МУЗЫКА XIX ВЕКА

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ
БИОГРАФИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » МУЗЫКА XIX ВЕКА » БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ




Чайковский в Каменке. Часть 2.

Просмотров: 8155 | Рейтинг: 5.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме: ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

 

<<Начало

 

Да, Каменка в полном соответствии с прежними мечтами Чайковского становилась все более родным и дорогим домом, его настоящей семьей. Потому вполне закономерным стало и рождение там произведений, предназначенных для детей.

Сочинение «Детского альбома» (с авторским подзаголовком «24 легкие пьесы для фортепиано»), посвященного любимому племяннику композитора шестилетнему Володе Давыдову, было первым обращением композитора к детской теме.

О начале работы над ним известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года издателю Петру Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана».

О полном завершении «Детского альбома» Чайковский сообщил Юргенсону из Вербовки 22 июля 1878 года. Неделю спустя композитор написал, что выслал ему рукописи всех завершенных к тому времени сочинений, в том числе и «Детского альбома», за который он просил назначить цену по 10 рублей за пьесу, а всего 240 рублей. Мысль о посвящении Володе Давыдову «Детского альбома», очевидно, возникла уже после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке, а 24 ноября он написал фон Мекк из Флоренции: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом, …хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, – можно целые симфонии посвящать».

Чайковский был доволен первым изданием «Детского альбома», отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: «Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, – но ничего, сойдет, – детям будет занятно».

«Детский альбом» Чайковского, наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля, Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

Во время отдыха в любимой Каменке летом 1881 года Чайковский набросал план новой оперы на сюжет пушкинской «Полтавы». Первотолчком к возникновению замысла этого произведения стало чтение поэмы в Каменке, в кругу Давыдовской семьи. «Полтава очень соблазняет меня, – написал тогда композитор. – …В один прекрасный день я перечел либретто, прочел поэму Пушкина, был тронут некоторыми сценами и стихами — и начал со сцены между Марией и Мазепой, которая без изменения перенесена из поэмы в либретто». Вспоминая о своей работе над «Мазепой», Чайковский также отмечал, что ни одно большое сочинение не давалось ему с таким трудом. Однако сила и обаяние пушкинских стихов, неповторимая яркость образов были могучим творческим стимулом. Партитура оперы, над которой Чайковский работал более двух лет, была готова в апреле 1883 года.

К великому горю для композитора эти же годы стали и началом несчастий, постигших чету Давыдовых. Они были отмечены началом тяжелой болезни Александры Ильиничны, усугубленной в средине и второй половине десятилетия тяжким же нездоровьем и безвременной смертью ее дочерей Татьяны и Веры. У Льва Васильевича на почве всех семейных невзгод развилось острое нервное истощение. Он стал невероятно раздражаться по сущим пустякам и выказывать барское презрение и самодурство по отношению к зависимому от него люду. Последнее резко проявилось однажды в присутствии Петра Ильича и тяжко шокировало композитора. Увы, к середине 1880-х Каменка уже перестала быть любимым гнездом Чайковского и уже виделась символом прежней счастливой жизни. Композитор жалел о прекрасном прошлом, с грустью взирая на то, как рушится счастье прекрасной семьи, его родной семьи.

Свое последнее каменское лето Петр Ильич прожил в 1884-м. В конце октября 1885-го он приехал на серебряную свадьбу Александры Ильиничны и Льва Васильевича и пробыл у родных немногим более недели.

Покинув тогда Каменку на целых два года, Чайковский не мог, конечно, вычеркнуть из сердца дом и семью, которые считал своими. Они всегда были с ним. Другого семейного счастья у него не было. И он еще возвращался туда, правда, на очень короткое время. В 1888 году пробыл там неделю, в 1889-м – около десяти дней, в 1890-м – тоже неделю.

Уже примирившись с былыми горестями, он писал: «Все там очень постарели. О прежнем веселом житье-бытье и помину нет».

Потом Петр Ильич приезжал встречать новый 1891 год. Это были последние отголоски радостей прежних времен. «Вчера встречали Новый год в большом доме, – написал Чайковский своему младшему брату Модесту Ильичу. – Очень весело было».

Увы, всего три месяца спустя, после этого веселья скончалась его милая Саня, «Ундиночка» и «Солнышко» его юности, верная его утешительница. Печальная весть застала композитора во Франции перед отплытием в Америку. Приняв решение не отменять поездки, он писал: «Я очень страдаю нравственно».

В трехтомном жизнеописании Чайковского, составленном его младшим братом Модестом Ильичем, есть замечательные и очень справедливые строки. Они говорят о том, что, хотя в последние годы Александра Ильинична уже не играла такой роли в жизни брата, как прежде, «но все же дорогая и бесконечно любимая была нужна ему для счастья, если не как утешение и прибежище от всех скорбей, как в былое время, то как самая священная реликвия его детства, юности, молодости и каменского периода жизни, когда вместе с Н.Ф. фон Мекк была главной поддержкой и отрадой, давая ему приют и полный любви уход и ласку».

Однако, несмотря на невзгоды и разочарования его последних «каменских годов», Чайковский был по-прежнему верен старому гнезду: «В Каменку меня очень тянет, и я полетел бы туда тотчас же, если б можно было (…) Я могу жить счастливо или в Каменке, или в одиночестве и середины между этим нет».

Не так давно выпускником ВГИКа режиссером Аделем Аль-Хададом поставлен художественный кинофильм «Апокриф: музыка для Петра и Павла». В основу сюжета лег эпизод  каменской весны Чайковского 1878 г., когда в тамошнем храме Свв. Петра и Павла звучала его обработка православного хорового песнопения «Благообразный Иосиф», исполняемого в  Великую Субботу, в канун  Светлого Христова Воскресения. В съемках принял участие мужской хор московского Свято-Данилова монастыря.

В год смерти композитора (1893) его любимый племянник и наследник Володя Давыдов закончил Петербургское училище правоведения, сразу же после этого поступив вольноопределяющимся в лейб-гвардии Преображенский полк. Став через год офицером этого полка, он, будучи талантливым музыкантом, заведовал хорами полковых певчих, которые в то время пользовались заслуженной славой. Незадолго до кончины Чайковский посвятил Владимиру Львовичу свою последнюю Шестую симфонию, которую считал «наилучшей и, в особенности, НАИИСКРЕННЕЙШЕЙ из всех», а также завещал ему основную часть авторских прав на все свои произведения.
 

Выйдя в отставку, Владимир Львович поселился в Клину. В 1897 г. вместе с Модестом Ильичем Чайковским он основал там Дом-музей Петра Ильича.

А ровно 40 лет спустя в его родной Каменке по решению советского правительства открылся Мемориальный музей А.С. Пушкина, который в 1940 году в ознаменование 100-летнего юбилея П.И. Чайковского пополнился и уникальными материалами о великом композиторе.

Увы, к тому времени не было уже в его округе ни фамильного кладбища Давыдовых, ни их семейной церкви. Тем не менее бывший флигель давыдовской усадьбы – т.н. Зеленый домик, окруженный великолепным парком, стал с тех пор главной достопримечательностью Каменки. Ведь именно там разместилась экспозиция литературно-мемориального музея А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Среди ее жемчужин – редчайший портрет композитора, чья прическа и борода еще не тронуты сединой; его пианино, подаренное некогда Львом Давыдовым, семейные фотографии Давыдовых и Чайковского, а также много других экспонатов.
 

С 2003 г. в Каменке проходит ежегодный детский музыкальный конкурс памяти П.И. Чайковского. Авторы идеи его организации – директор культурных и образовательных программ украинского представительства Россотрудничества Людмила Чижова и тогдашний директор Каменской детской музыкальной школы им. П.И. Чайковского Валерий Волков. Их инициативу активно поддержали директор Мемориального музея А.С. Пушкина и П.И. Чайковского Тамила Чупак и директор Каменского историко-культурного заповедника Галина Таран. Соответственно соучредителями конкурса стали Каменский историко-культурный заповедник,  представительство Россотрудничества, а также Национальный комитет Украины Международного музыкального совета ЮНЕСКО. Проведению конкурса активно содействуют Каменская городская мэрия и посольство Российской Федерации на Украине.

Этот конкурс уникален: он рассчитан исключительно на детей районных и сельских музыкальных школ. Его участниками могут быть также ребята из областных центров – воспитанники музыкальных учебных заведений имени П.И. Чайковского. Если первый конкурс собрал лишь 14 участников из школ Черкасской области, то в этом году в Каменку съехались 40 детей из многих регионов Украины.

Первый же конкурс принял и гостей из России – учащихся музыкальных школ имени П.И.Чайковского из г. Воткинска (Удмуртия) – родины композитора, а также из г. Клина, где он провёл свои последние годы. Воспитанники российских музыкальных школ с тех пор приезжают на конкурс ежегодно, а Воткинск и Каменка стали городами-побратимами.

На сцене Каменской музыкальной школы им. П.И. Чайковского, где проходил VIII конкурс 2010 года, впервые к украинскому и российскому флагам добавился и флаг Беларуси: в творческом состязании участвовали юные музыканты из музыкальной школы им. П.И. Чайковского г. Гомеля.

Авторитетное жюри, состоящее из музыкантов-профессионалов, ежегодно приглашает нового председателя. На VIII конкурсе его возглавил педагог Датской Академии музыки (г. Копенгаген), выпускник Московской консерватории Александр Ваулин.

Впервые в истории конкурса его высшей наградой стал Гран-при, единогласно присуждённый юной виолончелистке Евгении Беляевой – ученице музыкальной школы им. П.И. Чайковского из г. Брянска (Россия).

В номинации «скрипка» 1-е место получил ученик из Брянска Илья Васильев. В номинации «фортепиано» 1-е место поделили Вероника Гордеева, ученица Енакиевской музыкальной школы (Донецкая обл. Украины), и Анна Миронова из Брянска. Юные пианистки, наряду с лауреатом Гран-при Евгенией Беляевой, были также награждены дипломом «За лучшее исполнение произведения П.И. Чайковского». Его учредитель – представительство Россотрудничества.

Награждение традиционно проходило в помещении Мемориального музея А.С. Пушкина и П.И. Чайковского. Победителям – также по традиции – было дано право сыграть на семейном рояле Давыдовых, клавишей которого не раз касались руки великого композитора.

За восемь лет своего существования конкурс памяти П.И. Чайковского приобрёл черты своеобразного музыкального фестиваля. В частности, в его программу входят замечательные литературно-музыкальные вечера, организуемые сотрудниками Каменского историко-культурного заповедника и являющиеся своего рода «визитной карточкой» музея. В рамках фестиваля состоялась незабываемая встреча его участников со всемирно известным украинским композитором Валентином Сильвестровым.

В исполнении прекрасных музыкантов Инны Галатенко (сопрано) и Романа Репки (фортепиано) прозвучала музыка П.И. Чайковского и В. Сильвестрова как диалог эпох, как диалог двух композиторов. Некоторые из произведений современного композитора были написаны специально для каменских дней и звучали впервые.

«Обетованным раем», «лучезарным пунктом» называл Петр Ильич Каменку. Ему же принадлежит и крылатый афоризм, как нельзя лучше соответствующий атмосфере Каменского детского конкурса-фестиваля: «Цветы, музыка и дети больше всего украшают нашу жизнь»!

 

© Евгений Гороховский



Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "Чайковский в Каменке. Часть 2." показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.

OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.

Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!



2010-12-19


Теги: Петр Чайковский, КОМПОЗИТОРЫ, Детский альбом, Каменка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Хостинг от uCoz