Азербайджанcкая
музыка основывается на богатом музыкальном инструментарии, известном еще с древнейших
времен, о чём свидетельствуют многочисленные письменные, устные и
визуальные материалы, а также памятники материальной культуры, дошедшие до нас.
Средневековые музыкально-теоретические трактаты азербайджанских авторов,
классическая средневековая поэзия и книжная миниатюра содержат ценные сведения
о музыке и музыкальном инструментарии прошлых веков и являются важными
источниками для изучения истории музыкальной культуры Азербайджана.
Благодаря
им оказалось возможным установить, что в средневековой музыкальной культуре
Азербайджана использовалось более 60-ти струнных, духовых и ударных музыкальных
инструментов. В частности, обширную информацию об этих инструментах можно найти
в поэтических произведениях великих азербайджанских поэтов Низами Гянджеви (ХII
век) и Мухаммеда Физули (ХVI век), в научных музыкальных трактатах
крупнейших теоретиков восточной музыкальной науки Сафиаддина Урмави (ХIII век)
и Абдулгадира Марагаи (ХIV век), а также в трудах Мир Мовсума Навваба
Карабаги (XIX век - начало XX века). Множество сцен из музыкальной жизни, а
также большое число средневековых музыкальных инструментов отображены в книжных
миниатюрах выдающихся азербайджанских художников ХV-ХVI веков Султан Мухаммеда,
Ага Мирека, Мирза Али, Музаффар, Мир Саид Али.
Более
30-ти лет я занимаюсь изучением и восстановлением этих древних музыкальных
инструментов. В результате долгой и упорной работы мне удалось возродить и
озвучить такие средневековые музыкальные инструменты, как ченг, сантур, барбет,
чагане, ширванский танбур, руд, рубаб, и голча гопуз.
С
двумя из этих инструментов, с ченгом и барбетом, я хочу ознакомить вас
подробнее.
Ченг - один из
древнейших музыкальных инструментов, родиной которого считается Египет.
Восточные легенды приписывают этому инструменту божественное происхождение. Не
случайно, что на некоторых рисунках ченг был изображен в виде светлого
ангела.
В
Азербайджане ченг использовался в музыкальной практике ещё до нашей эры, что
подтверждается памятниками материальной культуры. Так, в результате археологических
раскопок в селе Шатырлы близ древнего города Барда (Азербайджан) были найдены
керамические сосуды, на которых изображена фигура женщины, играющей на ченге.
Эти сосуды датируются IV-III вв. до нашей эры и являются памятниками местной
материальной культуры. Исследователь музыки тюркских народов доктор Фарух Сумер
в своей статье "Музыка и танцы древних турков" писал: "Среди
культурных памятников, найденных во время раскопок на алтайских курганах,
наибольший интерес представляют два ченга. Они были отнесены к 250-500 годам до
нашей эры".
Ченг
был очень распространён в музыкальной жизни средневекового Азербайджана, как и
в других странах Востока. О ченге подробную информацию дают
музыкально-теоретические трактаты средневековых авторов, его изображение часто
встречается на живописных миниатюрах, украшавших рукописные книги
того времени. Великий азербайджанский поэт Низами так писал о ченге:
"Шелк
этих щедрых струн
О
ченг, твое лицо
Грим:
серьга напевности
К
словам и музыке царь
Устремился
разом
Что
заиграет ченг?
Каким
утешит Сказом?"
Внешне
ченг, кажется, устроен довольно просто. По некоторым суждениям, ченг произошел
от охотничьего оружия - лука и стрелы. Выдающийся музыкант, теоретик и
композитор ХIV века Абдулгадир Марагаи дал следующее описание ченга:
"Это знаменитый инструмент, на него натягивается кожа, а струны делают из
нити. Играющие на этом сазе музыканты, называют эти книги ладами. Иногда на
него натягивают 24 струны". О строении ченга различные источники дают
разную информацию, из чего можно заключить, что этот инструмент на протяжении
истории своего существования развивался и технически совершенствовался.
Ранние виды ченга были 6-9 струнными инструментами, тогда как поздние его виды
имели 24-28 струн хроматического порядка. На корпус инструмента натягивалась
либо рыбья, либо джейрановая кожа.
На
ченге играют, так же, как и на арфе, пальцами правой и левой руки. Диапазон
инструмента охватывает звуки от "соль" малой октавы до "фа
диез" второй октавы.
В
азербайджанской музыкальной практике ченг оставался популярным до второй
половины XVII века. К XIX веку он полностью вышел из употребления в
Азербайджане. Не уступал в популярности ченгу и другой
старинный струнный музыкальный инструмент - барбет. По мнению многих исследователей,
название барбета имеет арабское происхождение и переводится как
"грудь утки". Создателем этого инструмента считается Барбед,
знаменитый придворный певец, музыкант и композитор сасанидского царя
Хосрова Парвиза. Известный музыковед Узбекистана Тамара Вызго полагает, что
барбет и "аль уд" являются родственными инструментами. Как известно,
инструмент "аль-уд" перешёл от арабов в европейские страны под своим
же, слегка искажённым названием "лютня". Барбет относится к
относится к группе инструментов типа лютни, но, в отличие от лютни, он имеет
более крупный корпус и длинный гриф. Из письменных источников известно, что
барбет настраивался как древняя лютня, а струны древней лютни настраивались по
квартам.
Барбет изображён на
многих восточных средневековых книжных миниатюрах. Его изображение часто
встречается на миниатюрах знаменитого художника Мирза Али, украшавших
рукописный список поэмы "Хосров и Ширин" Низами. Судя по этим
визуальным источникам, барбет, чаще всего, использовался на дворцовых пиршествах
и прекрасно сочетался с ченгом. Поэтическое описание дуэта этих двух
инструментов мы находим у Низами:
"Взял
Некиса свой ченг, барбет свой взял Барбед.
И
звуки понеслись в согласии крылатом
Так
в розе цвет ее согласен с ароматом
Барбет
и ченг пъянят … нет дальше сил".
У
азербайджанского поэта XII века Афзаладдина Хагани мы нашли довольно подробное
описание технических особенностей строения барбета, согласно которому этот
инструмент в то время имел 8 жильных струн и четыре резонаторных отверстия,
так называемые "четыре звездочки". На барбете, восстановленном
мной, имеется несколько звуковых резонаторов. Его дека изготовлена из сосны, на
гриф натягиваются 6 пар жильных струн. На нём играют медиатором. В
отличие от лютни, барбет имеет 10-12 ладов и его диапазон охватывает звуки от
"ми" большой октавы и "си" 1-ой октавы. И ченг и
барбет, а также их локальные модификации, помимо Азербайджана,
бытовали также в Ираке, Иране, Турции, в Средней Азии.
Меджнун КЕРИМОВ, кандидат искусствоведения
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "АЗЕРБАЙДЖАН. МУГАМ И ДРЕВНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.