О развитии
музыкального искусства в Древнем Риме судить еще труднее, чем о характере
музыки в Древней Греции. С одной стороны, сохранились сведения об удивительно
интенсивной н даже пышной музыкальной жизни Рима эпохи расцвета. С другой же -
отсутствуют какие-либо памятники, позволяющие ощутить направление творческого
процесса.
Еще более
осложняется это положение тем, что художественная культура Рима так или иначе
наследует некоторым историческим традициям Древней Греции в ходе своей
эволюции, а в последние века античного мира непосредственно соприкасается с
новыми явлениями, привнесенными распространением христианства. Древний Рим
по-своему продолжает то, что уже было достигнуто в Греции, переосмысливает это наследие,
создает как бы новый облик художественной культуры, переживает свой упадок и,
наконец, передает, насколько это возможно, эстетическое наследие античности
новой культуре средневековья.
По-видимому, в
истории Рима сложились особые, местные музыкально-поэтические формы,
сопряженные с бытом и общественной жизнью: свадебные, похоронные, триумфальные
песни. Большое значение приобрела также военная музыка (рога, трубы).
Древнегреческий авлос был заменен здесь тибией (разновидность того же
инструмента). Есть основания думать, что раннеримская культура обладала, при
всей своей незрелости, большим своеобразием, вернее, обещала большую
самостоятельность, чем показали в дальнейшем ее пути в области музыки.
Начиная с V,
особенно с IV века до н. э., греческие образцы отчасти заслонили постепенно
перед римлянами ценность их местного искусства. Те же тенденции в греческом
искусстве, которые были характерны для эпохи эллинизма, были не только
восприняты в Риме, но получили здесь интенсивное развитие. В глазах историка
местные художественные истоки и ранние греческие влияния почти сливаются - так
трудно различить самостоятельный путь древнеримского музыкального искусства.
Тем не менее, когда общий облик музыкальной культуры в Риме уже сложился, когда
музыкальная жизнь империи приобрела специфические для нее формы, современники
ощутили (и нам легко этому поверить) не только преемственность, но и
значительные различия между Грецией и Римом. Как и в Греции, в Риме связь
поэзии и музыки была очень велика: поэтические произведения пелись в
сопровождении кифары или авлоса (тибии). Однако это уже не было делом самого
поэта. Пышность и профессиональная выучка торжествовали в исполнении стихов.
Эклоги Вергилия и поэмы Овидия пелись с танцами в театре. Изменился и характер
музыки в драме. Хор в греческом понимании исчез из нее. Сами представления
имели не столько этически-воспитательный, сколько празднично-развлекательный
смысл. Сольное пение в сопровождении тибии, пластическая пантомима под
инструментальную музыку (ансамбль), иногда хоровые эпизоды - такова была музыка
в римском театре. Ко времени Нерона там увлекались виртуозностью: певцы (как и
танцовщики), в сущности, вытесняли драматических актеров со сцены.
Преувеличенное самомнение и капризы певцов-трагедов неоднократно осмеивались в
литературе. Организация клаки, высокие гонорары исполнителям, нездоровое их
соперничество - все это было крайне далеко от общественного пафоса греческого
трагического театра, от почетной обязанности в организации хора, от
прославленных побед Эсхила и Софокла на состязаниях.
Совершенно
изменяется сама общественная атмосфера, окружающая искусство, в далекое прошлое
отходит этос - в понимании Платона и Аристотеля. Меняется весь общественный
уклад в Римской империи - в сравнении с афинской демократией, а это,
разумеется, самым непосредственным образом сказывается и на характере больших
государственных празднеств в Риме. Широкие цирковые состязания, выступления
гладиаторов, огромные концерты рассчитаны на сильнейший и часто слишком внешний
зрительный или слуховой эффект. Народ более не участвует сам в празднествах,
его лишь потешают ими, отвлекая от возмущений и ропота. Как бы ни были
грандиозны римские зрелища, они по существу вовсе не демократичны. Большие и
громкозвучные ансамбли, колоссальные хоры, виртуозы певцы, кифареды, авлеты
выступают в Риме при Нероне (император в 54-68 годы). В исполнении пантомим
участвует инструментальный ансамбль, соединяющий греческих и восточных
музыкантов. Орган, ценимый за силу звука, пользуется большим успехом. Бой гладиаторов
идет под звуки трубы, рогов и гидравлического органа. Император Домициан
учреждает так называемые капитолийские состязания на Марсовом поле, на которые
стекаются певцы и инструменталисты со всего мира.
В Риме вообще со
временем становится обычным сосуществование музыкантов, представляющих разные
художественные культуры: здесь и греческие кифареды, и сирийские виртуозки, и
вавилонские виртуозы, и александрийские певцы, и андалузские танцовщицы с
кастаньетами. В Риме звучат и тибия, и кифара, и огромная лира, и арфа, и
вавилонская волынка, и орган, и труба, и систр, и всевозможные ударные.
Распространяя свою власть все шире в Европе и за ее пределами, Рим вовлекает в
художественную жизнь самые различные музыкальные силы, почему она и приобретает
уже некоторую пестроту. Из музыкантов, собранных отовсюду, составляются большие
ансамбли - для концертов, празднеств, пиров, пантомим. Кадры профессионалов
непрерывно растут, пополняемые пленными иноземцами. Знатные патриции содержат
целые хоры и оркестры у себя в домах. Учителям пения ставятся памятники.
Виртуозы певцы и кифареды пользуются огромной славой. Кифаред Анаксенор, певец
Тигеллий при Цезаре и Августе, кифаред Менекрат при Нероне, Мезомед при
Адриане, кифареды Терпний и Диодор при Веспасиане снискали и громкую славу, и
богатство, и всеобщее признание. Увлечение музыкой в гедонистическом ее
понимании вызывает в Риме и расцвет любительства. Сам Нерон решается выступать
как певец и кифаред. Музыкой охотно занимаются известные римлянки. Пению и игре
на кифаре обучают детей в знатных семействах.
Вместе с тем со II
века н. э., а особенно в III и IV веках, как бы в противовес господствующей
художественной культуре Рима поднимается совсем иное идейное течение,
представленное ранним христианством - сначала как религией обездоленных и
угнетенных масс, а затем как государственной религией. Упадок античной культуры
в эпоху разложения рабовладельческого строя как раз способствует успешному
развитию христианского искусства, во многом противостоящего эстетике и музыкальной
практике Рима предшествующих столетий.
Нельзя, однако,
отрицать и образовавшиеся на рубеже двух эпох некоторые связи между наследием
античности и развитием эстетической мысли последующего времени. Мы увидим в
дальнейшем, в чем заключались эти связи и каковы были существенные различия
между отношением к музыкальному искусству в лучшие века античности - и на
протяжении средних веков.
Если же иметь в виду далекие перспективы музыкального искусства в
Западной Европе, по крайней мере начиная с эпохи Возрождения, то для данной
художественной области возымели значение в конечном счете не только
теоретическое наследие Древней Греции и совсем не образцы самой музыки, столь
немногочисленные и разрозненные, но прежде всего прогрессивные художественные
идеи, связанные с синтезом искусств в греческой трагедии, с неразрывной
сопряженностью поэзии и музыки. Этими идеями вдохновлялись многие музыканты -
от представителей Ренессанса и Монтеверди до Глюка, от Глюка до Вагнера и
Танеева, от них до наших дней.
Вы фанат немецкой группы Rammstein и еще не слушали их знаменитый альбом Rammstein Liebe Ist Fur Alle Da? Не порядок. Быстро ищите его на прилавках музыкальных магазинов и наслаждайтесь любимой музыкой.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ. ДРЕВНИЙ РИМ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.