Режиссер Эльдар Александрович Рязанов (р. 18.11. 1927) говорил, что директор
киностудии «Мосфильм» И.А. Пырьев своим авторитетом «надавил» на него, заставив
снимать комедию: «В период постановки «Карнавальной ночи» я отказывался четыре раза».
Он также предложил на роль Огурцова Игоря Ильинского, звездности которого Рязанов
поначалу боялся.
Игорь Владимирович Ильинский (24.07.1901—13.01. 1987) — один из корифеев театра
и кино, начал свой творческий путь еще во времена Великого немого: «Аэлита» (1923),
«Папиросница от Моссельпрома» (1924), «Закройщик из Торжка» (1925), «Мисс Менд»
(1926), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927), «Кукла с
миллионами» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930) и др., — получив титул первого
комика отечественного кино. Но затем сниматься стал реже, отдавая все силы Малому театру
в качестве актера и режиссера.
Самые известные фильмы с его участием: «Волга-Волга»
(1938), «Хирургия» (1939), «Гусарская баллада» (1962).
В свою очередь, великий актер не хотел повторения, поскольку уже сыграл Бюрократа
с большой буквы — Бывалова в «Волге-Волге», — ставшего символом бездушного чинуши
от культуры. Но мастер и начинающий режиссер удивительно быстро нашли общий язык и
яркие краски для героя, который из образа-маски в сценарии обрел трехмерность и, наряду с
«типичностью», индивидуальность.
Среди большого числа претенденток на главную роль пробовалась и студентка
Людмила Марковна Гурченко (12.11.1935—30.03.2011), ставшая после роли Леночки
Крыловой настоящей звездой нашего кино. Но ее творческий путь не был легким и
усыпанным розами: после «Карнавальной ночи» ее рвали на части, приглашая на встречи и
концерты. Потом был провал «Девушки с гитарой» (1958), фельетон в прессе и отлучение от
кино практически на 15 лет. Этапной для актрисы стала роль в фильме Трегубовича «Старые
стены» (1973), раскрывшая ее драматический потенциал.
За нее Гурченко была удостоена
Госпремии РСФСР. Ее вновь стали много снимать, причем роли были разноплановые.
Она снялась в фильмах «Тень» (1971), «Открытая книга» (1973), «Дневник директора
школы» (1975), «Строговы» (1975–1976), «Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров»
(1978), «Сибириада» (1978, в четырех фильмах), «Уходя — уходи» (1978), «Любимая
женщина механика Гаврилова» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Аплодисменты,
аплодисменты» (1984), «Моя морячка» (1990, где выступила и как композитор), «Старые
клячи» (2000), «Пестрые сумерки» (2009, главная роль, режиссура).
Но она поистине блистает именно в музыкальных фильмах и комедиях «Табачный
капитан» (1972), «Соломенная шляпка» (1974), «Небесные ласточки» (1976), «Мама» (1976),
«Любовь и голуби» (1984) и др. Она была рождена стать звездой мюзикла, российской
Лолитой Торрес, но ее вокальное и комедийное дарование использовали мало.
На пробах «Карнавальной ночи» Гурченко спела песенку из кинофильма «Возраст
любви», изо всех сил подражая любимой Лолите Торрес. И пробы не прошла. Фильм начали
с другой актрисой — Людмилой Касьяновой. Но та вдруг уехала к Козинцеву на
«Ленфильм», поскольку он предложил ей роль Дульсинеи Тобосской в «Дон Кихоте».
Группа осталась без героини.
И тут в роли Судьбы опять выступил Пырьев: встретив как-то Гурченко в коридоре
«Мосфильма» и внимательнее к ней приглядевшись, он за руку привел ее к Рязанову,
заставив сделать новую пробу. И добился утверждения дебютантки. Всесильный директор
«Мосфильма» очень любил комедии. Он пристально следил за ходом съемок, отсматривал
отснятый материал, порой устраивал своему протеже разносы, но публично защищал его и
поддерживал.
Фильм, задуманный поначалу как музыкальное новогоднее ревю (поэтому в нем более
трети метража занимают концертные номера), благодаря Ильинскому приобрел
сатирическую заостренность без скучной морализации. Фразы бюрократа от культуры —
«Товарищи, есть установка весело встретить Новый год», «Бабу-ягу со стороны брать не
будем: воспитаем в своем коллективе», «Главное, понимаешь, сурьезно», «Я и сам шутить не
люблю, и людям не дам» и др. — сразу разошлись на цитаты.
Картина была прекрасно встречена зрителями: лидер проката (48,64 миллиона
зрителей), по опросу читателей журнала «Советский экран» — лучший фильм 1956 года,
призы Всесоюзного кинофестиваля в Москве (1958) и международного в Эдинбурге (1957),
по выходе на экран сразу стала классикой отечественной музыкальной комедии.
Долгие годы «Карнавальную ночь» как «дежурное блюдо» телевидение «подавало» к
новогоднему столу. И свой самый звездный фильм всегда смотрел Юрий Андреевич Белов
(31.07.1930—31.12.1991). На гребне успеха, в 50-х, он много снимался: «Девушка без адреса»
(1958), «Неподдающиеся» (1959)… Но потом главные роли стали второстепенными и
эпизодами: «Алешкина любовь» (1961), «Весна на Заречной улице» (1956), «Гусарская
баллада» (1962), «Приходите завтра» (1963), «Королева бензоколонки» (1963)… А потом его
и вовсе практически перестали снимать. Как обычно, 31 декабря 1991 года «Карнавальная
ночь» стояла в программе ЦТ, но больное сердце Юрия Белова остановилось ранним утром,
до показа фильма.
Фразы из фильма, ставшие крылатыми
Товарищи, есть установка весело встретить Новый год (Огурцов).
Бабу-ягу со стороны брать не будем: воспитаем в своем коллективе (Огурцов).
Главное, понимаешь, сурьезно! (Огурцов)
Я и сам шутить не люблю, и людям не дам (Огурцов).
Заслушаем клоунов (Огурцов).
Добавьте сюда еще людей — будет большой, массовый квартет (Огурцов).
Подберите сурьезный репертуар (Огурцов).
Басня — это хорошо, басня — это сатира. Нам гоголи-щедрины нужны (Огурцов).
Мы должны провести наше мероприятие так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать
(Огурцов).
Но стоит нам только взять телескоп и посмотреть вооруженным глазом, мы уже видим
две звездочки, три звездочки, четыре звездочки… Лучше всего, конечно, пять звездочек…
(Лектор)
Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно. Наука пока
еще не в курсе дела (Лектор).
Короче, дело ясное (Огурцов).
Перейдем к существу вопроса (Огурцов).
Необходимо приложить игру фантазии, чтобы в соответствии со сметой провести наше
мероприятие, так сказать, на высоком уровне, товарищи (Огурцов).
Мы должны воспитывать нашего зрителя. Его голыми ногами не воспитаешь. Костюмы
надо заменить, ноги изолировать (Огурцов).
— Танец так поставлен.
— Переставьте!
Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок… (Огурцов)
Эта ваша музыка. Дает она что-то? Нет, не дает. А надо, чтобы давала. Нужно, чтоб
музыка тебя брала, нужно, чтобы она тебя вела, но в то же время и не уводила (Огурцов).
Официально заявляю: за все, что здесь сегодня было, лично я никакой ответственности
не несу! (Огурцов)
Люди! Ау-у! (Лектор) Мечтаете петь также красиво, как Людмила Гурченко в фильме "Карнавальная ночь"? Вы обязательно добьетесь успеха, если будете регулярно посещать уроки вокала в Москве и заниматься с профессиональным преподавателем пения.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Карнавальная ночь"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.