Знания для современного человека являются важным показателем его интеллектуального развития. Их роль усиливается каждодневным потоком информации, которая определяет принадлежность этих знаний к общекультурным. Как правило, они находятся в постоянном развитии и совершенствуются человеком систематически, но, к сожалению, не каждый человек умеет добывать эти знания в интенсивно развивающемся информационном пространстве.
Интерес – это один из ведущих компонентов направленности личности, связанный с той или иной областью человеческой деятельности. Человеку дано право выбора из окружающей жизни того, что для него является наиболее значимым и ценным, т.е. выявляются показатели его общекультурного уровня. Для того, чтобы человеку был интересен не только сам конкретный предмет изучения, но и путь его познания, необходимо создавать соответствующие условия, при которых учение перерастает в увлечение и становится удовольствием.
В настоящее время ребёнку сложно ориентироваться в переизбытке разнообразной информации, обрушившейся на него в последнее время, охватить, проанализировать и осознать до конца её значение. Поэтому цель данной статьи рассмотреть возможности медиаобразования, как средства активизации познавательного интереса учащихся МОУ СОШ №1 города Губкина.
Мировая информационная структура XXI века превратила информацию в экономическую категорию, посредством развития различных информационных технологий, в том числе и в области образования. Рынок учебных информационных технологий повернул отечественное образование в сторону разработки электронных учебных изданий, что помогает решать проблемы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство, в котором электронные издания и интерактивные методики стали неотъемлемой частью среды обучения.
Существующая социокультурная реальность и интерес к медиаобразованию вовлекает всё большие слои населения в процесс массовой коммуникационной продукции.
Уже сейчас необходимо изучать, исследовать и открывать новые способы активного усвоения этой информации, поскольку мир информационного поля достаточно широк и разнообразен. Вследствие этого ему трудно выбрать правильные пути ориентации в этом потоке средств массовой коммуникации (СМК), в том числе и океане звуковой, музыкальной информации, которая пользуется большой популярностью среди учащихся разных возрастных категорий, но только, к сожалению, за рамками образовательного пространства школы (гимназии).
Некоторые средства массовой коммуникации (СМК) позволяют оценить степень и эффективность их воздействия на школьника, причём ещё растущего и легко увлекающегося всем новым и необычным. Бесконтрольность со стороны учителей и родителей в свободном доступе к СМК заставляет учащихся поглощать весь суррогат "грязи”, что не позволяет воспитывать эстетический вкус школьников, формировать правильное их мировоззрение и эстетическое сознание. Неумелое или педагогически неграмотное использование СМК затрудняет формирование у школьников эстетической и духовной культуры.
В связи с этим, одной из главных задач кафедры гуманитарных наук МОУ СОШ №1 города Губкина является разработка современных медиаобразовательных технологий, способствующих активизации познавательного интереса учащихся, как к самому предмету "Музыка”, так и к процессу его познания.
При разработке такой технологии мы исходим из следующих принципиально важных положений: • развитие познавательного интереса к музыке происходит непосредственно в процессе самой деятельности; • технология медиаобразования учащихся на уроке музыки включает следующие компоненты: o целевую установку; o содержательный компонент (интегрированный курс "Музыка и медиаобразование”); o технологический (организационный) компонент (конкретные формы, методы, приёмы, средства формирования интереса к музыке); o экспертно-оценочный компонент (диагностика уровня сформированности интереса к музыке у учащихся гимназии) [4, 115].
Телевидение, видео, радио, периодическая печать, книги, специальная литература, средства звукозаписи (магнитофоны, музыкальные центры и др.), компьютерные системы являются важным и необходимым средством преподавания различных учебных предметов.
Наблюдения показывают, что наиболее популярными из СМК, используемыми в процессе преподавания музыки, следует выделить видео, музыкальные центры и мультимедийные компьютерные системы. Они помогают выступающим выполнять разнообразные функции: музыковеда, исполнителя, слушателя. Особое значение при этом приобретает компьютер.
Широкие возможности компьютера позволяют ведение музыковедческих баз данных, которые дают возможность ориентироваться в океане накопленной музыкальной информации, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных и сохранить, при этом, массу времени, работая на более грамотном и современном уровне. Информационное поле может быть расширено за счет автоматического перевода иноязычных материалов, необходимых музыковеду.
Мир – это единое информационное пространство, в котором происходит постоянное развитие сферы информационного производства – уровень "медиатизированный”, опосредованный техническими устройствами.
Но самое главное – доступ к ресурсам сети Интернет, что даёт колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов Интернет значительно позже других, но, несмотря на это количество полезной информации в WWW стремительно продолжает расти, и, очевидно, возникают трудности качественного отбора нужной продукции. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету "Музыка” – это библиографическая информация, аудио видео фонд. Интернет – это тот мир, где живут сегодня нынешние дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации, в особенности по предмету "Музыка”.
Здесь можно найти ссылки на информацию о музыкальных конкурсах и фестивалях, выйти на серверы музыкальных учебных заведений, обществ, фондов, студий и филармоний, на серверы театров, концертных залов музеев, а также музыкальных коллективов, что так необходимо учащимся нашего города для соприкосновении с прекрасным. Здесь имеются ссылки на звукозаписывающие фирмы и магазины компакт-дисков, а также сетевые магазины компакт-дисков, позволяющие покупать самое необходимое прямо в Интернете. Можно послушать музыкальные произведения хорошего качества прямо из Интернета, найти ссылки на книжные и нотные издательства и библиотеки, информацию о музыке, композиторах исполнителях, музыковедах, а также на сетевые музыкальные конференции, конкурсы.
Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций. Внедрение компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, в жизнь современной школы проходит с возрастающей скоростью.
Область педагогики расширяется с каждым годом и в настоящее время адаптирует новую форму обучения – дистанционное (дистантное) образование. Предмет "Музыка” также не остаётся в стороне и включается в компьютерные телекоммуникационные соревновательные проекты – олимпиады и конкурсы, проводимые с помощью on-line Интернет и электронной почты, что способствует добыванию необходимых знаний, побуждению мотивации, развитию устойчивого познавательного интереса к музыке, формированию положительных эмоций к самому предмету. Новая область педагогики – "дистанционная педагогика” позволила расширить и область частных предметных методик. Некоторый практический опыт дистанционного педагога в области музыкального образования обусловил становление дистанционной методики преподавания предмета "Музыка”.
Телекоммуникационная среда побуждает учащихся действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая своё собственное понимание предметного содержания обучения. Несмотря на широкие музыкальные возможности персонального компьютера и компьютерных телекоммуникаций, использование их в учебно-воспитательном процессе не является еще традиционным, на что указывают отечественные исследователи М. Гольцман, Ю. Первин, Н. Первина [2]. Поэтому в данной статье рассматриваются лишь некоторые аспекты этой проблемы, в частности применение СМК в организации учебной, научно-исследовательской деятельности и дистанционного образования учащихся гимназии №1 города Братска по предмету "Музыка”.
В организации учебной деятельности, а именно в процессе преподавания музыки, играющей значительную роль в жизни человечества, можно наблюдать, как она познаётся и рассматривается с точки зрения информатики и позволяет иметь представление о средствах музыкальной информации с использованием музыкальных возможностей компьютера.
Так, в 1-ом классе III четверти при прохождении темы "Что такое музыкальная речь?” или "Как говорит музыка?” использовались программно-методические средства музыкального редактора "Шарманщик”, которые позволили разделить данную тему на два уровня:
I уровень – общеобразовательный, включающий понятие нотного стана, высоты звука и его длительности, темпа; II уровень – углублённый, который содержит знаки альтерации, паузы, ноты с точкой и др. Этот вариант предлагается учащимся с повышенным уровнем обученности.
Во 2-ом классе при прохождении тем II четверти "Интонация” и III четверти "Развитие музыки” развиваются творческие способности учащихся в плане композиционного сочинения музыки, в основе которого лежит заданное учителем зерно интонации, имеющее развитие за счёт элементов музыкальной речи.
После объяснения теоретического материала учащимся предлагается практическое задание по отработке определённых и необходимых при этом умений и навыков. Дети приходят к выводу, что музыка – это организованная звуковая информация, которую можно записать последовательностью специальных символов.
Как видно, темы, предлагаемые программой по предмету "Музыка” интегрируются с курсом информатики, переплетаясь в две основные линии – информационную и творческую.
Научно-исследовательская деятельность учащихся также является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, т.к. она способствует развитию интеллектуальной инициативы, создаёт предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям.
Научно-исследовательскую деятельность учащихся по предмету "Музыка” можно рассматривать в следующих аспектах: • теоретико-исследовательская работа, направленная на изучение литературных источников, составление рефератов, докладов, написание статей; • экспериментальная работа, ориентированная на опытную проверку тех или иных в науке и музыкальном искусстве закономерностей с использованием классических методик, с последующим описанием результатов; • создание творческих проектов, направленных на культурные различные и духовные ценности с использованием известных методик и написание отчётов, рецензий.
Все эти положения позволяют говорить о том, что научно-исследовательская деятельность учащихся гимназии №1, в том числе и по предмету "Музыка” может стать крепкой основой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса, освоения инновационных технологий, наиболее полно отвечающим современным потребностям образования.
Следует отметить, что, в МОУ СОШ №1 образовательная область "Искусство”, а именно предмет "Музыка”, впервые представляет свои наработки научно-исследовательского поиска. Такую творческую группу по предмету "Музыка” представляют учащиеся параллели 7-8-х классов.
Учащимся дано право выбора темы, которую они желают изучать и исследовать, а также с кем бы они хотели сотрудничать в процессе исследования своей проблемы: в паре, индивидуально или творческой группой. Предлагаемый тематический выбор достаточно широк и разнообразен, например: 1. Жизненный и творческий путь любимого композитора (русского, зарубежного). 2. Представители "Могучей кучки” – кто они? 3. История одного шедевра (о любимом произведении). 4. Из жизни музыкальных инструментов: клавишные; струнные; струнно-смычковые; духовые и т.д.. 5. Образ природы в искусстве. 6. Женские образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. 7. Что есть красота в искусстве? 8. Сказка в музыке. 9. Богатырские образы в искусстве. 10. Поэзия в музыке. 11. Битлз – любовь моя. 12. Музыкальный калейдоскоп современности.
Учащиеся, занимаясь научно-исследовательской работой по предмету "Музыка”, приобретают соответствующие навыки в формировании умения адекватно воспринимать и оценивать продукцию СМК (развивать сферу информационного производства, используя "медиатизированный” уровень опосредованный техническими устройствами).
Телекоммуникационные олимпиады, турниры, конкурсы являются переходными формами обучения от традиционного к дистанционному и способны сыграть важную роль в активизации познавательного интереса к музыке.
Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки и определения психолого-педагогических условий её оптимального функционирования. В МОУ СОШ №1 в медиацентре уделяется первостепенное внимание развитию новых информационных и образовательных технологий, в котором создаются и систематически пополняются информационные папки, базы данных по всем учебным дисциплинам, в том числе и по предмету "Музыка”. Медиатека формирует базу данных, которая обеспечивает возможность необходимого информационного поиска и располагает доступом к аудио и видео-документам, способствующим развитию и формированию медиакоммуникативной образованности учителя и учащихся.
Решение этих задач, включения учащихся в активную познавательную, поисковую и исследовательскую деятельность, в значительной мере позволит усилить образовательный и воспитательный потенциал медиаобразования, а также будет способствовать расширению и углублению интереса учащихся к музыке.
Поскольку направление "Медиаобразование” по своей сущности процесс новый и непрерывный, оно требует дальнейшего, более углублённого и тщательного исследования. Но уже на данном этапе, как отмечают учёные, исследователи, педагоги-практики, медиаобразование способствует не только эффективному развитию познавательного интереса к музыке как к школьному учебному предмету, но и как к виду искусства.
Литература:
1. Быховский Я.С., Калеников А.В. и др. Перспективная модель дистанционного образования: телекоммуникационные олимпиады / под редакцией А.В. Могилева. – Москва: "Прожект Хармони, Инк.” 2000. – 54 с. 2. Гольцман М., Первин Ю., Первин Н. Элементы музыкальной грамоты в курсе раннего обучения информатике. // Информатика и образование, 1991, №4. 3. Иванова Л.А. Медиаобразование учащихся среднего школьного возраста на уроках иностранного языка. – В сб.: Вопросы педагогического образования. – Иркутск, 1999, с.107-115. 4. Стефановская Т.А., Иванова Л.А. Технология медиаобразования школьников-подростков средствами видео в процессе изучения интегрированного курса "Французский и медиаобразование”, там же с. 115-124.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Медиаобразование, как средство активизации познавательного интереса учащихся"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.