Да, Каменка в полном соответствии с
прежними мечтами Чайковского становилась все более родным и дорогим
домом, его настоящей семьей. Потому вполне закономерным стало и рождение
там произведений, предназначенных для детей.
Сочинение «Детского альбома» (с
авторским подзаголовком «24 легкие пьесы для фортепиано»), посвященного
любимому племяннику композитора шестилетнему Володе Давыдову, было
первым обращением композитора к детской теме.
О начале работы над ним известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года издателю Петру Юргенсону: «Завтра
примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о
том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской
музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд
маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей
заглавиями как у Шумана».
О полном завершении «Детского альбома»
Чайковский сообщил Юргенсону из Вербовки 22 июля 1878 года. Неделю
спустя композитор написал, что выслал ему рукописи всех завершенных к
тому времени сочинений, в том числе и «Детского альбома», за который он
просил назначить цену по 10 рублей за пьесу, а всего 240 рублей. Мысль о
посвящении Володе Давыдову «Детского альбома», очевидно, возникла уже
после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с
племянником летом 1878 года в Каменке, а 24 ноября он написал фон Мекк
из Флоренции: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе,
который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом, …хоть ради его
неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и
считает, – можно целые симфонии посвящать».
Титульный лист первого издания «Детского альбома»
Чайковский был доволен первым изданием
«Детского альбома», отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда,
некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида
издания: «Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский
альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет
играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по
художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, – но ничего,
сойдет, – детям будет занятно».
«Детский альбом» Чайковского, наряду с
широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, Бартока и
некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой
музыкальной литературы для детей.
Во время отдыха в любимой Каменке летом
1881 года Чайковский набросал план новой оперы на сюжет пушкинской
«Полтавы». Первотолчком к возникновению замысла этого произведения стало
чтение поэмы в Каменке, в кругу Давыдовской семьи. «Полтава очень соблазняет меня, – написал тогда композитор. – …В
один прекрасный день я перечел либретто, прочел поэму Пушкина, был
тронут некоторыми сценами и стихами — и начал со сцены между Марией и
Мазепой, которая без изменения перенесена из поэмы в либретто».
Вспоминая о своей работе над «Мазепой», Чайковский также отмечал, что ни
одно большое сочинение не давалось ему с таким трудом. Однако сила и
обаяние пушкинских стихов, неповторимая яркость образов были могучим
творческим стимулом. Партитура оперы, над которой Чайковский работал
более двух лет, была готова в апреле 1883 года.
К великому горю для композитора эти же
годы стали и началом несчастий, постигших чету Давыдовых. Они были
отмечены началом тяжелой болезни Александры Ильиничны, усугубленной в
средине и второй половине десятилетия тяжким же нездоровьем и
безвременной смертью ее дочерей Татьяны и Веры. У Льва Васильевича на
почве всех семейных невзгод развилось острое нервное истощение. Он стал
невероятно раздражаться по сущим пустякам и выказывать барское презрение
и самодурство по отношению к зависимому от него люду. Последнее резко
проявилось однажды в присутствии Петра Ильича и тяжко шокировало
композитора. Увы, к середине 1880-х Каменка уже перестала быть любимым
гнездом Чайковского и уже виделась символом прежней счастливой жизни.
Композитор жалел о прекрасном прошлом, с грустью взирая на то, как
рушится счастье прекрасной семьи, его родной семьи.
Свое последнее каменское лето Петр Ильич
прожил в 1884-м. В конце октября 1885-го он приехал на серебряную
свадьбу Александры Ильиничны и Льва Васильевича и пробыл у родных
немногим более недели.
Покинув тогда Каменку на целых два года,
Чайковский не мог, конечно, вычеркнуть из сердца дом и семью, которые
считал своими. Они всегда были с ним. Другого семейного счастья у него
не было. И он еще возвращался туда, правда, на очень короткое время. В
1888 году пробыл там неделю, в 1889-м – около десяти дней, в 1890-м –
тоже неделю.
Уже примирившись с былыми горестями, он писал: «Все там очень постарели. О прежнем веселом житье-бытье и помину нет».
Потом Петр Ильич приезжал встречать новый 1891 год. Это были последние отголоски радостей прежних времен. «Вчера встречали Новый год в большом доме, – написал Чайковский своему младшему брату Модесту Ильичу. – Очень весело было».
Увы, всего три месяца спустя, после
этого веселья скончалась его милая Саня, «Ундиночка» и «Солнышко» его
юности, верная его утешительница. Печальная весть застала композитора во
Франции перед отплытием в Америку. Приняв решение не отменять поездки,
он писал: «Я очень страдаю нравственно».
В трехтомном жизнеописании Чайковского,
составленном его младшим братом Модестом Ильичем, есть замечательные и
очень справедливые строки. Они говорят о том, что, хотя в последние годы
Александра Ильинична уже не играла такой роли в жизни брата, как
прежде, «но все же дорогая и бесконечно любимая была нужна ему для
счастья, если не как утешение и прибежище от всех скорбей, как в былое
время, то как самая священная реликвия его детства, юности, молодости и
каменского периода жизни, когда вместе с Н.Ф. фон Мекк была главной
поддержкой и отрадой, давая ему приют и полный любви уход и ласку».
Однако, несмотря на невзгоды и разочарования его последних «каменских годов», Чайковский был по-прежнему верен старому гнезду: «В
Каменку меня очень тянет, и я полетел бы туда тотчас же, если б можно
было (…) Я могу жить счастливо или в Каменке, или в одиночестве и
середины между этим нет».
Не так давно выпускником ВГИКа
режиссером Аделем Аль-Хададом поставлен художественный кинофильм
«Апокриф: музыка для Петра и Павла». В основу сюжета лег эпизод
каменской весны Чайковского 1878 г., когда в тамошнем храме Свв. Петра и
Павла звучала его обработка православного хорового песнопения
«Благообразный Иосиф», исполняемого в Великую Субботу, в канун
Светлого Христова Воскресения. В съемках принял участие мужской хор
московского Свято-Данилова монастыря.
Кадр из фильма. В роли П.И. Чайковского московский актер Андрей Савостьянов
В год смерти композитора (1893) его
любимый племянник и наследник Володя Давыдов закончил Петербургское
училище правоведения, сразу же после этого поступив вольноопределяющимся
в лейб-гвардии Преображенский полк. Став через год офицером этого
полка, он, будучи талантливым музыкантом, заведовал хорами полковых
певчих, которые в то время пользовались заслуженной славой. Незадолго до
кончины Чайковский посвятил Владимиру Львовичу свою последнюю Шестую
симфонию, которую считал «наилучшей и, в особенности, НАИИСКРЕННЕЙШЕЙ из всех», а также завещал ему основную часть авторских прав на все свои произведения.
П.И. Чайковский и Владимир Давыдов. Париж, июнь 1892 г.
Выйдя в отставку, Владимир Львович
поселился в Клину. В 1897 г. вместе с Модестом Ильичем Чайковским он
основал там Дом-музей Петра Ильича.
А ровно 40 лет спустя в его родной
Каменке по решению советского правительства открылся Мемориальный музей
А.С. Пушкина, который в 1940 году в ознаменование 100-летнего юбилея
П.И. Чайковского пополнился и уникальными материалами о великом
композиторе.
Увы, к тому времени не было уже в его
округе ни фамильного кладбища Давыдовых, ни их семейной церкви. Тем не
менее бывший флигель давыдовской усадьбы – т.н. Зеленый домик,
окруженный великолепным парком, стал с тех пор главной
достопримечательностью Каменки. Ведь именно там разместилась экспозиция
литературно-мемориального музея А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Среди
ее жемчужин – редчайший портрет композитора, чья прическа и борода еще
не тронуты сединой; его пианино, подаренное некогда Львом Давыдовым,
семейные фотографии Давыдовых и Чайковского, а также много других
экспонатов.
Семейный рояль Давыдовых, на котором играл Чайковский. На стене – редчайший ранний портрет композитора
С 2003 г. в Каменке проходит ежегодный
детский музыкальный конкурс памяти П.И. Чайковского. Авторы идеи его
организации – директор культурных и образовательных программ украинского
представительства Россотрудничества Людмила Чижова и тогдашний директор
Каменской детской музыкальной школы им. П.И. Чайковского Валерий
Волков. Их инициативу активно поддержали директор Мемориального музея
А.С. Пушкина и П.И. Чайковского Тамила Чупак и директор Каменского
историко-культурного заповедника Галина Таран. Соответственно
соучредителями конкурса стали Каменский историко-культурный заповедник,
представительство Россотрудничества, а также Национальный комитет
Украины Международного музыкального совета ЮНЕСКО. Проведению конкурса
активно содействуют Каменская городская мэрия и посольство Российской
Федерации на Украине.
Этот конкурс уникален: он рассчитан
исключительно на детей районных и сельских музыкальных школ. Его
участниками могут быть также ребята из областных центров – воспитанники
музыкальных учебных заведений имени П.И. Чайковского. Если первый
конкурс собрал лишь 14 участников из школ Черкасской области, то в этом
году в Каменку съехались 40 детей из многих регионов Украины.
Первый же конкурс принял и гостей из
России – учащихся музыкальных школ имени П.И.Чайковского из г. Воткинска
(Удмуртия) – родины композитора, а также из г. Клина, где он провёл
свои последние годы. Воспитанники российских музыкальных школ с тех пор
приезжают на конкурс ежегодно, а Воткинск и Каменка стали
городами-побратимами.
На сцене Каменской музыкальной школы им.
П.И. Чайковского, где проходил VIII конкурс 2010 года, впервые к
украинскому и российскому флагам добавился и флаг Беларуси: в творческом
состязании участвовали юные музыканты из музыкальной школы им. П.И.
Чайковского г. Гомеля.
Авторитетное жюри, состоящее из
музыкантов-профессионалов, ежегодно приглашает нового председателя. На
VIII конкурсе его возглавил педагог Датской Академии музыки (г.
Копенгаген), выпускник Московской консерватории Александр Ваулин.
Впервые в истории конкурса его высшей
наградой стал Гран-при, единогласно присуждённый юной виолончелистке
Евгении Беляевой – ученице музыкальной школы им. П.И. Чайковского из г.
Брянска (Россия).
Лауреат конкурса Евгения Беляева
В номинации «скрипка» 1-е место получил
ученик из Брянска Илья Васильев. В номинации «фортепиано» 1-е место
поделили Вероника Гордеева, ученица Енакиевской музыкальной школы
(Донецкая обл. Украины), и Анна Миронова из Брянска. Юные пианистки,
наряду с лауреатом Гран-при Евгенией Беляевой, были также награждены
дипломом «За лучшее исполнение произведения П.И. Чайковского». Его
учредитель – представительство Россотрудничества.
Награждение традиционно проходило в
помещении Мемориального музея А.С. Пушкина и П.И. Чайковского.
Победителям – также по традиции – было дано право сыграть на семейном
рояле Давыдовых, клавишей которого не раз касались руки великого
композитора.
За восемь лет своего существования
конкурс памяти П.И. Чайковского приобрёл черты своеобразного
музыкального фестиваля. В частности, в его программу входят
замечательные литературно-музыкальные вечера, организуемые сотрудниками
Каменского историко-культурного заповедника и являющиеся своего рода
«визитной карточкой» музея. В рамках фестиваля состоялась незабываемая
встреча его участников со всемирно известным украинским композитором
Валентином Сильвестровым.
У рояля – Валентин Сильвестров
В исполнении прекрасных музыкантов Инны
Галатенко (сопрано) и Романа Репки (фортепиано) прозвучала музыка П.И.
Чайковского и В. Сильвестрова как диалог эпох, как диалог двух
композиторов. Некоторые из произведений современного композитора были
написаны специально для каменских дней и звучали впервые.
«Обетованным раем», «лучезарным пунктом»
называл Петр Ильич Каменку. Ему же принадлежит и крылатый афоризм, как
нельзя лучше соответствующий атмосфере Каменского детского
конкурса-фестиваля: «Цветы, музыка и дети больше всего украшают нашу
жизнь»!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Чайковский в Каменке. Часть 2."
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.