевал проснуться, как уже слышал внутри себя музыку, свою музыку, и так почти весь день».
В двенадцать лет Генрих
впервые выступил перед публикой в родном городе. В 1906 году родители
послали Генриха и его старшую сестру Наталию, тоже очень хорошую
пианистку, учиться за границу в Берлин. По совету Ф. М. Блуменфельда и
А. К. Глазунова наставником был избран известный музыкант Леопольд
Годовский.
Однако Генрих взял у
Годовского только десять приватных уроков и исчез из его поля зрения
почти на шесть лет. Начались «годы странствий». Нейгауз жадно впитывал
все, что могла дать ему культура Европы. Юный пианист дает концерты в
городах Германии, Австрии, Италии, Польши. Публика и пресса тепло
принимают Нейгауза.
В рецензиях отмечается
масштабность его дарования и выражается надежда, что пианист со временем
займет видное место в музыкальном мире.«В шестнадцать - семнадцать лет я
стал «рассуждать» способность сознавать, анализировать проснулась, я
поставил весь свой пианизм, все свое пианистическое хозяйство под
вопрос, - вспоминает Нейгауз - Я решил, что не знаю ни инструмента, ни
моего тела и все надо начинать сначала.
Я месяцами (!) стал играть простейшие упражнения и этюды, начиная с пятипальцовок, с одной лишь целью:
приноровить мою руку и
пальцы всецело к законам клавиатуры, осуществлять до конца принцип
экономии, играть «рационально», как рационально устроена пианола
конечно, моя требовательность к красоте звучания была доведена до
максимума (слух у меня всегда был хороший и тонкий) и это было,
вероятно, самым ценным во все то время, когда я с маниакальной
одержимостью старался только извлекать «наилучшие звуки» из рояля, а
музыку, живое искусство, буквально запер на ключ на дне сундука и
долго-долго не доставал его оттуда (музыка продолжала свою жизнь вне
рояля)».
С 1912 года Нейгауз вновь
стал заниматься у Годовского в Школе мастеров при Венской академии
музыки и сценического искусства, которую с блеском окончил в 1914 году.
На протяжении всей жизни Нейгауз с большой теплотой вспоминал своего
учителя, характеризуя его как одного «из великих пианистов-виртуозов
послерубинштейновской эпохи».
Начало Первой мировой войны взволновало музыканта:
«В случае мобилизации я
должен был идти простым рядовым. Соединение моей фамилии с дипломом
венской Академии не сулило ничего хорошего. Тогда мы решили на семейном
совете, что мне необходимо получить диплом русской консерватории.
После различных передряг (я
все-таки понюхал военную службу, но вскоре был освобожден с «белым
билетом») я поехал в Петроград, весной 1915 года сдал все экзамены в
консерватории и получил диплом и звание «свободного художника».
В одно прекрасное утро на квартире Ф. М. Блуменфельда раздался звонок по телефону:
звонил директор Тифлисского
отделения ИРМО Н. Д. Николаев с предложением, чтобы я приехал с осени
этого года преподавать в Тифлис. Я, недолго думая, согласился.
Таким образом, с октября 1916
года я стал впервые совершенно «официально» (поскольку я начал работать
в государственном учреждении) на путь русского учителя музыки и
пианиста-исполнителя.
После лета, проведенного
частью в Тимошовке у Шимановских, частью в Елисаветграде, я в октябре
приехал в Тифлис, где немедленно стал работать в будущей консерватории,
называвшейся тогда еще Музыкальным училищем Тифлисского отделения
Императорского Русского музыкального общества.
Ученики были слабейшие,
большинство из них в наше время вряд ли могли бы быть приняты в районную
музыкальную школу. За самыми немногими исключениями работа моя была той
же «каторгой», которой я отведал еще в Елисаветграде. Но красивый
город, юг, некоторые приятные знакомства и т. д. частично вознаграждали
меня за мои профессиональные страдания.
Вскоре я стал выступать с
сольными концертами, в симфонических концертах и ансамблях с моим
коллегой-скрипачом Евгением Михайловичем Гузиковым.
С октября 1919 года по
октябрь 1922 года я пребывал профессором Киевской консерватории.
Невзирая на большую педагогическую нагрузку, я дал за эти годы много
концертов с разнообразнейшими программами (от Баха до Прокофьева и
Шимановского). Б. Л. Яворский и Ф. М. Блуменфельд тогда тоже преподавали
в Киевской консерватории. В октябре Ф. М. Блуменфельд и я, по
требованию наркома А. В.
Луначарского, были переведены
в Московскую консерваторию. Яворский еще за несколько месяцев до нас
перебрался в Москву. Так начался «московский период моей музыкальной
деятельности».
Итак, осенью 1922 года
Нейгауз поселяется в Москве. Он играет и в сольных и в симфонических
концертах, выступает с квартетом имени Бетховена. Сперва с Н. Блиндером,
затем с М. Полякиным музыкант дает циклы сонатных вечеров. Программы
его концертов, и ранее достаточно разнообразные, включают произведения
самых различных авторов, жанров и стилей.«Кто в двадцатые - тридцатые
годы слушал эти выступления Нейгауза, - пишет Я И.
Мильштейн, - тот на всю жизнь
приобрел нечто такое, чего не выскажешь словами. Нейгауз мог играть
более или менее удачно (он никогда не был пианистом ровным - отчасти
из-за повышенной нервной возбудимости, резкой смены настроений, отчасти
из-за примата импровизационного начала, власти мгновения). Но он
неизменно притягивал к себе, воодушевлял и вдохновлял своей игрой.
Он был всегда иным и в то же время одним и тем же художником-творцом:
казалось, что он не исполнял
музыку, а здесь же, на эстраде, ее созидал. Не было ничего
искусственного, шаблонного, скопированного в его игре.
Он обладал удивительной
зоркостью и душевной ясностью, неисчерпаемой фантазией, свободой
выражения, умел услышать и выявить все потаенное, скрытое (напомним хотя
бы о его любви к подтексту исполнения:
«. надо вникать в настроение
- ведь именно в этом, едва уловимом и не до конца поддающемся нотной
записи, вся сущность замысла, весь образ. »).
Он владел нежнейшими
звуковыми красками для передачи тончайших оттенков чувства, тех
неуловимых колебаний настроения, которые для большинства исполнителей
так и остаются недоступными. Он и подчинялся исполняемому, и творчески
его воссоздавал. Он весь отдавался чувству, которое порой казалось в нем
беспредельным. И вместе с тем был взыскательно строг к себе, относясь
критически к каждой детали исполнения.
Он сам как-то признавался,
что «исполнитель - сложное и противоречивое существо», что «он и любит
то, что исполняет, и критикует его, и подчиняется ему всецело, и
перерабатывает его по-своему», что «в иные минуты, и не случайно, в душе
его господствует. суровый критик с прокурорскими наклонностями», но что
«в лучшие минуты он чувствует, что исполняемое произведение - как бы
его собственное, и он проливает слезы от радости, волнения и любви к
нему».
Быстрому творческому росту
пианиста во многом способствовало его общение с крупнейшими московскими
музыкантами - К. Игумновым, Б. Яворским, Н. Мясковским, С. Фейнбергом и
другими. Большое значение имели для Нейгауза частые встречи с
московскими поэтами, художниками, литераторами. Среди них были Б.
Пастернак, Р. Фальк, А. Габричевский, В. Асмус, Н. Вильмонт, И.
Андроников.
В статье «Генрих Нейгауз», опубликованной в 1937 году, В. Дельсон пишет:
«Есть люди, профессия
которых совершенно неотделима от их жизни. Это энтузиасты своей работы,
люди кипучей творческой деятельности, а жизненный путь их - сплошное
творческое горение. Такой - Генрих Густавович Нейгауз.
Да и игра Нейгауза такова, как он сам, - бурная, активная, а наряду с этим организованная и продуманная до последнего звука.
И за фортепиано возникающие в
Нейгаузе ощущения словно бы «обгоняют» ход его исполнения, и в его игру
врываются нетерпеливо-требовательные, властно-восклицательные акценты, и
всё (именно всё, а не только темпы!) в этой игре неудержимо
стремительно, исполнено гордой и дерзновенной «победительности», как
очень удачно сказал однажды И. Андроников».
В 1922 году произошло событие, определившее всю дальнейшую творческую судьбу Нейгауза:
он стал профессором
Московской консерватории. В течение сорока двух лет продолжалась его
педагогическая деятельность в этом прославленном вузе, давшая
замечательные результаты и во многом способствовавшая широкому признанию
советской фортепианной школы во всем мире. В 1935-1937 годах Нейгауз
был директором Московской консерватории.
В 1936-1941 годах и начиная с 1944 года до самой смерти в 1964 году - заведующим кафедрой специального фортепиано.
Только в грозные годы Великой
Отечественной он вынужден был приостановить свою педагогическую
деятельность. «В июле 1942 года я был направлен в Свердловск на работу в
Уральскую и Киевскую (временно эвакуированную в Свердловск)
консерватории, - пишет в своей автобиографии Генрих Густавович. - Там я
пробыл до октября 1944 года, когда был возвращен в Москву, в
консерваторию.
Во время пребывания на Урале
(кроме энергичной педагогической работы) я дал много концертов в самом
Свердловске и в других городах:
Романтичное начало артистизма
музыканта сказывалось и в его педагогической системе. На его уроках
царил мир окрыленной фантазии, раскрепощавшей творческие силы молодых
пианистов.
Начиная с 1932 года,
многочисленные питомцы Нейгауза завоевывали премии на самых
представительных всесоюзных и международных конкурсах пианистов - в
Варшаве и Вене, Брюсселе и Париже, Лейпциге и Москве.
Школа Нейгауза - могучая
ветвь современного фортепианного творчества. Какие разные артисты вышли
из-под его крыла - Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Яков Зак, Евгений
Малинин, Станислав Нейгауз, Владимир Крайнев, Алексей Любимов.
С 1935 года Нейгауз регулярно
выступает в прессе со статьями, посвященными актуальным вопросам
развития музыкального искусства, рецензирует концерты советских и
зарубежных музыкантов. В 1958 году в Музгизе вышла его книга «Об
искусстве фортепианной игры. Записки педагога», неоднократно
переиздававшаяся в последующие десятилетия.«В истории русской
пианистической культуры Генрих Густавович Нейгауз - явление редкое, -
пишет Я И. Мильштейн.
- С именем его связано
представление о дерзаниях мысли, пламенных взлетах чувства, удивительной
многогранности и в то же время цельности натуры. Тому, кто испытал на
себе силу его таланта, трудно забыть его поистине вдохновенную игру,
которая дарила людям столько наслаждения, радости и света. Все внешнее
отступало на задний план перед красотой и значительностью внутреннего
переживания. Не было в этой игре пустых мест, шаблонов и штампов.
Она была исполнена жизни,
непосредственности, подкупала не только ясностью мысли и убежденностью,
но и неподдельностью чувства, необыкновенной пластичностью и
рельефностью музыкальных образов. Нейгауз играл предельно искренне,
естественно, просто и вместе с тем на редкость горячо, страстно,
самозабвенно. Душевный порыв, творческий подъем, эмоциональное горение
были неотъемлемыми качествами его артистической натуры.
Проходили годы, многое
старело, становилось блеклым, обветшалым, но его искусство, искусство
музыканта-поэта, оставалось молодым, темпераментным и окрыленным».
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Генрих Нейгауз. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.