До
19 в. оригинальной русской оперетты практически не было. В это время
отечественная сценическая музыкальная комедия в России развивалась в жанре водевиля, ее основным автором был драматург, музыкальные же номера (танцы и
куплеты) носили прикладной, вставной характер, в отличие от оперетты, они не
столько служили развитию действия, сколько иллюстрировали его.
Более редкую
разновидность музыкальных спектаклей того времени составляли т.н. «мозаики»,
музыкальная партитура которых была собрана из популярных произведений –
романсов и эстрадных песен (Русские романсы в лицах и Цыганские песни
в лицах Куликова; Хаджи-Мурат Деккер-Шенка; Змейка Шпачека; Ночь
любви Валентинова и др.).
История
сценической оперетты в России началась с постановки Прекрасной Елены Оффенбаха
(1868, Александринский театр). С 1870 возникают самостоятельные труппы,
специализирующиеся на оперетте, которые ставили преимущественно произведения
французских и австрийских композиторов.
Значительную роль
в становлении и развитии сценической оперетты в России сыграл антрепренер,
режиссер и актер В. Лентовский. В 1878 он организовал антрепризу в жанре оперетты в
московском летнем саду «Эрмитаж» – театр с большим оркестром, хором и балетом.
В спектаклях сочеталась яркая пышность оформления с высокой вокально-музыкальной
культурой и убедительной актерской игрой. Его спектакли пользовались большой
популярностью как у массовой публики, так и у деятелей искусства. Театр
Лентовского оказал существенное влияние на молодого К. Станиславского, его увлечение театром началось с оперетты.
Вслед за театром
Лентовского, опереточные труппы появились в Петербурге (наиболее известными в
19 в. были «Палас-Театр» и «Летний Буфф») и в российской провинции. Развитие
оперетты в России в это время связывалось с именами таких актеров, как
А.Блюменталь-Тамарин, А.Брянский, К.Греков, А.Кошевский, Н. Монахов, И.Вавич, В.Пионтковская, В.Шувалова, Е.Потопчина и
др.
Российские
композиторы на рубеже 19–20 вв. также иногда обращались к оперетте, но это были
лишь единичные попытки. Так, к примеру, в 1913 А. Глазунов,
бывший в то время ректором Петербургской консерватории, назвал первой
российской опереттой произведение, написанное азербайджанским студентом
консерватории У.Гаджибекова Аршин мал алан. В целом национальная
оперетта в России начала 20 в. находилась в зачаточном состоянии.
Важный этап
развития театра оперетты в России пришелся на 1920-е. В этом сказалась новая
экономическая политика (НЭП), принятая в 1921 советским правительством. В
России снова появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений. В этих
условиях жанр оперетты стал чрезвычайно популярным. Основой спектаклей
по-прежнему была не русская, но классическая оперетта – чаще всего,
французская, зато к ее постановкам обращались известные российские режиссеры. В. Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ поставил Дочь
мадам Анго Лекока (1920) и Периколу Оффенбаха, М. Таиров в
Камерном театре – Жирофле-Жирофля (1922) и День и ночь (1926)
Лекока. Чрезвычайная популярность жанра отразилась на государственной
культурной политике: в конце 1920-х один за другим открывались государственные
театры оперетты. Первым из них стал Хабаровский театр в 1926 (он еще носил
название Театра комической оперы), затем – Московский театр оперетты (1927),
Ленинградский театр музыкальной комедии (1929), а также театры в Свердловске,
Воронеже, Иванове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах. Однако
государственная культурная политика требовала иного, «небуржуазного»
репертуара, перед советскими композиторами была поставлена задача создания
новой оперетты с новыми героями и новым содержанием.
Основоположниками
советской оперетты считаются композиторы Н.Стрельников и И.Дунаевский.
Стрельников в
разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы – как в музыке,
так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Самая известная
его оперетта – Холопка (1929) близка по сюжетной линии и музыкальной
структуре Принцессе цирка Кальмана.
Дунаевский же
фактически совершил революцию жанра, органично объединив в оперетте
развлекательную и идеологическую линии. Его первые оперетты И нашим и вашим (1924),
Карьера премьера (1925) были близки водевилю, следующая же, Женихи (1927),
ознаменовала поворот к новой, советской опереточной стилистике. Она обладала
ярко выраженной сатирической и пародийной направленностью, высмеивая
традиционных для того времени отрицательных персонажей – нэпманов и обывателей,
и пародируя неовенскую оперетту (в частности, Веселую вдову Легара). В
оперетте Ножи (1928) сатирическая линия была дополнена лирической и
изображением новых положительных героев. Новаторским приемом стало
использование Дунаевским в оперетте массовой песни, часто пафосной и даже
агитационной, которая впоследствии и стала одним из важнейших выразительных
средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены
самые известные оперетты Дунаевского – Золотая долина (1937), Вольный
ветер (1947), Белая акация (1955). Композиторский талант Дунаевского
сделал его музыку всенародной любимой: пожалуй, апофеозом его творческого
метода стала песня Широка страна моя родная, впервые прозвучавшей в 1936
в экранизированной музыкальной комедии Цирк – по сути своей оперетте.
Эмоциональность,
юмор, зрелищность в сочетании с социальным оптимизмом сделала советскую
оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства.
Серьезным событием
в истории жанра стало появление в 1937 оперетты Свадьба в Малиновке Б.Александрова,
посвященной гражданской войне на Украине. Эта оперетта широко шла на сцене
вплоть до начала 1990-х гг.
Во время Великой
Отечественной войны в репертуаре советских театров оперетты появлялись
произведения на патриотическую тему: Девушка из Барселоны Александрова
(1942), Раскинулось море широко Круца, Минха и Витлина (1942,
переработка Г.Свиридова – 1943), Табачный капитан (1944) и др.
Ленинградский театр музыкальной комедии работал в осажденном городе на
протяжении всей блокады своим искусством помогая ленинградцам выжить.
После войны среди
авторов оперетты появляются новые имена композиторов: Ю.Милютин (Девичий
переполох, Трембита, Поцелуй Чаниты), В.Соловьев-Седой (Самое заветное),
Т.Хренников (Сто чертей и одна девушка), Д. Кабалевский
(Весна поет), К.Листов (Севастопольский вальс). Продолжают
активно работать и признанные мастера жанра: Дунаевский (Вольный ветер,
Белая акация), Свиридов (Огоньки). Оперетте отдал дань и великий Д. Шостакович –
Москва, Черемушки (1959).
В становлении и
развитии российской оперетты значительную роль сыграли актеры Г.Ярон, Н.Бравин,
Т.Бах, К.Новикова, Ю.Алексеев, З.Белая, А.Феона, В.Канделаки, Т.Шмыга, Н.Янет,
Г.Отс, Л.Амарфий, В.Батейко, М.Ростовцев, Г.Корчагина-Александровская,
Г.Васильев, Ж.Жердер, З.Виноградова, Б.Смолкин и мн. др.
Примерно с
середины 1960-х четко очерченные рамки жанра оперетты начали постепенно
размываться. Обогащая палитру своих выразительных средств, театры, наряду с
классической опереттой стали обращаться и к музыкальным произведениям других
жанров – рок-опере, мюзиклу. Такой
процесс интеграции жанров свойственен не только России – он характеризует
развитие театрально-музыкального искусства во всем мире.
Татьяна ШАБАЛИНА
Источник: Энциклопедия "Кругосвет"
Любите восточную экзотику и сказки 1001 ночи? Так соберите друзей и устройте сказочную вечеринку у себя дома. Только не забудьте купить кальян, шербет, а также арабские или турецкие сладости. Этот праздник вы запомните надолго
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ОПЕРЕТТА В РОССИИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.