Традиционной иранской музыке трудно подобрать аналоги в
европейской традиции. Она никогда не использовалась в религиозных церемониях -
в исламе подобное недопустимо. Ее не назовешь народной - она доступна только
профессиональным исполнителям и требует подготовленного слушателя. Музыка эта
ни в коем случае не развлекательная, у нее совершенно другое настроение.
Способен ли вообще человек, впервые услышавший музыку Ирана в зрелом возрасте,
оценить ее красоту и проникнуться ее особой страстностью? Даже если ничего не
знать об этой музыке, она может пробрать до мурашек по коже. Но лишь в том
случае, если отстраниться на время от ритма повседневности и понять, что
движение бывает не только вперед или назад.
В основе музыки исламского мира лежит удивительная форма под
названием макам. Это одновременно и лад, кардинально отличный от
темперированного европейского, и принцип музицирования, и последовательность
мелодических звеньев. Считается, что первоначальных макамов было семь по числу
пророков.
Вообще, иранская музыка удивительно вписывается в персидскую
культуру. Утонченность мелодических и ритмических украшений напоминает
растительные узоры ковров, цветной орнамент мечетей, выписанные до мельчайших
деталей средневековые персидские миниатюры и россыпь метафор в поэзии на языке
фарси. Есть в этой музыке и другой элемент - страсть, экстаз высочайшего
накала. В этом ее связь с мистикой суфиев, древней секты, которую не одобрял
ортодоксальный ислам. Недаром "макам” (а с арабского это слово переводится как
"место”) означает еще и ступень духовного совершенствования, приближающая к
созерцанию Божества. Недаром одним и тем же словом "хал” музыканты обозначают
вдохновение, а суфии - внезапное, даруемое свыше озарение, сравнимое с ударом
молнии прямо в сердце, когда душа очищается от земного и способна принять
небесные дары.
Ритм этой музыки универсален, он увязан с общим потоком
времени и с натурой человека. В древности считалось, что двадцать четыре усула
(т.е. ритмических рисунка) соответствуют двадцати четырем часам суток. Усулы
заключены и в человеческом теле, ибо биение сердца изменяется с каждым часом.
По-разному в разных усулах бьется сердце здорового человека и сердце больного с
высокой температурой, сердце бодрствующего и спящего.
Как и всякая великая традиция, иранская музыка зародилась в
результате синтеза совершенно разных начал. Это произошло в седьмом веке, веке
возникновения ислама и создания халифата. Истоки иранской музыки - в великолепии
двора древних правителей. Даже столетия спустя сохранилась память о некоторых
правителях, как о ценителях музыки, собиравших под свое крыло известных
музыкантов из Ирана и соседних стран. На каменных барельефах и серебряных
блюдах той эпохи застыли музыканты со своими инструментами.
Несколько любителей музыки собирались в саду или небольшом
помещении, располагаясь в непосредственной близости от музыкантов - обычного
ансамбля из вокалиста, исполнителя на ударных и одного или двух исполнителей на
инструментах, ведущих мелодическую линию. Очень важным было близкое соседство с
немногочисленными слушателями, способными оценить мастерство музыканта,
проникнуться его настроением, оставаться внимательными с первой до последней
ноты. Недаром слово "хал” - "вдохновение” применялось к слушателям точно так
же, как и к музыканту.
Музыку при дворе иранских халифов исполняли большей частью
рабы из покоренных стран. Но часто их популярность была так велика, что они
получали свободу и становились законодателями музыкальной моды. Традиционная иранская музыка камерна, интимна, несмотря на
страстность или как раз в силу этого.
В последние два десятилетия жизнь в Иране строится по нормам
шариата. Если при шахском режиме большое распространение получила дешевая европейская
попса, то революция 1979 года наложила на такое "искусство” запрет. Женщины
теперь могли выступать только для женской аудитории, прежде чем попасть на
радио или телевидение музыкальные номера должны были получить одобрение
специальной комиссии. На своих домашних экранах люди не имели возможности
наблюдать сам процесс игры на инструменте, телеоператорам предписывалось
ограничиваться только крупным планом лица исполнителя. Было признано, что
занятия музыкой отрицательно сказываются на детях, и музыкальное образование до
16-ти летнего возраста резко сократилось. В последние годы ситуация в Иране
меняется в сторону большей терпимости. На государственном уровне утвердилось
понимание того, что традиционная музыка - уникальный вклад страны в культуру человечества.
Однако до сих пор лучшие из лейблов, продвигающих эту музыку, находятся за
рубежом.
Тому, кто начинает знакомство с удивительной иранской
музыкой важно понимать что именно он хочет услышать: авторскую композицию в
традиционном стиле или "нью-эйджевый” синтез с использованием всего лишь
отдельных элементов древнего искусства. Но в любом случае впереди у вас много
открытий.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Иранская музыка"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.