НАРОДНАЯ МУЗЫКА

РУССКАЯ
УКРАИНСКАЯ
БЕЛОРУССКАЯ
ПОЛЬСКАЯ
ЧЕШСКАЯ/СЛОВАЦКАЯ
СЕРБСКАЯ/ХОРВАТСКАЯ
БОЛГАРСКАЯ
БОСНИЙСКАЯ/МАКЕДОНСКАЯ
РУМЫНСКАЯ
ВЕНГЕРСКАЯ
ЛИТОВСКАЯ
ЛАТЫШСКАЯ
ЭСТОНСКАЯ
ФИННСКАЯ
ШВЕДСКАЯ
НОРВЕЖСКАЯ
ДАТСКАЯ
АНГЛИЙСКАЯ
ШОТЛАНДСКАЯ/УЭЛЬСКАЯ
ИРЛАНДСКАЯ
ИСЛАНДСКАЯ
НЕМЕЦКАЯ
ФРАНЦУЗСКАЯ
ИТАЛЬЯНСКАЯ
ИСПАНСКАЯ
ЕВРЕЙСКАЯ
АМЕРИКАНСКАЯ
ИНДЕЙСКАЯ
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ
АВСТРАЛИЙСКАЯ
ГРЕЧЕСКАЯ
АФРИКАНСКАЯ
АРАБСКАЯ
ТУРЕЦКАЯ
ИРАНСКАЯ
МУЗЫКА НАРОДОВ КАВКАЗА
МУЗЫКА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ
ИНДИЙСКАЯ
КИТАЙСКАЯ
ЯПОНСКАЯ
КОРЕЙСКАЯ
ВЬЕТНАМСКАЯ
МУЗЫКА НАРОДОВ СЕВЕРА

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » НАРОДНАЯ МУЗЫКА » МУЗЫКА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ




АЗЕРБАЙДЖАН. МУГАМ И ДРЕВНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Просмотров: 10830 | Рейтинг: 5.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме: ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ


Азербайджанcкая музыка основывается на богатом музыкальном инструментарии, известном еще с древнейших времен, о чём свидетельствуют многочисленные  письменные, устные и визуальные материалы, а также памятники материальной культуры, дошедшие до нас. Средневековые музыкально-теоретические трактаты азербайджанских авторов, классическая средневековая поэзия и книжная миниатюра содержат ценные сведения о музыке и музыкальном инструментарии прошлых веков и являются важными источниками для изучения истории музыкальной культуры Азербайджана.

 

Благодаря им оказалось возможным установить, что в средневековой музыкальной культуре Азербайджана использовалось более 60-ти струнных, духовых и ударных музыкальных инструментов. В частности, обширную информацию об этих инструментах можно найти в поэтических произведениях великих азербайджанских поэтов Низами Гянджеви (ХII век) и  Мухаммеда Физули (ХVI век), в научных музыкальных трактатах крупнейших теоретиков восточной музыкальной науки Сафиаддина Урмави (ХIII век) и Абдулгадира Марагаи (ХIV век), а также  в трудах Мир Мовсума Навваба Карабаги (XIX век - начало XX века). Множество сцен из музыкальной жизни, а также большое число средневековых музыкальных инструментов отображены в книжных миниатюрах выдающихся азербайджанских художников ХV-ХVI веков Султан Мухаммеда, Ага Мирека, Мирза Али, Музаффар, Мир Саид Али.

 

Более 30-ти лет я занимаюсь изучением и восстановлением этих древних музыкальных инструментов. В результате долгой и упорной работы мне удалось возродить и озвучить такие средневековые музыкальные инструменты, как ченг, сантур, барбет, чагане, ширванский танбур, руд, рубаб, и голча гопуз.

 

С двумя из этих инструментов, с ченгом и барбетом, я хочу ознакомить вас подробнее.

 

Ченг - один из древнейших музыкальных инструментов, родиной которого считается Египет. Восточные легенды приписывают этому инструменту божественное происхождение. Не случайно, что на  некоторых рисунках ченг был изображен в виде светлого ангела.

 

В Азербайджане ченг использовался в музыкальной практике ещё до нашей эры, что подтверждается памятниками материальной культуры. Так, в результате археологических раскопок в селе Шатырлы близ древнего города Барда (Азербайджан) были найдены керамические сосуды, на которых изображена фигура женщины, играющей на ченге. Эти сосуды датируются IV-III вв. до нашей эры и являются памятниками местной материальной культуры. Исследователь музыки тюркских народов доктор Фарух Сумер в своей статье "Музыка и танцы древних турков" писал: "Среди культурных памятников, найденных во время раскопок на алтайских курганах, наибольший интерес представляют два ченга. Они были отнесены к 250-500 годам до нашей эры".

 

Ченг был очень распространён в музыкальной жизни средневекового Азербайджана, как и в других странах Востока. О ченге подробную информацию дают музыкально-теоретические трактаты средневековых авторов, его изображение часто встречается  на живописных миниатюрах, украшавших рукописные книги  того времени.  Великий азербайджанский поэт Низами так писал о ченге:

 

"Шелк этих щедрых струн

О ченг, твое лицо

Грим: серьга напевности

К словам и музыке царь

Устремился разом

Что заиграет ченг?

Каким утешит Сказом?"

 

Внешне ченг, кажется, устроен довольно просто. По некоторым суждениям, ченг произошел от охотничьего оружия - лука и стрелы. Выдающийся музыкант, теоретик и композитор ХIV века Абдулгадир Марагаи дал следующее описание ченга:  "Это знаменитый инструмент, на него натягивается кожа, а струны делают из нити. Играющие на этом сазе музыканты, называют эти книги ладами. Иногда на него натягивают 24 струны". О строении ченга различные источники дают разную информацию, из чего можно заключить, что этот инструмент на протяжении истории своего существования развивался и технически  совершенствовался. Ранние виды ченга были 6-9 струнными инструментами, тогда как поздние его виды имели 24-28 струн хроматического порядка. На корпус инструмента натягивалась либо рыбья, либо джейрановая кожа.

 

На ченге играют, так же, как и на арфе, пальцами правой и левой руки. Диапазон инструмента охватывает звуки от "соль" малой октавы до "фа диез" второй октавы.

 

В азербайджанской музыкальной практике ченг оставался популярным до второй половины XVII века. К XIX веку он полностью вышел из употребления в Азербайджане.    Не уступал в популярности ченгу и другой старинный струнный музыкальный инструмент - барбет. По мнению многих исследователей, название барбета имеет арабское происхождение и переводится как  "грудь утки". Создателем этого инструмента считается  Барбед, знаменитый  придворный певец, музыкант и композитор сасанидского царя Хосрова Парвиза. Известный музыковед Узбекистана Тамара Вызго полагает, что барбет и "аль уд" являются родственными инструментами. Как известно, инструмент "аль-уд" перешёл от арабов в европейские страны под своим же, слегка искажённым названием "лютня".  Барбет относится к относится к группе инструментов типа лютни, но, в отличие от лютни, он имеет более крупный корпус и длинный гриф. Из письменных источников известно, что барбет настраивался как древняя лютня, а струны древней лютни настраивались по квартам.

 

Барбет изображён на многих восточных средневековых книжных миниатюрах. Его изображение часто встречается на миниатюрах знаменитого художника Мирза Али, украшавших рукописный список поэмы "Хосров и Ширин" Низами. Судя по этим визуальным источникам,  барбет, чаще всего, использовался на дворцовых пиршествах и прекрасно сочетался с ченгом. Поэтическое описание дуэта этих двух инструментов мы находим у Низами:

 

"Взял Некиса свой ченг, барбет свой взял Барбед.

И звуки понеслись в согласии крылатом

Так в розе цвет ее согласен с ароматом

Барбет и ченг пъянят …  нет дальше сил".

 

У азербайджанского поэта XII века Афзаладдина Хагани мы нашли довольно подробное описание технических особенностей строения барбета, согласно которому этот инструмент в то время имел 8  жильных струн и четыре резонаторных отверстия, так называемые "четыре звездочки".  На барбете, восстановленном мной, имеется несколько звуковых резонаторов. Его дека изготовлена из сосны, на гриф натягиваются 6 пар жильных струн. На нём играют медиатором.  В отличие от лютни, барбет имеет 10-12 ладов и его диапазон охватывает звуки от "ми" большой октавы и "си" 1-ой октавы. И ченг и барбет,  а также их локальные модификации,  помимо Азербайджана, бытовали  также в Ираке, Иране, Турции, в Средней Азии.

 

Меджнун КЕРИМОВ, кандидат искусствоведения




Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "АЗЕРБАЙДЖАН. МУГАМ И ДРЕВНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.

OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.

Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!




По материалам: http://www.irs-az.com/
2009-08-01


Теги: НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ МУЗЫКА, Народная музыка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Хостинг от uCoz