Добавить компанию




НАРОДНАЯ МУЗЫКА

РУССКАЯ
УКРАИНСКАЯ
БЕЛОРУССКАЯ
ПОЛЬСКАЯ
ЧЕШСКАЯ/СЛОВАЦКАЯ
СЕРБСКАЯ/ХОРВАТСКАЯ
БОЛГАРСКАЯ
БОСНИЙСКАЯ/МАКЕДОНСКАЯ
РУМЫНСКАЯ
ВЕНГЕРСКАЯ
ЛИТОВСКАЯ
ЛАТЫШСКАЯ
ЭСТОНСКАЯ
ФИННСКАЯ
ШВЕДСКАЯ
НОРВЕЖСКАЯ
ДАТСКАЯ
АНГЛИЙСКАЯ
ШОТЛАНДСКАЯ/УЭЛЬСКАЯ
ИРЛАНДСКАЯ
ИСЛАНДСКАЯ
НЕМЕЦКАЯ
ФРАНЦУЗСКАЯ
ИТАЛЬЯНСКАЯ
ИСПАНСКАЯ
ЕВРЕЙСКАЯ
АМЕРИКАНСКАЯ
ИНДЕЙСКАЯ
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ
АВСТРАЛИЙСКАЯ
ГРЕЧЕСКАЯ
АФРИКАНСКАЯ
АРАБСКАЯ
ТУРЕЦКАЯ
ИРАНСКАЯ
МУЗЫКА НАРОДОВ КАВКАЗА
МУЗЫКА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ
ИНДИЙСКАЯ
КИТАЙСКАЯ
ЯПОНСКАЯ
КОРЕЙСКАЯ
ВЬЕТНАМСКАЯ
МУЗЫКА НАРОДОВ СЕВЕРА

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » НАРОДНАЯ МУЗЫКА » МУЗЫКА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ




АЗЕРБАЙДЖАН. МУГАМ И ДРЕВНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Просмотров: 8865 | Рейтинг: 5.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:


Азербайджанcкая музыка основывается на богатом музыкальном инструментарии, известном еще с древнейших времен, о чём свидетельствуют многочисленные  письменные, устные и визуальные материалы, а также памятники материальной культуры, дошедшие до нас. Средневековые музыкально-теоретические трактаты азербайджанских авторов, классическая средневековая поэзия и книжная миниатюра содержат ценные сведения о музыке и музыкальном инструментарии прошлых веков и являются важными источниками для изучения истории музыкальной культуры Азербайджана.

 

Благодаря им оказалось возможным установить, что в средневековой музыкальной культуре Азербайджана использовалось более 60-ти струнных, духовых и ударных музыкальных инструментов. В частности, обширную информацию об этих инструментах можно найти в поэтических произведениях великих азербайджанских поэтов Низами Гянджеви (ХII век) и  Мухаммеда Физули (ХVI век), в научных музыкальных трактатах крупнейших теоретиков восточной музыкальной науки Сафиаддина Урмави (ХIII век) и Абдулгадира Марагаи (ХIV век), а также  в трудах Мир Мовсума Навваба Карабаги (XIX век - начало XX века). Множество сцен из музыкальной жизни, а также большое число средневековых музыкальных инструментов отображены в книжных миниатюрах выдающихся азербайджанских художников ХV-ХVI веков Султан Мухаммеда, Ага Мирека, Мирза Али, Музаффар, Мир Саид Али.

 

Более 30-ти лет я занимаюсь изучением и восстановлением этих древних музыкальных инструментов. В результате долгой и упорной работы мне удалось возродить и озвучить такие средневековые музыкальные инструменты, как ченг, сантур, барбет, чагане, ширванский танбур, руд, рубаб, и голча гопуз.

 

С двумя из этих инструментов, с ченгом и барбетом, я хочу ознакомить вас подробнее.

 

Ченг - один из древнейших музыкальных инструментов, родиной которого считается Египет. Восточные легенды приписывают этому инструменту божественное происхождение. Не случайно, что на  некоторых рисунках ченг был изображен в виде светлого ангела.

 

В Азербайджане ченг использовался в музыкальной практике ещё до нашей эры, что подтверждается памятниками материальной культуры. Так, в результате археологических раскопок в селе Шатырлы близ древнего города Барда (Азербайджан) были найдены керамические сосуды, на которых изображена фигура женщины, играющей на ченге. Эти сосуды датируются IV-III вв. до нашей эры и являются памятниками местной материальной культуры. Исследователь музыки тюркских народов доктор Фарух Сумер в своей статье "Музыка и танцы древних турков" писал: "Среди культурных памятников, найденных во время раскопок на алтайских курганах, наибольший интерес представляют два ченга. Они были отнесены к 250-500 годам до нашей эры".

 

Ченг был очень распространён в музыкальной жизни средневекового Азербайджана, как и в других странах Востока. О ченге подробную информацию дают музыкально-теоретические трактаты средневековых авторов, его изображение часто встречается  на живописных миниатюрах, украшавших рукописные книги  того времени.  Великий азербайджанский поэт Низами так писал о ченге:

 

"Шелк этих щедрых струн

О ченг, твое лицо

Грим: серьга напевности

К словам и музыке царь

Устремился разом

Что заиграет ченг?

Каким утешит Сказом?"

 

Внешне ченг, кажется, устроен довольно просто. По некоторым суждениям, ченг произошел от охотничьего оружия - лука и стрелы. Выдающийся музыкант, теоретик и композитор ХIV века Абдулгадир Марагаи дал следующее описание ченга:  "Это знаменитый инструмент, на него натягивается кожа, а струны делают из нити. Играющие на этом сазе музыканты, называют эти книги ладами. Иногда на него натягивают 24 струны". О строении ченга различные источники дают разную информацию, из чего можно заключить, что этот инструмент на протяжении истории своего существования развивался и технически  совершенствовался. Ранние виды ченга были 6-9 струнными инструментами, тогда как поздние его виды имели 24-28 струн хроматического порядка. На корпус инструмента натягивалась либо рыбья, либо джейрановая кожа.

 

На ченге играют, так же, как и на арфе, пальцами правой и левой руки. Диапазон инструмента охватывает звуки от "соль" малой октавы до "фа диез" второй октавы.

 

В азербайджанской музыкальной практике ченг оставался популярным до второй половины XVII века. К XIX веку он полностью вышел из употребления в Азербайджане.    Не уступал в популярности ченгу и другой старинный струнный музыкальный инструмент - барбет. По мнению многих исследователей, название барбета имеет арабское происхождение и переводится как  "грудь утки". Создателем этого инструмента считается  Барбед, знаменитый  придворный певец, музыкант и композитор сасанидского царя Хосрова Парвиза. Известный музыковед Узбекистана Тамара Вызго полагает, что барбет и "аль уд" являются родственными инструментами. Как известно, инструмент "аль-уд" перешёл от арабов в европейские страны под своим же, слегка искажённым названием "лютня".  Барбет относится к относится к группе инструментов типа лютни, но, в отличие от лютни, он имеет более крупный корпус и длинный гриф. Из письменных источников известно, что барбет настраивался как древняя лютня, а струны древней лютни настраивались по квартам.

 

Барбет изображён на многих восточных средневековых книжных миниатюрах. Его изображение часто встречается на миниатюрах знаменитого художника Мирза Али, украшавших рукописный список поэмы "Хосров и Ширин" Низами. Судя по этим визуальным источникам,  барбет, чаще всего, использовался на дворцовых пиршествах и прекрасно сочетался с ченгом. Поэтическое описание дуэта этих двух инструментов мы находим у Низами:

 

"Взял Некиса свой ченг, барбет свой взял Барбед.

И звуки понеслись в согласии крылатом

Так в розе цвет ее согласен с ароматом

Барбет и ченг пъянят …  нет дальше сил".

 

У азербайджанского поэта XII века Афзаладдина Хагани мы нашли довольно подробное описание технических особенностей строения барбета, согласно которому этот инструмент в то время имел 8  жильных струн и четыре резонаторных отверстия, так называемые "четыре звездочки".  На барбете, восстановленном мной, имеется несколько звуковых резонаторов. Его дека изготовлена из сосны, на гриф натягиваются 6 пар жильных струн. На нём играют медиатором.  В отличие от лютни, барбет имеет 10-12 ладов и его диапазон охватывает звуки от "ми" большой октавы и "си" 1-ой октавы. И ченг и барбет,  а также их локальные модификации,  помимо Азербайджана, бытовали  также в Ираке, Иране, Турции, в Средней Азии.

 

Меджнун КЕРИМОВ, кандидат искусствоведения




Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "АЗЕРБАЙДЖАН. МУГАМ И ДРЕВНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.



По материалам: http://www.irs-az.com/
2009-08-01


Теги: НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ МУЗЫКА, НАРОДНАЯ МУЗЫКА

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Рекомендуем

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Присоединяйтесь!





Подписка

Рекомендуем

Актуально

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0