Содержаниеработызаведующегодетским садоми старшего воспитателяпо организациимузыкального воспитаниядетей.
Музыкальное воспитание в детском саду
осуществляется музыкальным руководителем. Однако общее руководство всей
работой по музыкально-эстетическому воспитанию детей является одной из
важных функций заведующего детским садом и старшего воспитателя.
Эта работа ведется в двух направлениях.
Во-первых, заведующий совместно со старшим воспитателем
обеспечивает руководство планированием всего процесса музыкального
воспитания. Они систематически контролируют выполнение требований
«Программы воспитания и обучения в детском саду».
Во-вторых, заведующий и старший воспитатель создают
необходимые условия для успешного осуществления работы по
музыкально-эстетическому воспитанию, оснащая педагогический процесс
необходимым оборудованием, техническими средствами, пособиями,
методической и научно-педагогической литературой.
В соответствии с годовым планом намечается объем работы с
музыкальным руководителем, воспитателями, родителями. В годовом плане
отражаются определенные вопросы, касающиеся организации музыкального
воспитания. Эти вопросы выносятся на обсуждение на собраниях всего
педагогического коллектива.
Заведующий и старший воспитатель оказывают помощь музыкальному
руководителю в организации семинаров, практикумов для воспитателей,
периодически осуществляют контроль за регулярностью их проведения.
Тематика и содержание семинаров и практикумов определяются с
учетом актуальности того или иного вопроса музыкального воспитания
детей для данного дошкольного учреждения и зависят от опыта и
подготовленности самого музыкального руководителя. Это могут быть
теоретические вопросы музыкального воспитания, овладение воспитателями
конкретными практическими навыками в области музыкально-ритмических
движений, пения, игры на детских музыкальных инструментах и т. д. Во
время практикумов музыкальный руководитель разучивает с воспитателями
игры с пением, хороводы, музыкально-дидактические игры; обучает навыкам
в изготовлении необходимых дидактических пособий, костюмов, атрибутом
для театрализованной деятельности детей; организует прослушивание
детского музыкального репертуара и т. д.
Заведующий и старший воспитатель следят также за тем как
музыкальный руководитель осуществляет работу с родителями. Важную роль
здесь играет проведение тематических собраний групповых консультаций по
вопросам музыкального воспитания, организация тематических выставок,
изготовление совместно с воспитателями папок-передвижек и т. д.
Музыкальный руководитель привлекается к активному участию в
педагогических советах, на которых заслушиваются и обсуждаются его
доклады о выполнении программы по отдельным видам музыкальной
деятельности или по отдельным формам музыкального воспитания.
С целью контроля за осуществлением задач музыкального
воспитания и оказания методической помощи педагогу заведующий и старший
воспитатель периодически посещают музыкальные занятия. Каждое такое
посещение намечается заранее и с определенной целью, например:
проверить, как дети овладели навыками в области пения или
музыкально-ритмических движений, как в условиях музыкальных занятий
решаются задачи нравственного, умственного, физического воспитания и т.
д.
Замечания необходимо делать в корректной форме, одновременно
оказывая помощь и поддержку музыкальному руководителю конкретными
предложениями по улучшению качества его работы. Помощь руководству
детского сада в организации работы по музыкальному воспитанию оказывают
районные и городские методические кабинеты, которые проводят
специальные консультации, семинары.
Таким образом, только содержательная и хорошо организованная
работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения
обеспечивает необходимые условия для организации процесса музыкального
воспитания, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными
впечатлениями.
Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий
специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение
училища или института), хорошо владеющий теорией и методикой
педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую
музыкальную подготовку педагогического училища (знание основ
элементарной теории музыки, сольфеджио, пения в хоре, ритмики, игры на
музыкальных инструментах).
Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.
Функциии обязанностимузыкальногоруководителя
За общую постановку музыкального воспитания в детском саду отвечает музыкальный руководитель Он выполняет следующее:
1. Проводит занятия в каждой возрастной группе два раза в неделю соответственно графику работы.
Это требует большой предварительной подготовки: отбирается и
разучивается музыкальный материал, который нужно грамотно и выразительно
исполнить детям. Разрабатывает и планирует усвоение программных
навыков, своевременно готовит наглядный материал, пособия, прослушивает
грамзаписи. Намечает и проводит (если это необходимо) индивидуальные
занятия с подгруппами или отдельными детьми.
2. Отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений, их подготовку и проведение.
3. Посредством консультаций и групповых занятий руководит
работой воспитателей в области музыкального развития детей.
На консультациях музыкальный руководитель знакомит
воспитателей с планом работы, разучивает детские произведения, обращая
внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок,
обсуждает проведенное занятие (учитывает успехи, затруднения ребят,
которым нужна помощь), подбирает пластинки для проигрывания на утренней
гимнастике, других занятиях, прогулке и т. д.
На групповых занятиях музыкальный руководитель систематически
обучает воспитателей, совершенствуя их навыки в области пения и
движения. Разучивает с ними произведения для индивидуального и
коллективного исполнения на праздниках и развлечениях. При этом
учитывает способности каждого: один имеет хороший голос, другой
прекрасно танцует, третий красиво выполняет упражнения, четвертый
выразительно декламирует и может стать активным ведущим праздника.
4. Регулярно проводит педагогические совещания, на которых
решаются методические вопросы, обсуждается программа праздничных
утренников и развлечений, намечаются дополнительные задачи в целях
совершенствования учебного процесса.
5. Проводит работу с родителями, вовлекая их в общий процесс
музыкального воспитания ребенка. В индивидуальной беседе, на
консультации, собрании музыкальный руководитель дает советы: какие
радио- и телепередачи можно слушать с детьми, какой песенный репертуар
использовать в семье и т. д.
Функциии обязанностивоспитателя
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:
1. Активно участвует в процессе обучения детей. Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми
(не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает
разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает
исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель
поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным
сопровождением.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших
группах воспитатель участвует во всех видах движений тем самым
активизируя малышей.
В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль
воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая
какое-либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям
отдельные указания в пляске, игре и т. д.
2. Воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает
тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета.
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей,
включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный
с музыкальным руководителем материал.
4. Участвует в отборе музыкального материала, используя его
на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи
и ознакомлению с окружающим.
Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и
воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего
музыкального воспитания дошкольников.
Источник. Методика музыкального воспитания в детском саду:
«Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и
др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:
Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Организация работы по музыкальному воспитанию"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.