Наше
представление о лирической поэзии средних веков было бы, конечно, весьма
неполным, если бы мы прошли мимо латинской поэзии вагантов (vagantes -
"бродячие люди"), озорных школяров, неунывающих клириков, поклонников
Бахуса и Венеры.
В средние века латинский язык был не только языком
католической церкви, но также языком науки и образованности. В университетах,
монастырских и городских школах занятия велись на латинском языке. Это давало
возможность школярам, склонным к перемене мест, перебираться из одного
университета в другой, из одной страны в другую, повсюду встречая обстановку
латинского велеречия.
Встречались
среди вагантов также клирики без определенных занятий, появлявшиеся то здесь,
то там, представители низшего духовенства, не взысканные щедротами фортуны,
разбитные клерки, - пестрая и шумная толпа латиноязычных поэтов из разных
стран. Поднимая вагантов над массой "профанов", латинский язык
приобщал их к духовной элите средних веков, вместе с тем на иерархической
лестнице того времени они занимали достаточно скромное место. Большие господа
посматривали на них свысока. Ваганты знали, что такое бедность и что такое
унижение. Это сближало их с демократическими слоями, да, вероятно, многие из
них вышли из этих слоев.
Во
всяком случае, в поэзии вагантов проступали демократические черты. Ученые
почитатели Овидия и Горация, искусные версификаторы, при случае блиставшие
школьной эрудицией, охотно обращались к фольклору, используя мотивы и формы
народных песен. По-латыни зазвучали и женские песни, и песни рассвета, и
"весенние запевы" и т.п. Ваганты не стремились приукрашивать жизнь.
Им совершенно чужда куртуазная манерность. в их жилах буйно колобродила молодая
кровь. Они всегда готовы прославить щедрые дары природы, без всякого жеманства
воспеть плотскую любовь, радости винопития и азартные игры. Один из самых
талантливых вагантов, называвший себя Архипиитом, то есть "поэтом
поэтов" (середина XII в.), даже признавался, что кабацкий разгул укрепляет
его вдохновение ("Исповедь"). С уважением относясь к науке, гордясь
тем, что со временем и они станут ее оплотом, ваганты в то же время шумно
ликуют, когда приходит "день освобождения от цепей учения", песнями,
плясками, любовными забавами отмечают они этот знаменательный день.
Радость
и свобода - вот к чему устремлена душа вагантов. Устремлена в то время, когда
вся жизнь средневекового человека была всецело подчинена строгой сословной и
корпоративной регламентации. Этому чопорному миру ваганты противопоставляли
свое вольное братство, в которое доступ открыт всем добрым и веселым людям,
всем, кто готов поделиться последним грошом с нуждающимся, кто лишен
высокомерия и ханжества, - без различия пола и возраста, общественного и
имущественного положения, национальной принадлежности и вероисповедания. Зато
лицемерным святошам, наглым щеголям и хищным стяжателям в вольное братство
доступ заказан ("Орден вагантов"). Манифест вагантов уже намечал
путь, со временем приведший к "Телемскому аббатству" великого гуманиста
эпохи Возрождения Франсуа Рабле.
Однако
мечтая о свободе и человеческой доброте, ваганты по собственному опыту знали,
что мир, окружавший каждого из них, был скорее злым, чем добрым. Бедность
следовала за ними по пятам, прерывала их учение, заставляла их мерзнуть и голодать.
И хотя молодые весельчаки готовы были подчас и себе и другим внушать
утешительную мысль, что бедность даже добродетель, им все же было трудно
продираться сквозь жизнь с пустым карманом в дырявом рубище. Не раз и не два в
песнях вагантов звучали жалобы на унизительную бедность, которая делала их
игралищем бездушной фортуны. Об этом писал Архипиит Кельнский, сравнивавший
себя с листом, гонимым по полю неутомимым ветром. Об этом писал и другой
замечательный вагант - Гугон, по прозвищу Примас Орлеанский (около 1093 - около
1160), немало испытавший на своем веку. Он, как и Архипиит, бойко выставлял на
всеобщее обозрение свои неудачи и гораздо реже - удачи. Впрочем, ведь и
куртуазные лирики в духе времени позволяли окружающим заглядывать в свою
интимную жизнь, но то была жизнь, граничащая с легендой, подчиненная изысканной
куртуазной моде. Ваганты не отрывались от грешной земли. Они гораздо
конкретнее, откровеннее, хотя, вероятно, и им свойственно стремление подчинять
поэтический мир определенной схеме, в которой уже не "высокая"
любовь, а кабацкий разгул занимал одно из главных мест. В этом разгуле ваганты
обретали желанную свободу, в то же время из-за него они часто превращались в
голодранцев, тщетно взывавших о помощи к сильным мира сего.
Жестокосердие,
обличаемое в песнях вагантов, чаще всего сопряжено с алчностью, с сребролюбием,
стяжательством. Особенно широко эта тема развита в поэзии Вальтера
Шатильонского (около 1135 - 1200), одного из самых образованных латинских
поэтов XII века, автора обширной эпической поэмы "Александреида",
посвященной деяниям Александра Македонского. Вальтер и ваганты, его
последователи, гневно сетуют на то, что мошна стала подлинной владычицей мира.
Ей служат надменные графы и дворяне, гоняющиеся за роскошью, и что особенно худо
- ей служит духовенство, возглавляемое папской курией. Обличая клир и прежде
всего разросшуюся симонию, поэты не стесняются в выборе крепких словечек.
Церковников
они называют волками в овечьей шкуре, церковь сравнивают с продажной блудницей,
а папский Рим - с грязным рынком, преисполненным скверны. Эти резкие выпады
против князей церкви и их подручных, если и не делали вагантов воинствующими
еретиками, наподобие Арнольда Брешианского, казненного папой в 1155 году, все
же свидетельствовали о их вольномыслии. Ваганты не были раболепными чадами
церкви. Они не желали кривить душой и прославлять то, что считали дурным и
вредным.
Дух
вольномыслия царил в их лирической поэзии, от которой, говоря словами Рабле,
"скорее пахнет вином, чем елеем". Архипиит Кельнский мог, например,
вполне благочестивую стихотворную "проповедь" неожиданно закончить
обращением к богу, которого он убедительно просит снабжать его деньгами. А в
своей знаменитой "Исповеди", пронизанной горьким юмором, прославить
беспутную жизнь ваганта, предпочитающего умереть не на ложе, а в кабаке.
Серьезные жанры духовной словесности тем самым приобретали пародийное звучание.
Обращаясь к распространенному в средние века жанру "прений"
(диспутов), ваганты заставляют заурядное пиво спорить с виноградным вином
("Спор между Вакхом и пивом") или же, касаясь традиционного вопроса:
кому в делах любовных следует вручить пальму первенства, ставят молодого
школяра-клирика выше высокородного рыцаря ("Флора и Филида").
Достигнув
в XIII веке большого расцвета, поэзия вагантов имела свою предысторию. Еще в
пору раннего средневековья встречались латинские стихотворения, близкие по
своему духу к вагантам. Они обращают на себя внимание уже в Каролингский период
("Каролингские ритмы", VIII - IX вв.). Светские стихотворения о
весне, любви и забавных происшествиях встречаются в сборнике XI века
"Кембриджские песни", названном по месту нахождения рукописи (в
Кембридже). Что же касается до вагантов, то с ними мы знакомимся прежде всего
по обширному сборнику "Carmina Burana" ("Буранские песни"),
составленному в XIII веке в Баварии и найденному в начале XIX века в
Бенедиктбейренском монастыре. На немецкое происхождение этого сборника
указывает то, что в нем наряду с латинскими текстами иногда встречаются тексты
на немецком языке.
Творчество
трубадуров, миннезингеров и вагантов, хотя и не исчерпывает всего богатства
лирики средних веков, все же дает ясное представление о том расцвете, который
наступил в лирической поэзии Европы в XII - XIII веках. Если оставить в стороне
классическую древность, это был первый великий расцвет европейской лирики, за
которым в свое время последовал еще более могучий расцвет, порожденный эпохой
Возрождения. Но ведь ренессансная поэзия множеством нитей была связана с
прогрессивными литературными исканиями предшествующих столетий. Об этом не
следует забывать.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. ЧАСТЬ 4"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.