Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки
приблизительно между 1600 и 1750 годами. Барочная музыка появилась в
конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма.
Слово
«барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca —
жемчужина причудливой формы; или от лат. baroco — мнемоническое
обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике
(примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco»
также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы, не
имеющая оси симметрии). И действительно, изобразительное искусство и
архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами,
сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и
к музыке того времени. Сочинительские и исполнительские приёмы периода
барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического
канона. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В
эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна
Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха
Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечеря» Клаудио Монтеверди.
Сильное развитие получили такие понятия, как теория музыки,
диатоническая тональность, имитационный контрапункт. Музыкальный
орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация,
развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров,
выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой
вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций
эры барокко используются до сих пор. Стили и тенденции
Условно,
музыкой барокко называют множество композиторских стилей из широкого, в
географическом смысле, региона (в основном Европы), существовавших в
течение 150 лет. Следует заметить, что термин «барокко» применительно к
музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал музыковед
Курт Закс (англ. Curt Sachs) в 1919 году, затем термин появился лишь в
1940 году в статье Манфреда Букофцера (Manfred Bukofzer). И до самых
1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли
применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как
Якопо Пери, Доменико Скарлатти и И. С. Баха; но слово прижилось, и
сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки.
Однако необходимо отличать музыку эпохи барокко от предшествующего
ренессанса и последующего классицизма. Кроме того, некоторые музыковеды
считают, что необходимо разделять барокко на непосредственно период
барокко и на период маньеризма, в целях согласования с разделением,
применяемом в изобразительных искусствах.
Отличия барокко от ренессанса
Музыка барокко взяла от ренессанса практику использования полифонии и
контрапункта. Однако применялись эти техники иначе. Во времена
ренессанса музыкальная гармония строилась на том, что в мягком и
спокойном движении полифонии второстепенно и как будто случайно
появлялись консонансы. В барочной же музыке порядок появления
консонансов стал важным: он проявлялся с помощью аккордов, выстраиваемых
по иерархической схеме функциональной тональности (или функциональной
мажорно-минорной ладовой системы [3]). Около 1600 года определение, что
такое тональность, было в значительной мере неточным, субъективным. К
примеру, некоторые видели в кадансах мадригалов некоторое тональное
развитие, в то время как на самом деле в ранних монодиях тональность всё
же была ещё очень неопределённой. Сказывалось слабое развитие теории
равномерно-темперированного строя. Согласно Шерману, впервые лишь в 1533
году итальянец Джованни Мария Ланфранко предложил и ввёл в практику
органно-клавирного исполнительства систему равномерной темперации [4]. А
широкое распространение строй получил значительно позже. И только в
1722 появляется «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха. Другое
отличие между музыкальной гармонией барокко и ренессанса заключалось в
том, что в раннем периоде смещение тоники происходило чаще по терциям, в
то время как в барочном периоде доминировала модуляция по квартам или
квинтам (сказалось появление понятия функциональной тональности). К тому
же, барочная музыка использовала более протяжённые мелодические линии и
более строгий ритм. Основная тема расширялась либо сама, либо с помощью
аккомпанемента бассо континуо. Затем она возникала в другом голосе.
Позднее, главная тема стала выражаться и через бассо континуо, не только
с помощью основных голосов. Размывалась иерархия мелодии и
аккомпанемента.
Стилистические
различия определили переход от ричеркаров, фантазий и канцон ренессанса
к фугам, одной из основных форм музыки барокко. Монтеверди назвал этот
новый, свободный стиль seconda pratica (вторая форма) в отличие от prima
pratica (первой формы), характеризировавшей мотеты и другие церковные
формы хоралов таких мастеров ренессанса, как Джованни Пьерлуиджи да
Палестрина. Сам Монтеверди использовал оба стиля; его месса «In illo
tempore» написана в старом, а его «Вечерня пресвятой девы» — в новом
стиле.
Были
и другие, более глубокие различия в стилях барокко и ренессанса.
Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной
наполненности, чем музыка ренессанса. Сочинения барокко часто описывали
какую-то одну, конкретную эмоцию (ликование, печаль, набожность и так
далее; см. учение об аффектах). Барочная музыка часто писалась для
виртуозных певцов и музыкантов, и обычно была значительно более сложна
для исполнения, чем музыка ренессанса, несмотря на то, что детальная
запись партий для инструментов была одним из самых главных нововведений
периода барокко. Почти обязательным стало использование музыкальных
украшений, часто исполнявшихся музыкантом в виде импровизации. Такие
выразительные приёмы, как notes inégales стали всеобщими; исполнялись
большинством музыкантов, часто с большой свободой применения.
Еще
одно важное изменение заключалось в том, что увлечение инструментальной
музыкой превосходило увлечение музыкой вокальной. Вокальные пьесы,
такие, как мадригалы и арии, на деле чаще не пелись, а исполнялись
инструментально. Об этом говорят свидетельства современников, а также
количество рукописей инструментальных пьес, число которых превосходило
число произведений, представляющих светскую вокальную музыку.
Постепенное появление чистого инструментального стиля, отличного от
вокальной полифонии XVI века, было одной из важнейших ступеней в
переходе от ренессанса к барокко. До конца XVI века инструментальная
музыка была едва отлична от вокальной и состояла в основном из
танцевальных мелодий, обработок известных популярных песен и мадригалов
(главным образом, для клавишных инструментов и лютни) а также
полифонических пьес, которые могли бы быть охарактеризованы как мотеты,
канцоны, мадригалы без поэтического текста.
Хотя
различные вариационные обработки, токкаты, фантазии и прелюдии для
лютни и клавишных инструментов были известны давно, ансамблевая музыка
еще не завоевала себе независимого существования. Однако быстрое
развитие светских вокальных композиций в Италии и в других странах
Европы явилось новым толчком к созданию камерной музыки для
инструментов.
Например,
в Англии получило широкое распространение искусство игры на виолах —
струнных инструментах разного диапазона и величины. Исполнители на
виолах часто присоединялись к вокальной группе, заменяя отсутствующие
голоса. Такая практика стала общепринятой, и на многих изданиях
появились надписи «Пригодно для голосов или для виол».
Многочисленные
вокальные арии и мадригалы исполнялись как инструментальные
произведения. Так, например, мадригал «Серебряный лебедь» Орландо
Гиббонса в дюжинах собраний обозначен и представлен как инструментальная
пьеса.
Отличия барокко от классицизма
В эпоху классицизма, которая
последовала за барокко, роль контрапункта уменьшилась (хотя развитие
искусства контрапункта не прекратилось), и на первое место вышла
гомофоническая структура музыкальных произведений. В музыке стало меньше
орнаментации. Произведения стали склоняться к более чёткой структуре,
особенно те, которые написаны в сонатной форме. Модуляции (смена
тональности) превратились в структурирующий элемент; произведения стали
слушаться как полное драматизма путешествие сквозь последовательность
тональностей, череду уходов и приходов к тонике. Модуляции
присутствовали и в музыке барокко, но не несли в себе структурирующей
функции. В сочинениях эры классицизма часто внутри одной части
произведения раскрывалось множество эмоций, в то время как в барочной
музыке одна часть несла в себе одно, ярко прорисованное чувство. И,
наконец, в классических произведениях обычно достигалась эмоциональная
кульминация, которая к концу произведения разрешалась. В барочных же
работах, после достижения этой кульминации до самой последней ноты
оставалось лёгкое чувство основной эмоции. Множество барочных форм
послужило отправной точкой для развития сонатной формы, разработав
множество вариантов основных каденций.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Музыка эпохи Барокко. Стили и тенденции"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.