Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII
века. Прошло уже более двухсот лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке
все возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.
Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти. В 1829
году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено
величайшее произведение Баха - „Страсти по Матфею”. Впервые - в Германии - было
издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют
музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. „Не
ручей! - Море должно быть ему имя”, - сказал о Бахе великий Бетховен.
Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед
композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили
флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в
Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке
Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и
городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре
городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах
должен был стать музыкантом.
Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат,
служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в
гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и
скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно.
Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу
хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по
ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев
длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего
композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды
за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.
В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и
переехал в Люнебург. В 1703 году он окончил гимназию и получил право поступить
в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было
добывать средства к существованию.
В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя
место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же -
неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как
бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к
новым знаниям, к совершенствованию.
С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но
также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично
познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды,
не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы
послушать игру прославленного органиста Букстехуде.
Так же неуклонно отстаивал композитор свое отношение к творчеству, свои
взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной
музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях
народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других
стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему
совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.
Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди
своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор
Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его
мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.
Рассказывают, что Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в
состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи
Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они
играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым
неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил
своих слушателей, исполнив соло на педали органа.
Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и
трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства,
композитор ответил: „Мне пришлось усердно заниматься, кто будет также усерден,
достигнет того же”.
С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным
музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои
лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор,
знаменитая Пассакалия до-минор. Эти произведения значительны и глубоки по
содержанию, грандиозны по своим масштабам.
В 1717 году Бах с семьей переехал в Кетен. При дворе принца Кетенского,
куда он был приглашен, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и
оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим
оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине.
Без труда, справляясь со своими обязанностями, Бах все свободное время
отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют
собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кетене были
написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах
называл „симфониями”).
Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном
Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании
сюит - „Французских” и „Английских”. В Кетене Бах закончил также 24 прелюдии и
фуги, составившие первый том большого труда под названием „Хорошо
темперированный клавир”. В этот же период была написана и знаменитая „Хроматическая
фантазия и фуга” ре минор.
В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах
музыкальных школ, а прелюдии и фуги „Хорошо темперированного клавира” - в
училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической
цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого
музыканта.
Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенций
и кончая сложнейшей „Хроматической фантазией и фугой”, можно услышать на
концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.
Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей
жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при
церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города
и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось
принять стеснительные для себя условия.
Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и
такие предписания: „Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра”.
Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был
сочинять для церкви такую музыку, которая бы „не была слишком продолжительной,
а также. опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение”.
Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным - своими
художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения,
поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.
Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие
вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом
написано около 250 кантат), „Страсти по Иоанну”, „Страсти по Матфею”, Мессу си
минор.
„Страсти”, или „пассионы” по Иоанну и Матфею - это повествование о
страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея.
Месса близка по содержанию „Страстям”. В прошлом и месса и „страсти”
представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти
произведения выходят далеко за рамки церковной службы.
Месса и „Страсти” Баха - это монументальные произведения концертного
характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему
художественному значению кантаты, „Страсти” и Месса представляют собою третью,
самую высокую вершину творчества композитора.
Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние
годы, ее находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка
Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке,
настроению отрешенности от всего Земного.
Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал
писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый „Итальянский
концерт”. Позже Бах закончил второй том „Хорошо темперированного клавира”, куда
вошли новые 24 прелюдии и фуги.
Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал
активное участие в деятельности „Музыкальной коллегии” города. Это было
общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной
музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах „Музыкальной
коллегии” как солист и дирижер.
Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и
вокальных произведений светского характера.
Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни
огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были
ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень
их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением
Баха.
Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки! Все
прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без
внимания. Отвечать же за все приходилось кантору.
Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья
- Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми
музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой
музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора.
Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и
старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные
ансамбли.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз.
После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя
свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной
музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены
и младшей дочери Баха.
Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных.
Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы ее
тяжелой жизни ей помог Бетховен.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.