Добавить компанию




ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ БАРОККО
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО XIX века
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ХХ-XXI веков

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ » КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ХХ-XXI веков




Человек играющий — феномен современного искусства

Просмотров: 4692 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Особое значение в искусстве наших дней приобретает явление сосуществования различных музыкальных культур, которое способствовало возрождению многих интонационных, ритмических, структурных закономерностей и обогащению композиторской практики оригинальными стилевыми решениями. «Современное искусство, осуществив сведение разных эпох в единую историческую перспективу, объединило в себе культурно-художественные парадигмы прошлого и настоящего» (Л.Дьячкова).

Стилистическая многослойность, ставшая основной чертой XX века, привела к возрождению барочных, классических и романтических тенденций. Это объясняется тем, что художники видят в обращении к прошлому основной фактор согласования разнонаправленности жизненной и творческой сфер.

Если в предыдущие века было возможно выявить индивидуальный стиль композитора и при этом описать общий стиль эпохи, то, характеризуя XX век, следует говорить о стилистическом плюрализме — естественном отражении противоречивости времени: XX столетие было полно катастрофических социальных потрясений, и в то же время это век реорганизации человеческого сознания в связи с многочисленными открытиями в области науки и техники. Все эти события привели к изменению мироощущения, которое проявилось прежде всего в утере былого гармоничного взгляда на мир. Изменения коснулись и искусства начала XX века.

Адекватной формой воплощения плюрализма в музыке становится феномен игры, и на авансцену выходят художники, занимающие позицию человека играющего.

Хосе Ортега-и-Гассет

На первое место наряду с Homo Sapiens, человеком разумным, выдвигается Homo Ludens, человек играющий. Эта идея всецело завладела творческими умами. Параллельно в разных науках складываются концепции человека играющего. В философии она представлена X. Ортегой-и-Гассетом, в культурологии — И. Хейзингой, в художественном творчестве — Г. Гессе. Концепция Homo Ludens легла в основу романа Г. Гессе «Игра в бисер», в котором писатель нарисовал идеальное общество будущего, владеющее способностью вести интеллектуальную «игру в бисер», доступную лишь узкому кругу посвященных. Во второй половине XX века идею продолжил Хулио Кортасар, объединив ею две книги «Игра в классики» и «62. Модель для сборки».

Герман Гессе

 

«Игровой эффект состоит в том, что разные значения одного элемента не неподвижно сосуществуют, а «мерцают». Каждое осмысление образует отдельный синхронный срез, но хранит при этом память о предшествующих значениях и сознание возможности будущих» (Ю. Лотман). Исходя из данного положения можно сказать, что в произведениях искусства современности происходит игровое осмысление художественных моделей. При этом нередко в качестве таких моделей может выступать стиль, а идея игры представлять собой либо «игру со стилями», либо «игру в стиль».

Хулио Кортасар

Вопреки утверждению И. Хейзинги о том, что «продуцирование в изобразительном искусстве протекает совершенно вне сферы игры», в живописи XX века концепция игры явно присутствует. Например, произведения мирискусников характеризуются «игрой в стили» разных эпох, а также внеевропейских традиций, связанных с философией Востока и фольклором.

Ярко проявляется «игра в стиль» и «игра со стилями» в литературе. Так, роман Д. Джойса «Улисс», «вместил в себя всю литературу со всеми ее стилями и техниками письма и выразил все, что искусство способно сказать о человеке» (С. Хоружий).

Джеймс Джойс

Х.Л. Борхес составил свои книги из ряда рассказов, в которых ощутимы разные исторические стили, а также стили научного исследования и журналистской публицистики. При этом включенные в ту или иную книгу рассказы часто являются стилистически контрастными. Так, книгу «Сад расходящихся тропок» составляют семь рассказов. В предисловии автор поясняет, что книга составлена из разных по жанру рассказов, упоминая о детективе и фантастике. Кроме того, Борхес признается, что его первый и пятый рассказы — это комментарий и примечания к воображаемым книгам.

Хорхе Луис Борхес

 

В романе У. Эко «Имя розы» автор играет со стилями, объединяя их в своем произведении. Название «Имя розы» — строчки из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». У Шекспира — это слова Джульетты: «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет».

Умберто Эко

Роман Эко представляет собой перевод средневекового текста — «Записок отца Адсона из Мелька», сделанный во второй половине XX века. При этом хотя автор и отмечает: «Переписывая повесть, я не имею в виду никаких современных аллюзий», — все же при чтении ощущается редакция автора — ученого-медиевиста. В предисловии указывается также на стилистическую двойственность этого документа: по описываемым событиям он скорее всего должен принадлежать к XIV веку, но по своему языку и набору цитат — к ХII–ХIII векам.

Эскиз к кинофильму по роману У. Эко «Имя розы»


В музыке «стиль живет тем же, что и игра: ритмом, гармонией, чередованием и повторением, рефреном и метром» (И. Хейзинга). Опираясь на это положение, попытаемся выявить некоторые характерные особенности индивидуально-авторского стиля наиболее крупных, на наш взгляд, фигур музыкального искусства XX века, выделяющихся в многоликой стилевой картине признанных классиков современности, — И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.Г. Шнитке.

Индивидуальность стиля в творчестве композиторов XX века во многом объясняется преобладанием неустойчивости стилистических систем, что открывает широкие возможности для появления любых творческих манер. Творчество современных композиторов весьма многолико, разнообразно и несводимо к одному направлению. В то же время в подобном многообразии присутствуют и общие черты. Одна из таких черт — преобладание идеи «игры», которая воплощается композиторами по-разному.

Общим принципом, влияющим на осмысление художественных моделей посредством игровых принципов, становится полистилистика.

Полистилистика — это композиционная техника, основанная на соединении в одном произведении нескольких стилевых моделей и предполагающая оперирование (а можно сказать, игру) всеми стилями всех эпох, находящихся в рамках «большого Текста культуры».

Игорь Стравинский для каждого опуса ставил новую стилевую задачу, тем самым подменяя идею единства стиля противоположной тенденцией — «игрой в стиль». Каждое произведение композитора представляло собой новую стилевую модель. Так, в основу балета «Жар-птица» положена фольклорная модель. Балет «Петрушка» ориентирован на модель городской культуры, а балет «Весна священная» воссоздает модель языческого обряда жертвоприношения. В балете «Петрушка» композитору с помощью полистилистики удается воссоздать картину многоголосья «народного гулянья на Масленой».

А. Бенуа. Сцена Масленицы из балета Стравинского «Петрушка». 1917

 

Музыка первой картины необычайно ярко и жизненно передает праздничный уличный быт Петербурга. «Играя со стилями» городской культуры, композитор сочетает разнородные интонации гармоний, тембров, создавая обстановку шумной толчеи. Сцена построена на чередовании различных эпизодов: «темы гулянья», эпизода гуляк, балаганного деда, шарманщика с уличной танцовщицей, музыкального ящика с другой уличной танцовщицей, фокусника, оживляющего кукол и их пляски. Композитор предполагает использование цитат подлинных фольклорных фрагментов и их импровизационное развитие, допускающее применение диссонантной гармонизации, новаторства в области ритма.

Появление шарманщика отмечено звучанием городской песни «Под вечер осенью ненастной», которой свойственны характерные для шарманки призвуки и несовпадения мелодии и аккомпанемента. Вслед за этой мелодией звучит французская песенка «Деревянная нога», которую Стравинский слышал в исполнении шарманки на юге Франции. Под эту песню танцует уличная танцовщица.

Далее композитор продемонстрировал одновременное звучание на празднике сразу нескольких «исполнителей»: шарманщика с танцовщицей и музыкального ящика с другой танцовщицей. При этом поочередно обе песни «Под вечер осенью ненастной» и «Деревянная нога» накладываются на звучание музыкального ящика, исполняющего городскую песню «Чудный месяц плывет над рекою». Кроме того, они сочетаются также с призвуками шарманки и звенящим тембром музыкального ящика, который воспроизводится в оркестре колокольчиками в сопровождении челесты с пассажами рояля.

«Homo Ludens» является главным персонажем творчества Сергея Прокофьева. Композитор «играл» яркими, неповторимыми контрастами художественные идей. В этом проявлялось стремление автора наполнить свое творчество всем богатством и разнообразием мира. Стилевые контрасты, присутствовавшие в музыке Прокофьева, можно объяснить также разносторонностью его творческих интересов: отсюда грациозность «Классической симфонии», хрупкость «Золушки», острота «Сарказмов», мудрость и лиричность «Сказок старой бабушки» и Седьмой симфонии.

Специфика игры Прокофьева заключается в использовании им стилевой аллюзии, чаще всего направленной на стилизацию прежних эпох. Изображая давно ушедшие времена, как, например, в балетах «Ромео и Джульетта», «Золушка», или намеренно вызывая ассоциации с классическим стилем, как в Первой симфонии, Прокофьев не стремился воспроизвести стиль или жанры конкретной эпохи. Для композитора важно современное представление о старине, которое можно передать, к примеру, хорошо известными старинными европейскими танцами, такими как менуэт и гавот, вызывающими у слушателей пространные исторические, но в то же время конкретные образные ассоциации.

Помимо «игры в стилевую аллюзию», композитор использовал «игру в стиль» для передачи свойств того или иного персонажа. Неоднократно Прокофьев применял хорал: в качестве характеристики Патера Лоренцо в балете «Ромео и Джульетта» и тевтонских рыцарей в кантате «Александр Невский».

Тенденцию «игры в стиль» продолжил Дмитрий Шостакович.

Особенность композиторского Я проявляется в том, что за «игрою в стиль» композитор скрывал истинный смысл произведения. «Тайнопись» оказывается индивидуальной чертой композиторского стиля Шостаковича. Это же свойство реализуется в частом использовании композитором звуковых монограмм, позволяющих зашифровывать символы философского содержания. Авторская монограмма Шостоковича — DSCH, в ней латинские буквы имени и фамилии композитора соответствуют названию нот латинского звукоряда: «ре», «ми-бемоль», «до», «си».

Звуковая монограмма была впервые применена И.С. Бахом, который звуками изображал визуальный образ креста.

Смысловая суть монограммы в творчестве различных композиторов простирается от лирического посвящения до шутки. В музыке XX века монограмма отвечает личностной направленности, усиленной рефлексивно-философским акцентом. Для Баха монограмма означала фундаментальный образ мира, для Шостаковича — средство тайнописи, а для Роберта Шумана и Эдисона Денисова, наряду с прочим, остроумную шутку. Фортепианный цикл «Карнавал» Р. Шумана представляет собой вариации на четыре звука:

Эти ноты-буквы составляют название чешского городка Аш (Asch), в котором жила возлюбленная Шумана Эрнестина фон Фрикен, и в то же время образуют первый звук фамилии самого композитора (SCH). Наполняя содержания пьес «Карнавала» глубоким философским смыслом, Р. Шуман придает циклу и юмористическое звучание.

Интонация EDS, которая часто встречается во многих произведениях Денисова, — его своеобразная роспись. Играя звуками своей монограммы по правилам серийной техники, в которой работал композитор, он повторяет последовательность звуков, создавая обозначение своего имени и фамилии.

Монограмма — не единственный пример обращения Шостаковича к стилю Баха. Вслед за великим немецким композитором Шостакович написал цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги». Подобное обращение к баховскому циклу достаточно часто встречается. Вспомним циклы Щедрина или Хиндемита. Но если во времена Баха создание этого цикла дало возможность систематизировать и обобщить все имеющиеся к этому периоду опыты с темперацией, что оказало огромное влияние на всю звуковысотную систему музыки Нового времени, то для композиторов XX века это не только поклон Великому Музыканту, но и «Ludus Tonalis» («Игра тональностями» — название цикла Хиндемита, драматургически воссоздающего цикл Баха).

Наполняя свое произведение стилями разных композиторов, Шостакович подобрал цитаты, зашифровав основной смысл своего сочинения. Зашифровывать смысл композитору приходилось в связи с политической цензурой, в то же время это давало ему возможность выражать свои идеи. После разгромной критики в газете «Правда» оперы «Леди Макбет Мценского уезда» появилась статья А. Толстого о Пятой симфонии Шостаковича, которую писатель счел свидетельством «исправления» заблудшего художника во многом благодаря смыслам, зашифрованным в финале сочинения.

Здесь встречаются цитаты из арии Ленского оперы «Евгений Онегин» Чайковского, Марша Черномора из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, Шествие на казнь из «Фантастической симфонии» Берлиоза и некоторые другие. Критиков обманул сам факт обращения Шостаковича к классике, а также жизнеутверждающая направленность выбранных цитат. Однако все цитаты были связаны с мотивами Страшного суда, смерти, казни и в достаточной степени указывали на трагический финал. За каждым мажорным, ярким и протяженным по времени оптимистическим разделом музыкальной формы непременно следовало трагическое опровержение.

Учитывая, что выбранные Шостаковичем цитаты были наполнены зловещим смыслом, их драматургическое местоположение «перечеркивало» только что отзвучавшие светлые, жизнеутверждающие эпизоды и придавало всему произведению истинный окончательный смысл.

Творчество Шостаковича отражало глубокие противоречия современной ему действительности, в свете чего концепция «игры в стиль» приобретает глубоко трагичное философское содержание.

Альфред Шнитке также оказался вовлеченным в «игру в стиль», но уже во второй половине XX века. В это время происходил синтез всех предшествующих достижений искусства, всего многообразия стилей, техник и жанров. В творчестве Шнитке подобная особенность преломилась в характерном совмещении в одном произведении прошлого и будущего, что позволяет слушателям ощущать себя находящимися вне времени. Шнитке соединял в одном произведении разнообразные контрастные стили. Шнитке «играл в стиль», воспроизводя в «Гимнах» для камерного ансамбля стиль древнерусской музыки, в «Старинной сюите» — стиль старинных западноевропейских танцев, а стиль Стравинского, Прокофьева и Шостаковича, объединенный стилем самого Шнитке, — в «Посвящении Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу».


Альфред Шнитке

 

Пожалуй, наиболее яркий пример — Concerto grosso № 1, где взаимодействуют как стили эпох — барокко, романтизма, современности, так и стили композиторов — Баха, Вивальди, Чайковского и, безусловно, самого Шнитке. Играя со стилями, Шнитке создавал философски значимую драматургию.

Таким образом, идея игры становится тотальной для искусства XX века, проявляясь в творчестве каждого композитора по-разному. Стилевое разнообразие дает широкую возможность русской музыке XX века разрабатывать новые области содержания, для отражения которых необходимы также новые средства музыкальной выразительности.

Концепция «человека играющего» позволяет, с одной стороны, свести в единую парадигму все многообразие современного искусства, а с другой — показать разнообразие решений, представленных авторским стилем. При этом выявление некоторых характерных особенностей индивидуального творчества определяет портрет человека играющего с позиции концепции современного искусства.

Педагогам же разработка феномена человека играющего позволит решить несколько задач.

1. На одном уроке познакомить учащихся сразу с несколькими стилями.

2. Обострить момент сопоставления на уроке, что придаст ему логическую направленность и динамику.

3. Усилить драматургические моменты построения урока появлением различных интриг: либо в виде отгадывания стилей разных композиторов, либо в виде расшифровывания тайнописи, либо в виде попытки «играть в стиль», следуя творческим путем, которым прошел в данном произведении композитор.

Елена ПИРЯЗЕВА,
научный сотрудник ИХО РАО



Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Человек играющий — феномен современного искусства" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.



По материалам: http://art.1september.ru/
2010-02-13


Теги: советское кино, Документальные фильмы

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0