Будущий композитор родился 10 июня 1913 года в городе Ельце Орловской области. Тихон был десятым ребенком в семье Николая Ивановича и
Варвары Васильевны Хренниковых. Доходы семьи, жившей на жалование отца,
приказчика в одной из купеческих лавок, были невелики, но родители
заботились о том, чтобы все дети получили образование.
Семья Хренниковых
была очень музыкальной: братья играли на мандолинах и гитарах, сестры
пели крестьянские и городские песни. Естественно, что в такой среде рано
проявилось дарование младшего сына.
Тихону было девять лет, когда сбылась его давняя
мечта: он начал учиться игре на фортепиано. Его первым учителем стал
чешский музыкант Кветон, которого сменил спустя два года пианист
В. Агарков. Мальчик делал большие успехи в фортепианной игре, проявляя
большие виртуозные данные и живость исполнительской фантазии. Много
сделала для его музыкального и общего развития А. Варгунина —
высокообразованный преподаватель, с которой Тихон начал заниматься в
1927 году.
С каждым годом возрастала увлеченность мальчика
музыкальным искусством. Его талант проявлялся не только в фортепианной
игре, но и в первых опытах композиции. В самый канун нового, 1926 года
тринадцатилетний музыкант написал свое первое произведение — этюд для
фортепиано.
В 1929 году Тихон Хренников приехал в Москву и
поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных — одно из лучших учебных
заведений столицы. Три года понадобилось Тихону Хренникову для окончания
полного курса техникума, и в 1932 году он поступил в Московскую
консерваторию, причем был зачислен сразу на второй курс.
Консерваторским учителем Хренникова стал Виссарион
Яковлевич Шебалин, снискавший себе к этому времени славу одного из
виднейших советских педагогов. Шебалин скоро распознал истинную величину
таланта своего нового ученика и сразу поставил перед ним трудные
творческие задачи, потребовавшие напряжения всех сил.
Его первым крупным произведением, обратившим на себя
внимание любителей музыки, стал концерт для фортепиано с оркестром,
написанный в 1932–1933 годах.
Концерт был сыгран впервые самим автором в 1933 году в
Москве, а в 1935 году в Ленинграде — на Втором Международном фестивале
искусств. В этом произведении преобладают светлые и жизнерадостные
образы, в нем сочетаются лирика и задорный юмор, он оживлен
неожиданностью ритмических контрастов.
Интересы молодого композитора были широкими. Уже в
консерваторские годы его влекло к театру, к массовым жанрам. Заканчивая
концерт, он уже начинал писать музыку для театра. Его дебют состоялся в
Московском театре для детей, руководимом Наталией Сац. Она и привлекла
совсем еще молодого студента к работе над спектаклем «Мик».
В 1933–1935 годах Хренников работал над партитурой
своей Первой симфонии. Она стала его дипломной работой, представленной
по окончанию консерватории. Но, так же как и фортепианный концерт, даже в
еще большей степени, она намного возвышалась над обычным уровнем
академических работ. Сыгранная впервые в 1935 году в Москве под
управлением Георга Себастьяна, симфония имела блестящий успех, она
свидетельствовала о стремительном развитии таланта молодого композитора.
Вскоре симфонию услышали в Ленинграде и других городах СССР, а затем и
за границей. Там она прозвучала под управлением прославленных
дирижеров — Леопольда Стоковского, Юджина Орманди и других.
Симфония Хренникова выделилась среди многих
современных ей произведений, привлекла к себе внимание публики. Она
неоднократно исполнялась в 1930-е годы, сохранилась и в современном
репертуаре, обойдя концертные эстрады многих стран мира.
Что же представляло собой это произведение Тихона
Хренникова? Симфония, написанная на студенческой скамье, отмечена редкой
свежестью дарования, зрелостью замысла и мастерством его воплощения.
Хренников сразу заговорил своим собственным языком, он овладел
искусством ясного и лаконичного высказывания, которое так редко
встречается в первых опусах. В сжатой форме композитор высказал многое, и
притом с той открытой эмоциональностью и глубокой искренностью, которые
всегда находят отклик в сердцах слушателей. Если прибавить к этому
мелодическое богатство, прекрасное владение оркестровой палитрой и
лирическую непосредственность музыки, то станут ясными причины успеха
симфонии у публики, ее бесспорной жизненности. Симфония говорила о том,
что из стен консерватории выходит талантливый и уже сложившийся
композитор.
В 1936 году Хренников блестяще окончил Московскую
консерваторию: его имя было высечено золотыми буквами на мраморной доске
Почета, установленной в фойе Малого концертного зала. Хренников был
одним из самых молодых композиторов-выпускников — ко времени окончания
курса ему только что исполнилось 23 года.
Два года (1936–1938) он продолжал занятия в классе
высшего мастерства у Шебалина. Окончание аспирантуры открывало путь к
преподаванию в консерватории, но в то время эта перспектива не очень
привлекала Хренникова, отдававшего все свои силы композиторской работе./
У него появилось немало интересных замыслов, получивших свое воплощение
в ближайшие годы. Давней мечтой композитора была опера; он долго искал
подходящий сюжет, но эти планы отступили на некоторое время перед
увлечением работой для драматического театра. Хренников сотрудничал с
коллективом Театра имени Вахтангова — одним из самых интересных и
популярных в Москве.
Здесь, в работе над шекспировской комедией «Много
шума из ничего», раскрылись новые качества его замечательного таланта,
создавшего лирическую и искрометную музыку спектакля.
Успех в театре не отвлек композитора от мыслей о
работе над оперой. После долгих поисков он остановился на романе Николая
Вирты «Одиночество», по которому драматург Алексей Файко и написал
либретто оперы «В бурю».
«Еще на консерваторской скамье я мечтал написать
оперу о людях гражданской войны, о героических подвигах партизан, о
замечательной Красной Армии», — говорил он, приступая к работе над новым
произведением.
Опера создавалась в течение почти трех лет (с 1936 по
1938 год) в тесном общении с коллективом Музыкального театра имени
Немировича-Данченко. Композитор создал глубоко прочувствованную музыку, в
которой лирика сочетается с драматизмом, а широкий разлив песенной
мелодии — с напряженностью сценического действия. В опере есть
страстность эмоционального высказывания, идущего от взволнованного
сердца, есть романтический пафос и та «общительность интонации»
(выражение академика Асафьева), которая во многом обусловила
популярность этого и других произведений Хренникова.
Большой опыт, накопленный работой в театре, нашел
теперь новое применение. Удачей композитора стала музыка к фильму
«Свинарка и пастух», над которой Хренников работал в 1940–1941 годах. Ее
музыка, в особенности популярнейшая «Песня о Москве», сохранила свою
притягательную силу, и ее можно услышать повсюду.
Прошло первое пятилетие после окончания
консерватории. Тихон Хренников быстро вырос и завоевал широкое
признание, выдвинулся в первые ряды советских композиторов. В конце
1930-х годов он поселился в доме на 3-й Миусской улице, где в то время
жили многие из его коллег, и помещался Центральный клуб композиторов.
Наступила пора зрелости — вместе со своей женой
Кларой он уже растил маленькую дочку Наташу. Все это наполняло жизнь
новым содержанием, новыми радостями и заботами.
Как и в прежние годы, Хренников был полон замыслов и
планов. Но все они отступили перед событием, внезапно изменившим все
течение жизни композитора, как и миллионов его соотечественников. Страна
вступила в суровые и грозные военные годы. Композитор постоянно
выступал со своими произведениями перед воинами Советской Армии — в тылу
и на фронте.
Общение с воинами вдохновило Хренникова на создание
многих произведений. Можно напомнить о песнях из написанной в 1944 году
музыки к фильму «В шесть часов вечера после войны». В них слышатся
отзвуки фронтовых впечатлений, они зазвучали по-новому, с тем размахом,
который отличает, например, великолепную «Песню артиллеристов», с ее
строгой мелодией и чеканной ритмикой припева.
В 1942 году на сцене московского Театра Советской
Армии появилась пьеса драматурга Александра Гладкова «Давным-давно»,
рассказывающая о русской девушке, доблестно сражавшейся против
наполеоновских войск. Пьеса оказалась созвучной времени, она
пользовалась у зрителей большим успехом. Ему содействовала и музыка
Хренникова, отличавшаяся жизнерадостностью своего эмоционального тонуса и
мелодической рельефностью. Двадцать лет спустя она частично вошла в
партитуру фильма «Гусарская баллада», явившегося экранизацией пьесы
Александра Гладкова. В том же 1942 году вышел в свет и цикл песен
Хренникова на слова Роберта Бернса.
В годы войны Хренников писал не только песни и музыку
для кино. Он продолжал работать над крупным произведением и в 1944 году
закончил партитуру второй симфонии, начатую еще четыре года назад.
Вторая симфония Хренникова с большой силой художественного обобщения
выразила чувства, переживавшиеся в годы войны.
В первые послевоенные годы Тихон Николаевич посвящал
большую часть времени работе над оперой. В сущности, его никогда не
оставляли мысли о музыкальном театре, и еще в конце 1930-х годов, тотчас
же после премьеры оперы «В бурю», он уже углубился в поиски нового
сюжета.
Летом 1945 года Хренников начал писать оперу на
«Комедию о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей
Нардын-Нащокина дочери Аннушке» русского драматурга Дмитрия Аверкиева,
появившуюся на сцене во второй половине прошлого столетия. Премьера
оперы состоялась в Москве в феврале 1950 года. Опера пользовалась у
публики успехом, прошла по сценам ряда театров, в том числе и
зарубежных. «Фрол Скобеев» с особенной полнотой раскрыл комедийное
дарование композитора, проявлявшееся ранее в музыке для театра и кино.
В 1952 году Тихон Хренников, наконец, начал писать
свою третью оперу. На этот раз он обратился к знаменитому роману Максима
Горького «Мать», рассказывавшему о мужестве рабочих-революционеров, о
самоотверженности и благородстве сердца простой русской женщины.
Композитор нашел верный тон оперного повествования, по-настоящему
выразительного и правдивого.
Надо сказать несколько слов о двух поездках в США.
Первая из них состоялась в конце 1959 года, когда Хренников возглавил
делегацию советских композиторов в США. Тогда композитору довелось
услышать свою первую симфонию в великолепном исполнении Бостонского
оркестра под управлением Шарля Мюнша.
Целью второй поездки в США в 1961 году было участие в
музыкальном фестивале в Лос-Анджелесе. Тогда впервые прозвучал за
рубежом скрипичный концерт Хренникова. Скрипичный концерт был завершен в
1959 году и впервые сыгран тогда же другом композитора — замечательным
советским скрипачом Леонидом Коганом, которому и посвящено это
произведение.
По легкости почерка и жизнерадостности эмоционального
тонуса он напоминает ранний концерт для фортепиано. Но, разумеется,
партитура скрипичного концерта отмечена печатью опыта, накопленного
композитором за долгие годы. Это чувствуется и в деталях оркестрового
изложения, и в разработке партии скрипки.
В 1964 году Мстислав Ростропович впервые сыграл
виолончельный концерт Хренникова, посвященный ему автором. Виолончельный
концерт, как и многие другие произведения для этого инструмента, был
написан под непосредственным впечатлением от выступлений Ростроповича.
В эти годы композитор много путешествует. Он принимал
участие в весеннем фестивале новой музыки в болгарском городе Русе, а
затем с берегов Дуная переносился в Японию, где осенью 1965 года
состоялись его авторские концерты. Он играл свой фортепианный концерт, а
Еко Сато, восторженно встреченная соотечественниками, — скрипичный. В
том же году Хренников присутствовал в Лондоне на исполнении своего
виолончельного концерта Мстиславом Ростроповичем. А в следующем году
выступил с фортепианном концертом в Париже. Количество зарубежных
концертов Хренникова возрастало с каждым годом. Но еще больше он
выступал в городах родной страны.
В 1967 году состоялось сразу две премьеры
произведений Хренникова. В начале года в Новосибирске прошел первый
показ оперетты «Белая ночь» по пьесе Е. Шатуновского, а в октябре в
Свердловске — оперы-сказки «Мальчик-великан».
Затем композитор пишет балет «Наш двор», рассчитанный
на детское исполнение. Участниками этого балета должны быть младшие
школьники, и только одна роль предназначена для подростка. Сюжет и
состав исполнителей определили характеристику персонажей и содержание
сцен, в которых при всей несложности развертывающегося действия
достаточно материала для построения живого и остроумного спектакля,
способного увлечь маленьких исполнителей.
А 29 ноября 1970 года в Москве состоялась премьера комической оперы «Много шума… из-за сердец».
В 1970-е годы Хренников много и плодотворно работает.
Он сочиняет Второй концерт для фортепиано с оркестром, Третью симфонию,
Второй концерт для скрипки с оркестром, а также балеты — «Любовью за
любовь», «Гусарская баллада».
В 1983 году Хренников возобновил творческое
сотрудничество с коллективом Музыкального театра имени
К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Он написал новое
произведение для этого коллектива — комическую оперу «Доротея».
Композитор обратился к сюжету знаменитой комедии Р. Шеридана «Дуэнья»,
не раз шедшей на нашей сцене Либретто написал Я. Халецкий, с которым
композитор уже работал в 1978 году над одноименным телевизионным
фильмом. Разумеется, в опере в связи с требованиями жанра все изложено
по-иному. Нелегко было найти свой путь решения творческой задачи,
сказать свое слово И композитору это удалось: он нашел свой строй
интонаций, свои аспекты трактовки образов действующих лиц, прежде
всего — Доротеи.
Как и в других сценических произведениях Хренникова,
здесь проявилось его умение создавать красивые и пластичные мелодии. И
не случайно одна из первых статей, посвященных «Доротее», озаглавлена
автором, Р. Габичвадзе, «Щедрая россыпь мелодий». Но дело не только в
красоте мелодий, а в том, что они становятся средством характеристики
действующих лиц.
Год спустя после «Доротеи» на той же сцене появилась
еще одна комическая опера Хренникова — «Золотой теленок» на сюжет
одноименного романа И. Ильфа и Е Петрова. Герои популярнейшего романа
выступают на сцене музыкального театра в сатирическом представлении.
Хренников неоднократно перерабатывал написанные ранее
произведения, их материал, в других формах и жанрах. Например, балет
«Любовью за любовь» на сюжет шекспировской комедии «Много шума из
ничего».
ИСТОЧНИК: 100
великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. - М.: Вече, 2000.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Тихон Хренников. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.