В результате обобщения передового
педагогического опыта и проведения целого ряда научных исследований
была составлена «Типовая программа воспитания и обучения в детском
саду». Эта программа определяет основной объем знаний и умений,
которыми должны овладеть дети в дошкольном учреждении, а также основные
требования к организации педагогического процесса.
На основе Типовой программы с учетом условий жизни,
национальных особенностей и традиций созданы программы союзных
республик.
Органической частью этой программы является программа по музыкальному воспитанию дошкольников.
Программа музыкального воспитания разработана с учетом следующих положений:
- весь материал программы, ее репертуар и организация детской
деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки
и практики;
- постепенно и последовательно проходит процесс формирования; музыкальных интересов ребенка, его способностей;
- осуществляется преемственность музыкального развития ребенка
на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.
Материал программы распределяется по видам музыкальной
деятельности и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего
детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе
группы).
В объяснительной записке раскрывается содержание эстетического
воспитания. Здесь же дано общее направление музыкального воспитания,
показана динамика музыкального развития детей от младших к старшим
группам детского сада, а также приводится характеристика примерного
уровня музыкального развития детей к моменту поступления их в школу.
Знания и навыки
Музыкально-образовательные сведения условно можно разделить на сведения общего и специального характера.
Сведения общего характера связаны со всеми видами музыкальной деятельности (пением, движением и т.д.):
-
музыка всегда выражает разные чувства, о чем-то повествует, она различна по своему характеру;
- музыка развивается, изменяется в ней можно отметить схожие
и контрастные отрывки, а в связи с этим различные части, музыкальные
фразы, запев, припев;
- музыка имеет свой «язык»; свои средства, которые выражают ее содержание, передают настроение;
музыку создают композиторы, народ.
Сведения специального характера связаны с конкретным видом деятельности. При обучении пению детям дают понятия:
- о характере звучания (протяжно, отрывисто, напевно легко);
- о правильной дикции (ясно, отчетливо, выразительно);
- о мелодической линии (мелодия движется вверх или вниз, звуки повторяются или один выше, другой ниже);
- о метроритме (звук короткий или долгий и т. д.).
При обучении музыкально-ритмическим движениям даются понятия:
- о характере движения в связи с характером музыки (ходить бодро, четко, плавно, бегать легко, стремительно и т. д.);
- о форме музыкальных произведений в связи с ритмическими,
темповыми, динамическими оттенками (скоро, медленно, тише, громче и т.
д.);
об элементах танцевальных движений (шаг польки, переменный шаг, галоп и т. д.);
- о перестроениях (шеренги, колонны и т. д.).
Эти сведения даны не только в программе, но и в практических
упражнениях (певческих и музыкально-ритмических) и делают процесс
обучения более осознанным.
Программа включает определенный объем практических действий,
помогающих детям овладеть навыками и умениями при слушании музыки,
пении, движении и игре на инструментах.
Конечно, программа по каждому из этих видов деятельности
построена в соответствии с основами различных видов музыкального
искусства и с учетом возрастных особенностей детского восприятия и
исполнения.
Программа по слушанию музыки включает ознакомление с
музыкальными произведениями и развитие навыков музыкального восприятия.
Обогащается музыкальный опыт детей. Они знакомятся с различными жанрами
народной музыки, песнями и пьесами классиков и современных
композиторов. Дети накапливают музыкальные впечатления.
Усвоение навыков музыкального восприятия способствует
формированию первоначальных основ культуры слушания музыки: дослушивать
произведения до конца, узнавать их, различать форму (вступление,
части), отличать вокальную и инструментальную музыку и их различные
жанры (танцевальный, лирический, торжественно-героический).
Известно, что хоровое искусство строится с учетом
вокально-хоровых основ: вокальных (звукообразование, дикция, дыхание) и
хоровых (строй, чистота интонации, и ансамбль, слаженность по темпу,
динамике, тембру) навыков. При этом берут во внимание голосовые
возможности дошкольников.
Музыкально-ритмические движения строятся на основе развития
восприятия художественных образов музыки и умения отобразить их в
движении. Отсюда в программе предусмотрено усвоение
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки включают упражнения на развитие
эмоциональной отзывчивости, реакции на смену музыкальных
образов, их характер, на смену частей, фраз в структуре
произведений, а также на метроритмические, динамические, темповые
изменения.
Навыки выразительного движения связаны с различными
источниками. Из области физических упражнений заимствованы основные виды
движений {ходьба, бег, поскоки), гимнастические упражнения и
перестроения. Из области танца отобраны простейшие элементы народного,
бального и характерного танца. Кроме того, используются драматизации,
сюжетно-образные движения.
Содержание обучения игре на детских музыкальных инструментах включает знакомство с различными
инструментами, с их устройством. Дети, участвуя в небольшом ансамбле,
овладевают навыками правильного звукоизвлечения индивидуально и
коллективно.
Программа музыкального воспитания решает задачи развития
эстетического отношения к музыке, развития музыкальных способностей в
области слушания, пения, музыкально-ритмических движений, игры на
инструментах в процессе освоения музыкального репертуара. Создавая правильные условия для музыкального воспитания и
развития дошкольников, педагог устанавливает тесную взаимосвязь
различных форм организации музыкальной деятельности.
Источник: Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк.
воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.;
Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,
1989.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Программа музыкального воспитания дошкольников"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.