Франц Легар, сын военного капельмейстера Франца Легара и
его жены венгерки Христины Нейбрандт, родился 30 апреля 1870 года в
венгерском городке Комморне. Сюда забросила отца кочевая армейская
жизнь. Рождение первенца не могло изменить ее уклада. В пять лет он не только знал ноты, но мог
импровизировать на заданную тему, даже при накрытой полотенцем
клавиатуре — трюк, приписываемый маленькому Моцарту. В шесть лет написал
песню с собственным текстом, посвятив ее матери.
В 1882 году Легар успешно выдержал довольно трудный
экзамен в Пражскую консерваторию. Франц стал учеником профессора
Ферстера по теории музыки и директора Беневитца по классу скрипки.
В 1884 году полк отца перевели в Прагу. Теперь
Франц-младший мог снова жить в семье. На старших курсах консерватории
директор Беневитц познакомил его с Антонином Дворжаком,
шестнадцатилетний юноша и семидесятилетний маститый композитор
сблизились. Дворжак сыграл юному другу несколько своих новых композиций.
Легар рискнул и, замирая от волнения, показал Дворжаку свои. Это были
две сонаты, скерцо и каприччио. Дворжак просмотрел их очень внимательно.
«Недурно, совсем недурно», — бормотал он. Дойдя до конца последней
сонаты, он положил рукопись на стол и веско произнес: «Повесь скрипку на
гвоздь и будь композитором!» Легар, давно уже бравший тайком частные
уроки композиции у профессора 3. Фибиха, был окрылен. Он твердо решил
бросить консерваторию и заниматься только у Фибиха.
Итак — полная самостоятельность и свобода! Конечно,
Легар не хотел и думать о том, чтобы рассчитывать на помощь родителей.
Представилась возможность поступать в музыкальный театр в
Бармен-Эльберфельде первым скрипачом-концертмейстером, на жалованье 150
марок в месяц. Легар считал Бармен-Эльберфельд школой жизни, показавшей
ему театр изнутри. Но интенсивная работа не позволяла сочинять.
Громадная нагрузка не окупалась маленьким жалованьем.
В это время Легару-старшему удалось получить место
военного капельмейстера в Вене. Ему нужен был солист-скрипач.
Разумеется, он подумал о сыне.
Отец и сын отлично сработались. Они разделили между
собой дирижерские обязанности. Здесь, в Вене, Легар провел десять
месяцев. Он написал несколько небольших сочинений, из которых вальс
«Чары любви» и два марша были изданы. Но желание быть независимым берет
верх. Франц, узнав, что освободилось место военного капельмейстера в
венгерском городке Лошонце, становится в двадцать лет самым юным
капельмейстером в австрийской армии.
Стройный, элегантный, в красивом мундире, с
маленькими русыми усиками, Легар покорял сердца обывателей Лошонца и,
главным образом, разумеется, их дочек. Занятий ему хватало: помимо своих
прямых обязанностей — репетиций и выступлений с оркестром, он основал
квартет и давал уроки музыки. Но в нем крепла мечта об опере. Осенью
1893 года он начал сочинять две оперы: «Кирасир» и «Родриго». Ни одна из
них не двинулась дальше первых сцен, но молодой композитор, что
называется, набил руку, освоив многие технические трудности. Затем
родилась «Кукушка» — первое крупное музыкально-драматическое
произведение Легара.
«Кукушка» должна была решить судьбу Франца, быть ему
композитором или же остаться капельмейстером. В вечер премьеры старый
рабочий сцены театра в Лейпциге ободряюще похлопал по плечу трепещущего
автора: «Поверьте мне, вы будете иметь успех». Это было 27 ноября 1896
года.
Действительно, успех был. Однако «Кукушка» выдержала
не много представлений. После Лейпцига она прошла в Кенигсберге,
Будапеште (под названием «Татьяна»), наконец в Венской опере. «Кукушку»
постигла странная участь: она нигде не проваливалась и нигде не имела
настоящего успеха. После нескольких спектаклей и благоприятных печатных
отзывов публика переставала интересоваться оперой, и произведение
исчезало с афиши.
1 ноября 1899 года стало одним из звездных часов
Франца Легара. Началась его служба в Вене — столице Австро-Венгрии и
мировой оперетты, — пока в качестве капельмейстера 26-го пехотного
полка.
Когда его полк должны были перевести из Вены, он, не
задумываясь, объявил командиру, что остается в Вене и навсегда покидает
военную службу. Шел 1902 год.
Легар поступил в театр «Ан дер Вин» дирижером. Но он
не оставил мысли о творчестве. Ему хотелось сотрудничать с
профессиональным, маститым драматургом. Так он пришел к Виктору Леону —
едва ли не самому талантливому и плодовитому театральному писателю того
времени, автору либретто многих опер и оперетт.
Премьера «Венских женщин» состоялась в театре «Ан дер
Вин» в ноябре 1902 года. Наутро Легар прочел в газетах, что он — новая
величина современной оперетты. Вскоре оперетта «Венские женщины» пошла в
Берлине (под названием «Настройщик роялей») и в Лейпциге, где
называлась «Ключ от рая». Премьера «Решетника» состоялась 20 декабря
1902 года. Затем «Решетник» прошел 225 раз подряд!
В 1903 году Легар с Леоном и его соавтором Лео
Штейном начали работу над опереттой «Божественный супруг». «Божественный
супруг» шел и в других странах, в том числе и в России, но успех его
был не долгим.
Аналогичная судьба постигла и следующее произведение,
премьера которого прошла в конце того же 1904 года в театре «Ан дер
Вин», — оперетту «Шуточная свадьба».
И вот пришло время «Веселой вдовы». До последнего
момента директор театра «Ан дер Вин» Карчаг настаивал на том, что музыка
«Веселой вдовы» — это «никакая не музыка», премьеру ждет провал.
Репетиции оперетты шли по ночам. Декорации были составлены из фрагментов
оформления других оперетт, не было сшито ни одного костюма. Для
участников бала в посольстве Карчаг разрешил взять туалеты из «Гейши».
Перед самой премьерой директор предложил Легару
отказаться от нее, получив некоторое вознаграждение, «лишь бы не
позорить театр». Легар со слезами согласился; к счастью, исполнители
главных ролей, Мицци Гюнтер и Карл Тройман, уговорили его не сдаваться:
«Коли все уже потеряно, хоть раз, но сыграем».
Уже первый акт оперетты потряс зрителей,
аплодисментам не было конца, после второго акта разразилась овация,
неслыханная даже в «Ан дер Вин», публика потребовала выхода авторов, и
на сцену вместе с Легаром и актерами вышел раскланиваться улыбавшийся
Карчаг — поистине опереточная ситуация. Легар победил: «Веселая вдова»
покорила мир.
«Фольклор против рафинированности, музыкальная
наивность против сверхкультуры, экзотика против венского элемента. И все
это смешано в едином новом, незнакомо переливающемся общем тоне,
который завоевал весь мир» (Э Дечей). «Мерцающее, тремолирующее
облачение в духе Пуччини пронизывает мелодические находки… Даже
немузыкальным людям дарует эта музыка чувство мелодии», — писал биограф
Легара С. Чех.
Эти отзывы дают представление о восприятии музыки
Легара его соотечественниками и современниками, воспитанными на старой
опереточной школе.
«С „Веселой вдовой", — писал Легар через несколько
лет, — я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих
произведениях… Направление, которое взяла современная оперетта, зависит
от направления времени, публики, от всех изменившихся общественных
отношений. Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для
сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть
никогда. Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а
не смотреть и слушать откровенные глупости…» Примечательно, что
осознание значения «Веселой вдовы» пришло к нему не сразу. По меньшей
мере пять оперетт было написано за это время. Легар упивался пришедшей к
нему, наконец, славой — настоящей, мировой славой, со всеми ее
последствиями.
Новый крупный успех — оперетта «Княжеское дитя»,
поставленная 7 октября 1909 года в новом «Иоганн Штраус-театре»,
предназначенном специально для оперетты.
Легар сходится с драматургами А. Вильнером и
Р. Боданским, которые написали для него пьесу «Цыганская любовь». Не
лишенное политических намеков либретто в соединении с первоклассной
музыкой обусловили мировой резонанс другой оперетты «Граф Люксембург»,
которую Легар сочинял почти одновременно с «Цыганской любовью» и написал
всего за три недели: Такое возможно только в расцвете творческих сил
Композитор не особенно был доволен своей работой, называл ее неряшливой.
Но Карчаг в этот раз оказался прав: Легар «вытряс из рукава» мелодии,
которые на несколько лет завладели миром. Премьера в театре «Ан дер Вин»
была назначена на 12 ноября 1909 года. Легар боялся провала и надеялся
только на невнимание зрителей к музыке. Он приятно ошибся. Спектакль
имел ошеломляющий успех.
Премьера оперетты «Цыганская любовь» прошла 8 января 1910 года в «Карл-театре».
Пресса назвала лейтмотивы «Цыганской любви»
недостаточно своеобразными и упрекнула Легара в чрезмерном
эксплуатировании своего таланта. В самом деле — это была его третья
премьера в сезоне! Ставили в упрек также недостаток комического
элемента. За рубежом успех «Цыганской любви» был большим, нежели на
родине.
«Ева» («Фабричная девушка») — так называлось новое
произведение. Надо отдать должное либреттистам: они нашли место и
лирике, и танцам, и даже роскоши в наивном социальном контрасте. Музыка
«Евы», безусловно, удалась Легару. Самые пленительные темы, конечно,
отданы героине. Ее мотив открывает увертюру, трансформируясь позже в
тему дуэта.
Премьера прошла в «Ан дер Вин» в начале 1914 года, и уже к 8 мая оперетта прошла 100 раз.
Началась Первая мировая война. Для оперетты наступил
трудный период. Творческая растерянность чувствовалась и у Легара. Почти
десятилетие не появлялось из-под его пера ничего, равного по значению
«Веселой вдове» или «Графу Люксембургу».
После «Евы», несколько растерявшись от упреков в
«социалистических наклонностях», которых у него явно не замечалось, он
покончил с «глупостями» и комизмом. Композитор начал писать так
называемые «легариады» — оперетты, весьма мало схожие с «опереткой»,
предъявляющие драматизм, граничащий с трагедийностью, заканчивающиеся —
вещь, запрещенная в оперетке, — несчастливо. Как правило, большого
успеха «легариады» не имели. Достигшего мировой славы композитора
обвиняли в том, что он исписался.
Он оказался «жестким орешком», не отступил в отличие
от Оффенбаха и говорил: «Оперетта не умирает… Умирают только те, кто не
умеет с ней обращаться, — любители штампов и эпигоны. Каждый настоящий
художник — первопроходчик, пробивающий туннель через темные горы к
свету. Новый материал, новые люди, новые формы! Я — человек настоящего
времени, а все нынешнее время не что иное, как большая мастерская для
следующего поколения. Оно перестраивает драму, роман, комедию, почему бы
не оперетту? Нет последней волны в искусстве, как нет последней волны в
Трауне… Есть только одна инстанция, перед которой я склоняюсь, — это
моя совесть. В остальном я позволяю себя ругать и хвалить и делаю то,
что должен».
Легар не один преодолевал трудности. В 1923 году он
оформил брак с Софи. Уже 20 лет они были вместе, проверили глубокую
взаимную привязанность и пришли к решению. Друзья справедливо уверяли,
что «Легар женился для того, чтобы быть свободным». Софи умела незаметно
заботиться о нем, ни в чем его не стесняя.
Легара ожидал новый взлет. Хотя мало кто сейчас
помнит о написанных им произведениях после 1920 года. Однако оперетты
«Паганини» (1925), «Царевич» (1927), «Фридерика» (1928), «Страна улыбок»
(1928), «Джудита» (1934) живут хотя бы потому, что в отдельных мелодиях
Легар не сошел с пьедестала, а поднялся выше. Пусть как бы для
концерта, для исполнения их замечательным певцом Рихардом Таубером
создал он арии Паганини и Су-Хонга, мелодии эти продолжают звучать,
радуя человечество. До слез трогательный вальс Джудиты из одноименной
оперетты исполнялся уже не Таубером, и все же это — одна из вершин
опереточной музыки.
17 ноября 1929 года стало апогеем новой славы Легара.
В этот день на четырех сценах Берлина было дано девять легаровских
спектаклей. В день шестидесятилетия Легара, 30 апреля 1930 года, с 8 до 9
часов вечера по всей Австрии был объявлен легаровскии час: по радио, в
дансингах и концертах исполнялись только его произведения. Легар в это
время находился в Баден-Бадене. Он получил поздравления со всех концов
света. Вена встретила его пышными юбилейными празднествами и банкетами.
За успехом творческим пришел и успех финансовый. В
1931 году Легар купил в Вене просторный дворец постройки 1740 года,
принадлежавший моцартовскому либреттисту Людвигу Шиканедеру. Здесь
композитор и жил до самой смерти.
Легар умер 24 октября 1948 года в 3 часа дня.
ИСТОЧНИК: 100
великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. - М.: Вече, 2000.
Ничто не украсит вашу спальню так, как красивая постель. А для того, чтобы сделать ваши ночи еще более романтичными нужно всего лишь купить спальный гарнитур - красивый и удобный. С любимыми не расставайтесь!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Франц Легар. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.